Количество учащихся в группе – 12 человек.
Раздел программы: Моделирование и формализация
Тема учебного занятия: Построение информационной модели объекта, отвечающей конкретной задаче.
Тип учебного занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.
Дидактическая цель: Создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.
УМК: Информатика 5–7, Босова Л.Л.
Оборудование: Компьютерный класс с 13 посадочными местами, объединенными в локальную сеть, с установленным ПО (MS OFFICE 2003), проектор, экран, именные печатные листы с текстами задач, оценками их выполнения, рефлексией.
ЭОР: Презентации “Шаги создания информационной модели” и “Критерии”, папка на Рабочем столе “Информационные модели” с текстовым файлом “Отношения” и графическим файлом “Проекты”.
Цели урока:
- Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
- Развитие у учащихся творческого мышления направленного на выбор оптимальных решений.
- Научить школьников применять современное ПО в решении нестандартных задач.
Задачи урока:
- Овладеть способами эффективного представления информационных моделей в зависимости от предложенной задачи.
- Развитие умения оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
- Воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости.
Тип учебной ситуации: ситуация – тренинг (по решению задач).
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
– Овладение способами эффективного представления информации в зависимости от
целей моделирования.
– Приобретение опыта использования ИКТ-инструментов в своей деятельности.
Метапредметные:
– Получение опыта использования методов и средств информатики для
моделирования, формализации и структурирования информации;
– Умение преобразовывать одни формы представления информации в другие в
зависимости от поставленной задачи;
– Умение прогнозировать результат учебной деятельности, вносить необходимые
коррективы в план по ходу его выполнения, сопоставляя достигнутый результат с
заданным эталоном.
Предметные:
– Умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов,
выявление соотношений между ними);
– Умение строить модели объектов из различных предметных областей с
использованием типовых средств (таблиц, графов, формул), оценивать адекватность
построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
– Умение выбирать средства информационных технологий для решения поставленной
задачи.
Уровень учебной цели | Планируемые результаты обучения | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Типы ЭОР, которые позволят достичь учебную цель |
Понимание на этапе актуализации | – Получение опыта использования методов и средств информатики для моделирования, формализации и структурирования информации; | Обрисуйте в шаги, необходимые для того, чтобы… | демонстрационные |
Применение | – Умение преобразовывать одни формы представления
информации в другие в зависимости от поставленной задачи. – Умение
строить модели объектов из |
Изобразите информацию графически, Рассчитайте на основании данных о…, Предложите способ, позволяющий…, Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…, Разработайте и проведите презентацию…, Сравните… и …, а затем обоснуйте… |
инструментальные программные средства |
Анализ | –Умение оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования; | Проанализируйте структуру…с точки зрения… | инструментальные программные средства |
Синтез | – Умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними); | Разработайте план, позволяющий… | |
Оценка | – Умение выбирать средства информационных технологий
для решения поставленной задачи; – Умение прогнозировать результат учебной деятельности, вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения, сопоставляя достигнутый результат с заданным эталоном; |
Оцените возможности…для…
|
инструментальные программные средства |
Краткое описание ситуации. | Учащиеся получают индивидуальные именные листы с
текстами задач и оценками их выполнения. Они анализируют исходные данные, представленные в тексте задач, оценивают предполагаемый результат, выявляют соотношения между данными и результатом, определяют способ представления результата. Вносят в листы свои оценочные баллы. |
Задания для учащихся, выполнение которых
приведет к достижению запланированных результатов (с указанием конкретного типа ЭОР). |
1. В Комитете Информационного Моделирования
перепутались отделы, которые занимаются составлением моделей. Обрисуйте (т.е. пронумеруйте) последовательность шагов, необходимых для создания модели. (Презентация) 2. У Информационного Объекта есть три помощника: Метод, Средство и
Процесс. (Текстовый редактор) 3. Главный архитектор города Информационные модели хочет поместить
клумбу на (Графический редактор) 4. Между городами Натурные Модели и Информационные Модели
предполагают (Текстовый или графический редактор по желанию учащихся) 5. На следующей неделе Информационный Объект, Метод, Средство и
Процесс собираются (Текстовый редактор, вставка таблиц) |
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов. |
Напечатать и раздать учащимся тексты задач 20125,
записать на Рабочий стол ПК папку “Информационные модели” с файлами ОТНОШЕНИЯ [Приложение 1] и ПРОЕКТЫ [Приложение 2]. Организовать групповую работу по обсуждению вопросов. 1. Подготовить слайды с шагами создания модели (с неверной
2. Проконсультировать (при необходимости), что в Панели рисования
3. Предложить учащимся использовать инструмент “Надпись” для записи
4. Организовать обсуждение предложенных вопросов: – Оцените возможности графического и текстового редактора для
Дать указания учащимся, что созданный файл надо сохранить в папке
5. Подготовить учащихся к записи таблицы, организовав обсуждение по вопросам: – Что является исходными данными? Помочь учащимся определиться с выбором приложения и шагами Дать указания учащимся, что созданный файл надо сохранить в папке
|
Критерии оценивания одного из заданий | |
Задание 5. ПИКНИК. | Наличие каждого критерия оценивается в один балл. Сумма баллов определяет оценку всего задания. – наличие таблицы; |
Структура учебного занятия:
- Организационный момент. 1 минута.
- Целеполагание и мотивация. 2 минуты.
- Актуализация. 3 минуты.
- Применение знаний (упражнения): 32 минуты.
– в знакомой ситуации
– в измененной ситуации
– в новой ситуации - Информация о домашнем задании. 2 минуты.
- Рефлексия. 5 минут.
Ход урока
1. Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы с вами познакомились с понятием “информационная модель”, рассмотрели способы ее представления и этапы составления модели.
2. Сегодня мы проведем практическое занятие с использованием ПК. Будем представлять модели в виде графа, формулы и таблицы, выбирая наиболее эффективный способ представления с точки зрения соответствия модели целям моделирования, и соответствие построенной модели объекту-оригиналу.
Работа в группах:
Обсудите вопросы и представьте результат групповой работы в виде короткого (в 2–4 предложения) ответа:
1-я группа.
1. Дайте определение “Информационной модели” (Это описание объекта, процесса или явления в образной или знаковой форме).
2. В каком виде можно представить информационные модели? (В виде рисунка, чертежа, схемы, графа, диаграммы, таблицы, формулы и т.д.)
2-я группа.
3. Приведите примеры образных (знаковых, смешанных) моделей.
4. Приведите примеры использования моделей, которые мы встречаем в реальной жизни. В школьной жизни.
3-я группа.
5. Представители каких профессий используют модели в своей работе?
6. Все ли они адекватны объектам моделирования? Приведите примеры.
7. Важно ли, чтобы модель соответствовала объекту-оригиналу? Почему?
3. – Вспомните Элли и ее собачку Байтика, вместе с которыми мы путешествуем по Инфомиру. Проделав долгий и сложный путь, Элли попала в страну Моделирование и прошла город Натурные модели. Следующая ее остановка будет в городе Информационные модели. Там девочка поможет властелину города – Информационному Объекту – навести порядок в его владениях и он сообщит Элли следующую часть интернет-адреса, чтобы она могла вернуться домой. Если мы поможем Элли, то она справится с заданиями быстро и правильно.
Учитель раздает учащимся индивидуальные листы. [Приложение 4]
– Первое задание для Элли от Властелина было в Комитете Информационного Моделирования, где перепутались отделы, занимающиеся составлением моделей.
(Демонстрация слайда № 1 с неверной последовательность шагов моделирования.)
– Обрисуйте, т.е пронумеруйте, последовательность шагов для создания модели. Запишите ваш вариант ответа на листке с заданиями в № 1.
(Учащиеся записывают свой вариант нумерации шагов из слайда. По окончанию работы учитель показывает второй слайд с верной последовательность шагов.)
Самоконтроль:
– Сравните свой вариант ответа и правильный вариант.
– Исправьте ошибки, если вы их допустили.
– Оцените выполненное задание по критериям.
4. – Задания 2–3 мы будем выполнять индивидуально на компьютере. Обратите внимание на рекомендации по выполнению этих заданий. Приложение 3.
(Демонстрация слайда с рекомендациями по выполнению заданий:
К заданию 2: откройте текстовый документ “Отношения” в папке “Информационные модели” на Рабочем столе. Сохраните внесенные в файл изменения.
К заданию 3: откройте файл “Проекты” в папке “Информационные модели”. Для расчетов используйте приложение “Калькулятор”. Сохраните внесенные в файл изменения.)
(В ходе выполнения заданий учитель при необходимости консультирует учащихся, что во 2-м задании → можно взять в панели “Рисование”; а в 3-м задании использовать инструмент “Надпись” для записи ответов.)
(После внесения изменений учащимися в соответствующий файл, учитель через локальную сеть выводит на экран правильно выполненное задание одного из учеников.)
Самоконтроль:
– Сравните ваш результат выполнения задания с результатом …(Ф.И ученика). Он
(она) выполнил(а) задание верно. Оцените правильность выполнения задания вами
(сравните его с образцом и самостоятельно определите степень соответствия вашего
выполнения задания образцу)и выставьте себе оценку в листок заданий.
– Прочитайте Задание 4.
– Какую программу из MS OFFICE вы можете использовать для решения задачи?
– Оцените возможности графического и текстового редактора для создания
графической модели к этой задаче.
(Учащиеся в группах обсуждают положительные и отрицательные моменты применения указанных редакторов. Приходят к выводу, что можно использовать любой из предложенных редакторов.)
– Выберите оптимальный, на ваш взгляд, редактор для создания модели к этой задаче, постойте модель и сохраните ее в папке “Информационные модели” с именем “Дорога”. Обратите внимание на рекомендации по выполнению этого задания.
(Демонстрация слайда с критериями оценки выполнения задания и рекомендациями:
К заданию 4: Критерии оценки задания:
– нарисована линия дороги – 1 балл,
– нанесены все пункты Н,В,С,Д,Е,И – 2 балла,
– нанесены не все пункты – 1 балл,
– нанесены расстояния между всеми пунктами – 2 балла,
– нанесены не все расстояния между пунктами – 1 балл
Сохраните файл в папке “Информационные модели” с именем “Дорога”.)
(Учащиеся выполняют задание без помощи учителя, сохраняют результат работы)
– Проанализируйте правильность выполнения вами задания по критериям и
выставьте себе оценку в листок заданий.
– Нам осталось выполнить последнее задание Информационного объекта. Внимательно
прочитайте Задание 5. Проанализируйте, что является исходными данными,
каковы соотношения между ними, в виде чего удобно представить модель этой
задачи, какую программу из MS OFFICE вы можете использовать.
(Учащиеся самостоятельно, работая в группах выделяют два класса объектов – участники (4) и продукты (2), способ записи модели в виде таблицы, определяют количество строк и столбцов, и выбирают программу MS WORD → вставка → таблица, реализуют модель на ПК. Учитель может оказывать консультационную помощь, если учащийся не справляется с заданием.)
– Сохраните результат своей работы в папке “Информационные модели” с именем “Пикник”.
(Перед выполнением задания демонстрируется слайд с критериями оценки
задания:
Наличие каждого критерия – 1 балл
– наличие таблицы
– соответствие количества строк и столбцов таблицы условию задачи
– полнота заполнения таблицы
– соответствие данных таблицы условию задачи
– соответствие места сохранения таблицы указаниям учителя)
– Суммируйте критерии выполнения задания и запишите результат в листок заданий.
5. – Дома вы продолжите стоить информационные модели. Откройте дневники, запишите домашнее задание: повторить материал § 2.4, 2.5, выполнить задания в печатной тетради 25, 26 на стр. 50 и исследование в задании 41 на стр. 58.
6. – Настало время подвести итог нашего занятия, и мне хочется сделать это вместе с вами.
– Удался ли урок на ваш взгляд?
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вы для этого делали?
– Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?
– Заполните карточку рефлексии.
Карточка для рефлексии [Приложение 5]
- Работе в группе мне помогло ______________________________________
- На уроке я узнал(а) ______________________________________________
- На уроке я научился (лась) ________________________________________
- Для этого я делал(а) ______________________________________________
Итак, сегодня на уроке мы представляли словесные информационные модели в виде графа, формулы и таблицы, выбирая наиболее удобный способ представления моделей, в зависимости от целей моделирования; анализировали построенные модели и определяли их соответствие объекту-оригиналу. Вы показали хорошие знания и навыки работы в текстовом и графическом редакторах. Особенно хочется отметить работу … (Ф.И. учеников).
Проставьте в листки с заданиями итоговую сумму баллов, набранных вами за урок, и оставьте на компьютерных столах. После проверки выполненных заданий я отдам вам листки с моими заметками и оценками.
Думаю, что Элли также была довольна вашей работой, а Информационный Объект впишет в ваши листки следующую часть интернет-адреса для нее. Спасибо всем. До свидания.
(Учитель собирает листки заданий.)