Путешествие Элли по инфомиру

Разделы: Информатика


Количество учащихся в группе – 12 человек.

Раздел программы: Моделирование и формализация

Тема учебного занятия: Построение информационной модели объекта, отвечающей конкретной задаче.

Тип учебного занятия: Урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактическая цель: Создание условий для применения знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях.

УМК: Информатика 5–7, Босова Л.Л.

Оборудование: Компьютерный класс с 13 посадочными местами, объединенными в локальную сеть, с установленным ПО (MS OFFICE 2003), проектор, экран, именные печатные листы с текстами задач, оценками их выполнения, рефлексией.

ЭОР: Презентации “Шаги создания информационной модели” и “Критерии”, папка на Рабочем столе “Информационные модели” с текстовым файлом “Отношения” и графическим файлом “Проекты”.

Цели урока:

  1. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
  2. Развитие у учащихся творческого мышления направленного на выбор оптимальных решений.
  3. Научить школьников применять современное ПО в решении нестандартных задач.

Задачи урока:

  1. Овладеть способами эффективного представления информационных моделей в зависимости от предложенной задачи.
  2. Развитие умения оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования.
  3. Воспитание информационной культуры, внимательности, усидчивости.

Тип учебной ситуации: ситуация – тренинг (по решению задач).

Планируемые результаты обучения:

Личностные:
– Овладение способами эффективного представления информации в зависимости от целей моделирования.
– Приобретение опыта использования ИКТ-инструментов в своей деятельности.

Метапредметные:
– Получение опыта использования методов и средств информатики для моделирования, формализации и структурирования информации;
– Умение преобразовывать одни формы представления информации в другие в зависимости от поставленной задачи;
– Умение прогнозировать результат учебной деятельности, вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения, сопоставляя достигнутый результат с заданным эталоном.

Предметные:
– Умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
– Умение строить модели объектов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графов, формул), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
– Умение выбирать средства информационных технологий для решения поставленной задачи.

Уровень учебной цели Планируемые результаты обучения Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Типы ЭОР, которые позволят достичь учебную цель
Понимание на этапе актуализации – Получение опыта использования методов и средств информатики для моделирования, формализации и структурирования информации; Обрисуйте в шаги, необходимые для того, чтобы… демонстрационные
Применение – Умение преобразовывать одни формы представления информации в другие в зависимости от поставленной задачи.

– Умение строить модели объектов из
различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул).

Изобразите информацию графически,
Рассчитайте на основании данных о…,
Предложите способ, позволяющий…,
Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…,
Разработайте и проведите презентацию…,
Сравните… и …, а затем обоснуйте…
инструментальные программные средства
Анализ –Умение оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования; Проанализируйте структуру…с точки зрения… инструментальные программные средства
Синтез – Умение строить модель задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними); Разработайте план, позволяющий…  
Оценка – Умение выбирать средства информационных технологий для решения поставленной задачи;

– Умение прогнозировать результат учебной деятельности, вносить необходимые коррективы в план по ходу его выполнения, сопоставляя достигнутый результат с заданным эталоном;

Оцените возможности…для…

 

 

 

инструментальные программные средства
Краткое описание ситуации. Учащиеся получают индивидуальные именные листы с текстами задач и оценками
их выполнения. Они анализируют исходные данные, представленные в тексте задач,
оценивают предполагаемый результат, выявляют соотношения между данными и результатом, определяют способ представления результата. Вносят в листы свои оценочные баллы.
Задания для учащихся, выполнение которых

приведет к достижению запланированных результатов (с указанием конкретного типа ЭОР).

1. В Комитете Информационного Моделирования перепутались отделы, которые
занимаются составлением моделей. Обрисуйте (т.е. пронумеруйте)
последовательность шагов, необходимых для создания модели.

(Презентация)

2. У Информационного Объекта есть три помощника: Метод, Средство и Процесс.
Информационный Объект и Метод вместе играют в шахматы, Информационный
Объект и Средство вместе ходят в театр, Метод и Процесс вместе рыбачат, а
Процесс и Информационный Объект вместе гуляют в парке. Изобразите модель
отношений героев в виде графа. Проанализируйте структуру графа и ответьте на
вопрос: “Кому Информационный Объект может доверить секрет, чтобы он не стал
известен кому-то другому?”

(Текстовый редактор)

3. Главный архитектор города Информационные модели хочет поместить клумбу на
городской площади. У него есть четыре проекта клумбы. Сравните проекты, а затем
обоснуйте, какие из них он может использовать, чтобы затраты на ограждение клумбы
были минимальны. Составьте и запишите математическую модель стоимости такого
ограждения. Рассчитайте на основании модели стоимость затрат, если на ограждение
1 м клумбы надо затратить 3 битика.

(Графический редактор)

4. Между городами Натурные Модели и Информационные Модели предполагают
проложить прямолинейную железную дрогу длиной 35км. Она пройдет через
пункты В, С, Д, Е, а сами города будут условно называться Н и И. Известно, что
между Н и С – 12 км, между В и Д – 11 км, между С и Е – 12 км, между
Д и И – 16 км. Оцените возможности графического и текстового редактора для
создания эскиза (схемы) к задаче. Выберите оптимальный, по вашему мнению,
редактор и постройте графическую модель, которая позволит рассчитать расстояния между остановочными станциями
будущей дороги.

(Текстовый или графический редактор по желанию учащихся)

5. На следующей неделе Информационный Объект, Метод, Средство и Процесс собираются
на пикник. Информационный Объект пьет кофе. Средство любит чипсы, а
Процесс – бутерброды с колбасой. Метод обожает минеральную воду, а
Процесс – лимонад. Информационный Объект любит пирожные с кремом,
а Средство – сок. Метод – вегетарианец, поэтому ест только овощи.
Предложите способ, позволяющий записать эти данные в виде модели.
Разработайте план записи и реализуйте его, выбрав подходящее приложение.

(Текстовый редактор, вставка таблиц)

Действия учителя для создания
условий достижения запланированных результатов.
Напечатать и раздать учащимся тексты задач 20125, записать на Рабочий стол
ПК папку “Информационные модели” с файлами ОТНОШЕНИЯ
[Приложение 1] и ПРОЕКТЫ [Приложение 2].

Организовать групповую работу по обсуждению вопросов.

1. Подготовить слайды с шагами создания модели (с неверной
последовательностью шагов и с верной) для проверки правильности выполнения задания.

2. Проконсультировать (при необходимости), что в Панели рисования
можно взять символ → и что нужно сохранить внесенные в файл изменения.

3. Предложить учащимся использовать инструмент “Надпись” для записи
модели и приложение Калькулятор для расчетов. Обратить внимание, что
изменения в файле надо сохранить.

4. Организовать обсуждение предложенных вопросов:

– Оцените возможности графического и текстового редактора для
создания эскиза схемы к задаче.
– Выберите оптимальный, по вашему мнению, редактор для построения
графической модели.

Дать указания учащимся, что созданный файл надо сохранить в папке
“Информационные модели” с именем ДОРОГА.

5. Подготовить учащихся к записи таблицы, организовав обсуждение по вопросам:

– Что является исходными данными?
– Каковы соотношения между ними?
– В виде чего лучше записать желаемый результат (модель)?
– Сколько строк и столбцов будет в таблице?
– Что располагать в строках, в столбцах?

Помочь учащимся определиться с выбором приложения и шагами
реализации модели на ПК в текстовом редакторе.

Дать указания учащимся, что созданный файл надо сохранить в папке
“Информационные модели” с именем ПИКНИК.

Критерии оценивания одного из заданий
Задание 5. ПИКНИК. Наличие каждого критерия оценивается в один балл.
Сумма баллов определяет оценку всего задания.

– наличие таблицы;
– соответствие количества строк и столбцов таблицы условию задачи;
– полнота заполнения таблицы;
– соответствие данных таблицы условию задачи;
– соответствие места сохранения таблицы указаниям учителя.

Структура учебного занятия:

  1. Организационный момент. 1 минута.
  2. Целеполагание и мотивация. 2 минуты.
  3. Актуализация. 3 минуты.
  4. Применение знаний (упражнения): 32 минуты.
    – в знакомой ситуации
    – в измененной ситуации
    – в новой ситуации
  5. Информация о домашнем задании. 2 минуты.
  6. Рефлексия. 5 минут.

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы с вами познакомились с понятием “информационная модель”, рассмотрели способы ее представления и этапы составления модели.

2. Сегодня мы проведем практическое занятие с использованием ПК. Будем представлять модели в виде графа, формулы и таблицы, выбирая наиболее эффективный способ представления с точки зрения соответствия модели целям моделирования, и соответствие построенной модели объекту-оригиналу.

Работа в группах:

Обсудите вопросы и представьте результат групповой работы в виде короткого (в 2–4 предложения) ответа:

1-я группа.

1. Дайте определение “Информационной модели” (Это описание объекта, процесса или явления в образной или знаковой форме).
2. В каком виде можно представить информационные модели? (В виде рисунка, чертежа, схемы, графа, диаграммы, таблицы, формулы и т.д.)

2-я группа.

3. Приведите примеры образных (знаковых, смешанных) моделей.
4. Приведите примеры использования моделей, которые мы встречаем в реальной жизни. В школьной жизни.

3-я группа.

5. Представители каких профессий используют модели в своей работе?
6. Все ли они адекватны объектам моделирования? Приведите примеры.
7. Важно ли, чтобы модель соответствовала объекту-оригиналу? Почему?

3. – Вспомните Элли и ее собачку Байтика, вместе с которыми мы путешествуем по Инфомиру. Проделав долгий и сложный путь, Элли попала в страну Моделирование и прошла город Натурные модели. Следующая ее остановка будет в городе Информационные модели. Там девочка поможет властелину города – Информационному Объекту – навести порядок в его владениях и он сообщит Элли следующую часть интернет-адреса, чтобы она могла вернуться домой. Если мы поможем Элли, то она справится с заданиями быстро и правильно.

Учитель раздает учащимся индивидуальные листы. [Приложение 4]

Первое задание для Элли от Властелина было в Комитете Информационного Моделирования, где перепутались отделы, занимающиеся составлением моделей.

(Демонстрация слайда № 1 с неверной последовательность шагов моделирования.)

– Обрисуйте, т.е пронумеруйте, последовательность шагов для создания модели. Запишите ваш вариант ответа на листке с заданиями в № 1.

(Учащиеся записывают свой вариант нумерации шагов из слайда. По окончанию работы учитель показывает второй слайд с верной последовательность шагов.)

Самоконтроль:

– Сравните свой вариант ответа и правильный вариант.
– Исправьте ошибки, если вы их допустили.
– Оцените выполненное задание по критериям.

4. – Задания 2–3 мы будем выполнять индивидуально на компьютере. Обратите внимание на рекомендации по выполнению этих заданий. Приложение 3.

(Демонстрация слайда с рекомендациями по выполнению заданий:

К заданию 2: откройте текстовый документ “Отношения” в папке “Информационные модели” на Рабочем столе. Сохраните внесенные в файл изменения.

К заданию 3: откройте файл “Проекты” в папке “Информационные модели”. Для расчетов используйте приложение “Калькулятор”. Сохраните внесенные в файл изменения.)

(В ходе выполнения заданий учитель при необходимости консультирует учащихся, что во 2-м задании → можно взять в панели “Рисование”; а в 3-м задании использовать инструмент “Надпись” для записи ответов.)

(После внесения изменений учащимися в соответствующий файл, учитель через локальную сеть выводит на экран правильно выполненное задание одного из учеников.)

Самоконтроль:

– Сравните ваш результат выполнения задания с результатом …(Ф.И ученика). Он (она) выполнил(а) задание верно. Оцените правильность выполнения задания вами (сравните его с образцом и самостоятельно определите степень соответствия вашего выполнения задания образцу)и выставьте себе оценку в листок заданий.
– Прочитайте Задание 4.
– Какую программу из MS OFFICE вы можете использовать для решения задачи?
– Оцените возможности графического и текстового редактора для создания графической модели к этой задаче.

(Учащиеся в группах обсуждают положительные и отрицательные моменты применения указанных редакторов. Приходят к выводу, что можно использовать любой из предложенных редакторов.)

– Выберите оптимальный, на ваш взгляд, редактор для создания модели к этой задаче, постойте модель и сохраните ее в папке “Информационные модели” с именем “Дорога”. Обратите внимание на рекомендации по выполнению этого задания.

(Демонстрация слайда с критериями оценки выполнения задания и рекомендациями:

К заданию 4: Критерии оценки задания:

– нарисована линия дороги – 1 балл,
– нанесены все пункты Н,В,С,Д,Е,И – 2 балла,
– нанесены не все пункты – 1 балл,
– нанесены расстояния между всеми пунктами – 2 балла,
– нанесены не все расстояния между пунктами – 1 балл
Сохраните файл в папке “Информационные модели” с именем “Дорога”.)

(Учащиеся выполняют задание без помощи учителя, сохраняют результат работы)

– Проанализируйте правильность выполнения вами задания по критериям и выставьте себе оценку в листок заданий.
– Нам осталось выполнить последнее задание Информационного объекта. Внимательно прочитайте Задание 5. Проанализируйте, что является исходными данными, каковы соотношения между ними, в виде чего удобно представить модель этой задачи, какую программу из MS OFFICE вы можете использовать.

(Учащиеся самостоятельно, работая в группах выделяют два класса объектов – участники (4) и продукты (2), способ записи модели в виде таблицы, определяют количество строк и столбцов, и выбирают программу MS WORD → вставка → таблица, реализуют модель на ПК. Учитель может оказывать консультационную помощь, если учащийся не справляется с заданием.)

– Сохраните результат своей работы в папке “Информационные модели” с именем “Пикник”.

(Перед выполнением задания демонстрируется слайд с критериями оценки задания:
Наличие каждого критерия – 1 балл
– наличие таблицы
– соответствие количества строк и столбцов таблицы условию задачи
– полнота заполнения таблицы
– соответствие данных таблицы условию задачи
– соответствие места сохранения таблицы указаниям учителя)

– Суммируйте критерии выполнения задания и запишите результат в листок заданий.

5. – Дома вы продолжите стоить информационные модели. Откройте дневники, запишите домашнее задание: повторить материал § 2.4, 2.5, выполнить задания в печатной тетради 25, 26 на стр. 50 и исследование в задании 41 на стр. 58.

6. – Настало время подвести итог нашего занятия, и мне хочется сделать это вместе с вами.

– Удался ли урок на ваш взгляд?
– Что нового вы узнали на уроке? Чему научились? Что вы для этого делали?
– Что бы вы хотели изменить по ходу урока, повторить на других уроках?
– Заполните карточку рефлексии.

Карточка для рефлексии [Приложение 5]

  1. Работе в группе мне помогло ______________________________________
  2. На уроке я узнал(а) ______________________________________________
  3. На уроке я научился (лась) ________________________________________
  4. Для этого я делал(а) ______________________________________________

Итак, сегодня на уроке мы представляли словесные информационные модели в виде графа, формулы и таблицы, выбирая наиболее удобный способ представления моделей, в зависимости от целей моделирования; анализировали построенные модели и определяли их соответствие объекту-оригиналу. Вы показали хорошие знания и навыки работы в текстовом и графическом редакторах. Особенно хочется отметить работу … (Ф.И. учеников).

Проставьте в листки с заданиями итоговую сумму баллов, набранных вами за урок, и оставьте на компьютерных столах. После проверки выполненных заданий я отдам вам листки с моими заметками и оценками.

Думаю, что Элли также была довольна вашей работой, а Информационный Объект впишет в ваши листки следующую часть интернет-адреса для нее. Спасибо всем. До свидания.

(Учитель собирает листки заданий.)