Пояснительная записка
В 2010 году наша Родина отмечала знаменательный юбилей: 65 лет Победы в Великой Отечественной войне, воспоминания о которой до сих пор будоражат сердца всех жителей нашей планеты. Катастрофические последствия этой разрушительной войны невосполнимы. Каждый русский человек обязан знать историю своей страны. Поэтому мы посчитали создание такого историко-литературного проекта нужным и своевременным. Подрастающее поколение должно знать о жизни своих дедов, которые с винтовкой в руке отстояли свободу и принесли мир во все дома.
Материал для проекта мы подбирали вместе с учащимися, тем самым привлекая их к исследовательской деятельности. Проведение мероприятия и презентация проекта состоялись накануне празднования Дня Победы: 8 мая в актовом зале нашей школы. Были приглашены ветераны ВОВ, представители администрации города, учителя и ученики нашей школы. На протяжении всего выступления в зале царила атмосфера патриотической принадлежности к великому историческому факту. Ученики, задействованные в мероприятии, показали высокий уровень творческого потенциала: ведущие владели хорошей монологической речью, чтецы показывали лучшие образцы художественного чтения, участники сценок продемонстрировали актёрские способности.
Цели проекта:
1) формирование духовных и нравственных принципов через осмысление исторических материалов и последствий проведения военных действий;
2) формирование внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании через восприятие художественного слова;
3) развитие у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.
Танцевальная площадка. Звучит фокстрот “Рио-Рита”. Танцуют пары. Резко прерывается музыка. Пары застывают.
На фоне кадров хроники нападения фашистских войск на СССР звучит речь Молотова В. М. от 22 июня 1941 г.
Ведущий: 22 июня 1941 г. без объявления войны началось наступление немецких войск на СССР. К нападению на нашу страну Гитлер и его военачальники начали готовиться летом 1940 г. К концу этого года был разработан план войны против СССР, получивший название “Барбаросса”. Гитлер рассчитывал быстро закончить войну. Он не сомневался в своей победе. Намечалось нанести мощный удар по основным силам Красной Армии, уничтожить их в короткий срок, захватить Москву.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим зазнавшимся врагом. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!
Война будет длиться 1418 дней и ночей, четыре страшных года. Она станет священной народной войной.
Ученик:
Пламя
ударило в небо!—
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
“Вставайте
на помощь...”
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.
Ведущий: Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. Фашистская Германия представляла смертельную угрозу не только для нашей страны, но и для всего человечества гитлеровцы планировали поработить и физически уничтожить миллионы людей.
Из директивы А.Гитлера министру по
делам восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана “Ост”
(23 июля 1942 г.)
Славяне должны работать на нас, а в случае, если
они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и
охрана здоровья для них излишни. Славянская
плодовитость нежелательна … образование опасно.
Достаточно, если они будут уметь считать до ста…
Каждый образованный человек — это наш будущий
враг. Следует отбросить все сентиментальные
возражения. Нужно управлять этим народом с
железной решимостью…
Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до
четырёх миллионов русских в год.
Итак, свою цель Гитлер определил так: “Уничтожить жизненную силу России. Не должно остаться никаких политических образований, способных к возрождению”.
Ученик:
Кровью закат окрашен,
Молча идем без слов
Мимо полей и пашен,
Мимо родных лесов.
Путь наш тяжел и длинен.
В горе. В слезах. В огне.
Немец, заняв Калинин,
Рвется уже к Москве.
Ноги твои босые,
Кровь посреди дорог,
Трудный твой путь, Россия,
С запада на восток.
Ученик:
Мы по дорогам пыльным с боем шли.
От бомб земля дрожала, как живая.
Мы каждый метр своей родной земли
Отстаивали, кровью поливая.
Свинцовая метелица мела,
Рвались снаряды, мины завывали…
И песня нашей спутницей была,
В бою. В походе. На ночном привале.
Ведущий: Уже в первые месяцы войны была захвачена огромная территория СССР. На оккупированных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами который были мирные жители. Гитлеровцы последовательно проводили массовое уничтожение населения. В обращении немецкого командования к солдатам говорилось: “У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик, женщина, девочка или мальчик – убивай..” И они убивали.
Ученик:
Бейте, бейте шомполами, —
Все равно не закричу!
На решетке, сжав зубами,
Гайку ржавую верчу,
На свободе быть хочу!
Вот она, друзья, смотрите!
До нее подать рукой,
И я знаю, как мне выйти
В мир из камеры сырой,
Хоть и смотрит часовой.
Смотрит, грубо окликая,
С вышки пули сыплет вниз.
Есть ли сила в нем такая
Задержать меня — не знаю,
Я ведь гайку перегрыз.
Ведущий: Только сам народ с его стойкостью, самоотверженностью, готовностью отдать жизнь за Родину мог ее спасти. Уже начало войны показало, сто люди готовы, не щадя своей жизни, сражаться за свое Отечество.
Инсценировка отрывка произведения Б. Васильева “А зори здесь тихие” (момент выхода в разведку и гибель девушек).
Ведущий: Генерал-лейтенант артиллерии в запасе Стрельбицкий И. вспоминал: “Я видел, как идут в атаку новобранцы и опытные воины. Так или иначе, но каждый думает об одном: победить и выжить!...Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Они мчались стремительно – не остановишь ничем! – без страха, без оглядки. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути все”.
Ученик:
Мы поднимались и в атаку шли,
Рвались навстречу пламени и ветру,
Чтобы пройти хоть метр своей земли,
Но падали, не сделав и полметра.
И пятый раз с командою “вперед!”,
Блестя штыками, поднималась рота,
Но бил упрямо вражий пулемет
Из амбразуры маленького дота.
И вдруг за дымным валом человек
Навстречу доту яростно метнулся,
И пулемет, придушенный навек,
Струей последней захлебнулся.
Морской прибой над нами грохотал.
Мы подошли к замолкнувшему доту,
А тот, безвестный, недвижим лежал,
Прикрывши телом дуло пулемета.
Никто из нас тогда еще не знал
Кто он такой и из какого края,
Отдавший жизнь за маленький квартал,
Свою большую землю защищая.
Ученик:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Недокурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
и мужество, как знамя, пронесли.
Ведущий: Мужество советских солдат определяло исход битв в ходе ВОВ. Продвигаясь по направлению к Москве, враг встретил ожесточенное сопротивление при взятии Смоленска. Это сражение продолжалось два месяца. Враг потерял здесь 50 тысяч солдат, а 4 лучшие стрелковые дивизии первыми в Красной Армии получили звание гвардейских.
Ученик:
Смоленск – о нем я с детства знаю.
Через смоленские снега
Гнала страна моя родная
Полки разбитого врага.
Так было встарь, во время оно,
Теперь опять враги бегут.
То – не закат наполеона,
А просто – Гитлеру капут.
Ведущий: Советские войска не только оборонялись, но и наносили врагу ответные удары. Одна из них – битва под Москвой. Здесь в декабре 1941 г. немецкая армия потерпела серьезное поражение и была остановлена.
Под Москвой сражалась знаменитая Панфиловская дивизия. Ее политруку Клочкову В принадлежат слова, повторившие слова знаменитого полководца М. И. Кутузова и ставшие известными всей стране: “Велика Россия, а отступать некуда; позади Москва!”. У подмосковной деревни Дубосеково 28 панфиловцев не пропустили к Москве немецкие танки.
Школу московской битвы прошел и наш знаменитый земляк-воронежец, генерал С. Н. Переверткин. В октябре 1941 г. он был назначен заместителем начальника оперативного отдела штаба 5-й армии Западного фронта. 5-й армии предстояло вести ожесточенные оборонительные бои на подступах к Москве против 4-й армии генерал-фельдмаршала Г. Клюге. Несколько суток ее дивизии сдерживали танковые корпуса противника, но 16 октября немцы глубоко охватили фланги и вышли в расположение командного пункта армии. Началась рукопашная схватка, в которой принял участие и подполковник штаба армии Переверткин. Только 6 декабря войска Западного фронта перешли в контрнаступление, освободив около 150 населенных пунктов. Во всех этих операциях принимал непосредственное участие Переверткин. В решительные моменты он садился на танк и лично принимал участие в боях. Маршал Жуков Г. К. в своих мемуарах назовет С. Н. Переверткина “одним из активнейших участников битвы под Москвой в 1941 г.”.
Ученик:
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя!
За то, чтобы черемух пеной белой
Дымя-дымилась теплая земля,
Чтоб ликовали отчие пределы,
В отраде жили русские поля;
За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,
Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
За то, чтоб просто радовались люди
На снова отвоеванной земле!
Ведущий: История человечества не знает такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какой проявили воины и жители Ленинграда, защищая свой город, находящийся в блокаде.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба “О будущности Петербурга” от 22 сентября 1941 г.: “Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей”.
(Демонстрируются кадры хроники о жизни в блокадном городе Ленинграде)
Ученик:
Здесь умирали, стряпали и ели,
А те, кто мог еще вставать с постели,
Пораньше утром, растемнив окно,
В кружок усевшись, перьями скрипели.
Отсюда передачи шли на город.
Стихи и сводки, и о хлебе весть.
Здесь жили дикторы и репортеры,
Поэт, артист, их всех не перечесть.
Ведущий: Началом перелома в ходе войны стала Сталинградская битва, в которой немецкая армия потерпела поражение. С этого момента началось ее отступление.
А кто защищал Сталинград? Кто стоял в нем железной стеной? Русские рядом с украинцами и белорусами, узбеками, грузинами, армянами, сынами всей многонациональной страны.
“За Родину! Ни шагу назад!”– с этими словами шли в бой защитники города…
Ученик:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!..
Ведущий: Окончательным переломом в ВОВ стала Курская битва. Вот как вспоминал об этой битве командующий фронтом Рокоссовский К. К.: “Курская битва – это была поистине грандиозная битва. Артподготовка… Началась она в половине третьего и продолжалась тридцать минут. Огонь одновременно вели шестьсот орудий. Полчаса стоял такой грохот, что в ушах звенело, земля содрогалась, как в эпицентре девятибалльного землетрясения, а над боевыми позициями готовившегося к броску противника в сплошную черную тучу слились в клубы вздыбленной земли. Мы верили в победу над врагом, и эта вера имела под собой твердую почву”.
Немецкие войска были разгромлены в этой битве.
Ведущий: Фронт не мог существовать без тыла. Каждый солдат на передовой чувствовал постоянную поддержку близких.
Исполняется песня “Синий платочек”.
Учащийся читает стихотворение “Жди меня” К. Симонова.
Ученик:
Я читаю письмо, что уже пожелтело годами,
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в 42-м мой отец написал моей маме,
Перед тем как уйти в свой последний
решительный бой….
Ученик: “Со мною все богучарцы, которые со мной выехали, и Рыбалкин Колька тоже здесь… Дуся, живи и не горюй, детей корми лучше. Передай привет всем моим знакомым и сотрудникам…” август 1941 г.
“От вас писем не получаю. Это для меня печально. Пишите и описывайте о всем, где ребята? Со мной Захарченко с пожарки. Много не горюйте, готовь продуктов: разобьем Гитлера – приду на отдых, чтоб хорошо поправиться…” 16 сентября 1941 г.
Звучит взрыв гранаты…
На сцене появляется почтальонка с сумкой и устало садится на краю сцены.
Юноша:
Почтальонка! Почтальонка!
Тяжела ль тебе сума?Почтальонка:
Тяжела моя сума. Тяжела моя сума.
Все газеты да газеты.
Дотащу ли их сама? Дотащу ли их сама?
Тяжела моя сума!Юноша:
Почтальонка! Почтальонка!
Далеко ль тебе тащить?Почтальонка:
Обошла я все дома.
Обошла я все дома.
Разнесла газеты, письма.
Тяжела моя сума!
Обошла я все дома.
Тяжела моя сума!Юноша:
Почтальонка! Почтальонка!
А ты снимай свою суму!Почтальонка:
Не могу снимать суму! Не могу снимать суму!
Там на донце похоронка.
Не могу читать, кому. Не могу читать, кому.
Похоронка! Похоронка!
Серый камень на груди. Серый камень на груди.
Стопудовый на груди. Стопудовый на груди.
Говорила баба Настя:
“В почтальонки не ходи!”
На сцене появляется девушка, почтальонка отдает ей оставшееся письмо.
На сцене остаются девушка и юноша.
Сценка по мотивам поэмы С. Викулова “Одна навек”.
Ученица
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Непокоряемый вовек,
Идет, свершивши подвиг ратный,
Великий русский человек.
Ведущий. И вот настал час расплаты с фашистскими извергами. Сержант Егоров и младший лейтенант Кантария под непрерывным огнем немцев 30 апреля 1945 года водрузили над рейхстагом Знамя Победы. Наш народ разгромил врага. Советская армия освободила территорию нашей страны и страны Европы. 8 мая в Потсдаме был подписан акт о капитуляции фашистской Германии.
Советский Союз по сравнению с другими государствами антигитлеровской коалиции вынес на своих плечах основную тяжесть войны.
Ученик
Четыре года, без отдышки,
Вела ее страна,
Но были музыка и книжки.
Была война.
Мы начинали без винтовок,
Почти хана;
Но в “Правде” строгий заголовок.
Была война.
Да, Брест сражался не без славы,
Но Керчь сдана.
Потом дошли мы до Варшавы.
Была война.
Была Германия едина,
Была сильна,
Но пали крепости Берлина.
Была война.
Живых мы любим, помним павших.
И имена
Для нас свободу отстоявших.
Была война.
Ведущий: В этой войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла – рабочих, колхозников, интеллигенции.
Ученик
Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою ценой завоевано счастье, — пожалуйста,
помните!
Песню свою отправляя в полет,
помните!
О тех, кто уже никогда не споет, —
помните!
Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет
никогда, — заклинаю, —
Помните!Звучит музыка песни Д. Тухманова “День Победы”.
Материалы:
- Стихотворения советских поэтов: К. Симонова, Д.Сухарева, Г.Любшина, Р. Рождественского, С Викулова.
- Песни:
– “Священная война” (муз. А.В. Александров, стихи В.И. Лебедева-Кумача),
– фокстрот “Рио-Рита”,
– “День Победы” (музыка Д. Тухманова, слова В.Харитонова),
– “Синий платочек”. - Видеоматериалы:
– Вторая мировая война: факты и хроники. Стратегия победы.