(из опыта внеурочной работы)
«Наша молодежь любит роскошь,
она дурно воспитана,
она насмехается над начальством
и нисколько не уважает стариков.
Наши нынешние дети стали тиранами;
они не встают,
когда в комнату входит пожилой человек,
перечат своим родителям.
Попросту говоря, они очень плохие».
Сократ
Вы будете удивлены, узнав, что эти слова принадлежат Сократу, жившему до V в. до нашей эры. Но как они актуальны сегодня, и не просто актуальны, а злободневны.
- Современный ребенок находится в беспредельном информационном и социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации сети Интернет, телевидения, компьютерных игр, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие этой информации (не всегда позитивное) нередко доминирует в процессе воспитания и социализации.
- Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы. С одной стороны системность, последовательность, традиционность, с другой - клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой. Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, моральной неустойчивости.
- Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих запретов сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не включается в посильное для него решение реальных проблем, что приводит к нарушению процессов взросления.
- Популярность виртуальных форм общения ослабляет связи между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми, что приводит к самоизоляции детства. В результате за ростом агрессивности, жестокости, цинизма, грубости на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
- Традиционные ценности были разрушены, когда модель воспитания была переориентирована с коллективистской на индивидуалистическую. Произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Снизилась ценность других людей, и на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе стал распространяться эгоизм, теряется чувство гордости за свою страну.
Такие понятия, как «любовь к Родине», «служение Отечеству», «гражданский долг», ныне обесценены. Но патриотические убеждения не навязывают. Их надо воспитывать. Воспитание ценностных отношений – сложный и тонкий процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить степень их искренности и устойчивости; сложно учитывать все факторы, влияющие на их становление. Однако назрела острая необходимость создания воспитательной системы, адекватной новому времени.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок - из мельчайших песчинок,
Россия – из россиян.
Крючков В.Так хочется, чтоб наши дети
Сказали бы все, как один:
«Я – нашей великой России
Пусть маленький, но Гражданин!»
Новая воспитательная система должна быть ориентирована на воспитание Гражданина.
Как можно по-современному, но с учетом традиций строить систему гражданско-патриотического воспитания?
Мы хотим поделиться опытом совместной работы, который может оказаться полезным. Более 10 лет мы работаем в параллели, что позволило нам в рамках воспитательной системы гимназии создать собственную результативную воспитательную систему класса и параллели, ориентированную на потребности младшего школьника.
Свою работу мы выстроили в соответствии с воспитательной системой гимназии по тематическим блокам, имеющим непосредственное отношение к начальной школе: «Дом, в котором я живу», «Мое здоровье в моих руках», «Мир без границ», «Эврика!», «Мир прекрасен».
Деятельность в этих направлениях проходит ряд этапов. Мы назвали их ступенями воспитания и соотнесли с каждым из четырех лет обучения в начальной школе.
1 класс
Ступенька «Знать» (вместе узнаем)
Цель: создать условия для успешной адаптации первоклассников к школьной жизни.
Задачи:
- Обеспечение эмоционального комфорта, чувства защищенности ребенка в коллективе при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Знакомство детей с особенностями учебного и внеучебного сотрудничества.
- Принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им.
2 класс
Ступенька «Мыслить» (вместе думаем)
Цель: создать благоприятную социально-учебную среду для равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса.
Задачи:
- Развитие представления о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя, своей национальной принадлежности.
- Развитие инициативы, самостоятельности, сотрудничества детей при работе в малых группах.
- Воспитание устойчивого интереса к познавательной деятельности.
- Развитие личностных и творческих способностей детей.
3 класс
Ступенька «Уметь» (вместе создаём)
Цель: создать условия, способствующие проявлению активности младших школьников в учебной и внеучебной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.
Задачи:
- Обеспечение условий для практического подтверждения учащимися приобретенных социальных знаний.
- Развитие устойчивого интереса к совместной деятельности.
- Совершенствование коммуникативных умений детей, готовности к сотрудничеству в рамках учебной и внеучебной деятельности.
4 класс
Ступенька «Действовать» (вместе творим)
Цель: создать условия, способствующие приобретению опыта самостоятельного социального действия и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
Задачи:
- Овладение универсальными способами принятия решений в различных социальных и личностных ситуациях.
- Развитие инициативы, самостоятельности и целеустремленности личности как условия ее самоактуализации.
- Воспитание ответственности за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми.
Достижение указанных целей должно осуществляться в рамках всего образовательного процесса в школе, но в особенности во внеурочной деятельности. Для внеурочного «воспитательного пространства» характерны неформальность, открытость, большая свобода действий ребенка.
Непременным условием реализации планов внеурочной деятельности является участие родителей в жизни класса. Без их помощи классному руководителю трудно организовать воспитательную работу на должном уровне. Воспитание начинается в семье, именно с родителей дети берут пример, формируя ценностное отношение к себе, к людям, к Отечеству.
Остановимся на некоторых формах работы, которые кажутся нам наиболее результативными для решения задач в разных направлениях воспитательной деятельности. На разных ступенях воспитания формы работы могут изменяться, обновляться, усложняться.
Планирование основных мероприятий по формированию ценностных ориентаций и опыта практической деятельности представлено в Приложении 1.
Использование в работе указанных форм позволяет выйти на следующие уровни воспитательных результатов внеучебной деятельности школьников:
- 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс);
- 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы);
- 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс). Оценить уровень достигнутых результатов позволяют следующие методы:
- педагогические наблюдения;
- индивидуальные беседы с учащимися и родителями;
- анкетирование учащихся и родителей;
- диагностические исследования;
- портфолио учащихся;
- мониторинг уровня воспитанности и сформированности ценностных ориентаций школьников.
Работа, выстроенная в данной системе, помогает нам создать условия для воспитания учеников, которые соответствуют модели выпускника начальной школы и успешно адаптируются в среднем звене.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» представлена модель выпускника начальной школы, согласно которой выпускник начальной школы:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться;
- любящий родной край и свою страну;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Закончить хотим словами Плутарха: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».
Использованная литература
- Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М.: Вита-Пресс, 1995.
- Гаврилова А.В. Проект «Я - гражданин России».//Классный руководитель.-2009, № 5.
- Гуреева О.С. Знать, мыслить, уметь, действовать.//Начальная школа.-2000, № 6.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.- М.: Просвещение, 2009.
- Дереклеева Н.И.Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2004.
- Егорова С.Г., Васильева Т.В., Супрун Г.Б.Воспитание гражданина-патриота.//Начальная школа плюс До и После.-2008, № 9.
- Классные часы./Авт.-сост.Максимова Т.Н.-М.: ВАКО, 2009.
- Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013 г.г.
- Лукьянова М.И., Калинкина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Малоземова Н.П.Возвращение к истокам. //Начальная школа плюс До и После.-2008, № 9.
- Савинова Л.Ю. Воспитание патриотизма у младших школьников в условиях клубной работы. //Начальная школа плюс До и После.-2007, № 4.
- Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация к новой социальной среде. – М.: ВАКО, 2008.
- Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., Яшина Н.Ю. Программа курса «Гражданское образования» в начальной школе. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010 г.
- Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе.- М.: Новая школа, 1997.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника.//Классный руководитель.-2010, № 5.