Большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, активизации знаний и представлений об окружающем представляет обучение творческому рассказыванию. Именно творческое рассказывание максимально приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Составление творческого рассказа представляет собой умение связно и последовательно отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени и места событий и др.) в связи с этим обучение составлению творческих рассказов осуществляется при условии сформированности у детей определенных навыков связных развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ-описание предмета и т.д.)
Проблемы обучения творческому рассказыванию находят свое отражение в работах различных педагогов: Т. А. Абызовой, А. И. Бородич, В. П. Глухова, Т. Н. Сидарчук и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР связано с большими трудностями. Эти дети испытывают значительные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Нередко выполнение творческого задания (составление небольшого рассказа на заданную тему) подменяется пересказом знакомого текста.
Указанные трудности, связанные с системным речевым недоразвитием, также обусловлены недостатком знаний и представлений у детей об окружающем мире.
Все это определило необходимость особого внимания к организации подготовительной работы по обучению дошкольников с ОНР составлению творческих рассказов и к использованию адекватных приемов обучения с учетом особенностей этой группы детей.
Целью работы стало создание необходимых условий для подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОНР к составлению творческих рассказов.
Для достижения цели решались следующие задачи:
Формирование навыков самостоятельного составления детьми разных видов рассказа;
Развитие творческого мышления, творческой и познавательной активности, расширение представлений об окружающем мире;
Воспитание у детей интереса к художественной литературе, литературному творчеству и искусству, доброжелательного отношения к окружающим.
Начальным этапом работы стало проведение констатирующей диагностики, с помощью которой был определен уровень сформированности у детей навыков составления различных видов рассказа.
Диагностику выполнения заданий на составление рассказов можно наглядно представить в Приложении 1.
При диагностике составления рассказов был использован комплекс заданий В. П. Глухова.
Исходя из результатов констатирующей диагностики, был сделан вывод о том, что дети имеют недостаточный уровень сформированности связной речи. При пересказе наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропускаются звенья событий, действующие лица.
Рассказ-описание не доступен, дошкольники ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей.
При составлении рассказов по серии картинок дети затрудняются в установлении последовательности событий, чаще перечисляются действующие лица и совершаемые ими действия. Рассказ по сюжетной картинке дошкольники составить не могут. Состояние связной речи характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Все это еще раз говорит о создании необходимых условий для организации пропедевтической работы по составлению творческих рассказов.
После выявления уровня сформированности детьми связной речи, был разработан перспективный план, включающий в себя систему подготовительной работы по составлению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР творческих рассказов. Приложение 2.
Система работы состояла из 3-х периодов: I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, II период – декабрь, январь, февраль, III период – март, апрель, май.
Подготовительная работа по составлению творческих рассказов проводилась на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях, которые проходили в различных формах – игра, соревнование, конкурсы и т.д. На занятиях использовалась разнообразная наглядность – картинки, опорные схемы, игрушки, собственные рисунки детей, музыкальное сопровождение. Поставленные задачи решались не только на логопедических занятиях, но и во всех видах детской деятельности совместно с воспитателями – на других занятиях, в играх, в труде, прогулках и т.д. Воспитателями также проводилась подготовительная работа к некоторым логопедическим занятиям – беседы, чтение соответствующей литературы по теме, проведение экскурсий и т.д. Также на воспитательских занятиях закреплялись навыки, полученные детьми в ходе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления словоформ, синтаксически конструкций и др.)
Разработанная система игр, игровых упражнений и заданий проводилась с детьми в течение всего времени, не только в промежутки, указанные в перспективном плане. Игры и упражнения можно было использовать неоднократно, закрепляя с помощью них у детей различные навыки и умения по составлению предложений, рассказов, пересказа и т.д. Некоторые игровые задания давались с усложнением. Приложение 3.
Все это позволило максимально активизировать речевую деятельность детей и подготовить их к дальнейшему самостоятельному составлению творческих рассказов.
Для осуществления поставленной цели использовались такие формы работы с родителями как консультации, советы, открытые занятия.
Работая в данном направлении, с воспитателями были проведены консультации, разработаны методические рекомендации по обучению составления связных высказываний.
В результате система разработанных игр, игровых упражнений и творческих заданий способствовала развитию способностей у детей к творческому рассказыванию. В конце учебного года у воспитанников старшей группы был сформирован навык самостоятельного составления различных предложений, связных высказываний, простых рассказов-описаний, рассказов по картине и серии картин, простого пересказа. Речь детей стала более связной, образной. В ней появились разнообразные языковые средства: наречия, прилагательные.