Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе родного края у подростков

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Одной из глобальных проблем современной цивилизации является угроза экологической катастрофы. Над её решением задумываются представители разных наук, предлагая свои, в большинстве случаев, технократические выходы из существующего кризиса. Вместе с тем, всё очевиднее становится утверждение о том, что внешняя катастрофа, в первую очередь, обусловлена девальвацией духовно-нравственных ценностей. В этой связи необходимость актуализации экологического воспитания личности. Об этом свидетельствует принятие на государственном уровне целого ряда документов, ориентирующих на повышение социального статуса воспитания. ( Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 годы. Основные направления развития воспитания в системе образования на 2002–2004 гг. федеральная программа развития образования. Концепция модернизации образования на период до 2010 года. Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”. Федеральная целевая программа “Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)”). От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как “экологическая культура” сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Поэтому необходимо внимательнейшим образом подойти к проблеме экологического кризиса и противодействовать ему посредством образования.

На основе анализа содержания образования, представленного документами: Федеральным государственным образовательным стандартом экологического образования; Концепцией экологического образования, созданной в 1994 году; рекомендательными и методическими письмами Министерства образования Российской Федерации по проблемам экологического образования; приказами Министерства образования Российской Федерации, связанными с проблемой исследования за 90-е годы и годы начала ХХ века, Закона Российской Федерации “Об охране окружающей природной среды (№ 2061 от 19.12.91 г.), делается вывод о том, что экологическое образование было признано приоритетным направлением общего образования.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемой у школьников. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Проблема исследования: как воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе у школьников в условиях общеобразовательной школы? Объектом исследования выступает воспитание школьников. Предметом – воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников. Цель исследования – выявление и опытная проверка эффективных педагогических условий воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников.

Цель обусловила постановку следующих задач: 1. изучить представленность проблемы воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе в научных психолого-педагогических и социально-педагогических источниках; 2. выяснить сущность феномена эмоционально-ценностного отношения к природе с точки зрения психологии и педагогики; 3. выявить сущность воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников с точки зрения социальной педагогики; 4. выявить социально-педагогические возможности школы в воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников (на основе теоретического анализа, на основе обобщения описанного в литературе передового педагогического опыта); 5. изучить потенциал школы в содействии воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе учащихся.

Согласно объекту, предмету, цели и задачам исследования была выдвинута следующая гипотеза о том, что воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников является необходимым условием полноценного развития и воспитания детей.

Основная цель воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе – научить ребёнка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи: 1. углубить и расширить экологические знания; 2. привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные 3. развить познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности; 4. сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе. Их можно классифицировать на а) массовые, б) групповые, в) индивидуальные. Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путём систематических наблюдений, накопления материала. Критерием эффективности групповых форм - стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Об эффективности индивидуальных форм воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приёмы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа, как одна из центральных систем воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников, должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формирования у них ответственного отношения к природе.

В целях разработки программы воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников для нас стало важным выявить уровень экологической культуры учащихся. Полученные в ходе анкетирования показатели свидетельствуют о достаточно высоком интересе, который испытывают учащиеся, посещая урок “Экология”. Учащиеся отмечают, что они получают новые знания об окружающем мире, узнают много нового. Приложение № 1.

В рамках проекта “Я - Гражданин России” учащиеся выдвинули и детально проанализировали широкий спектр проблем, значимых для нашего города и требующих первоочередного решения. Большинством голосов была вобрана проблема экологии. С целью подтверждения актуальности этой проблемы учащиеся вышли на улицу и провели социологический опрос по теме : “Нужно ли повышать уровень экологических знаний у людей?”. По результатам опроса мы выяснили, что многие хотели бы повысить уровень своих экологических знаний. Приложение № 2.

Выявленные нами теоретические положения легли в основу программы воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе у школьников. Составленная нами программа была апробирована на базе МОУ “Средняя школа №10”. Цель программы экологического развития - организация такой системы образования и воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, которая позволила бы выработать у детей потребность в гармоничном отношении с Природой, собственным организмом (как её частью) и окружающими людьми.

В процессе выполнения программы развития школы реализовывалось следующее направление, которое соответствует направлениям концепции школы: “Природа и мы” - экологическое воспитание. Достоинством направления является: а) Общая цель: становление личности, развивающейся в системе единой, гармонично взаимосвязанной природной, межличностной и индивидуальной среды обитания.

б) направление включает работу как на уроках, так внеурочную и внеклассную работы.

Цель деятельности: осуществлять совместную работу педагогического коллектива, родителей, школьников по реализации целостной системы воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе и нравственно-экологического здоровья, осуществляемого на всех уровнях подготовки учащихся (с 1 по 11 класс) и проходящего через все предметы, кружки, секции. С позиции достижения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Реализация программы целостного нравственного, экологического и физического воспитания детей в учебной и внеучебной деятельности. 2. Совершенствование содержания образования по программе “Природа и мы”. 3. Модернизация существующих учебных программ с целью включения во все изучаемые предметы основных элементов целостной программы развития нравственно-экологического здоровья детей. 4. Разработка модели развитого в отношении нравственно-экологического здоровья ученика-выпускника школы. 5. Организация работы с родителями по обеспечению взаимосвязи семьи и школы в достижении указанной выше цели. 6. Организация работы по соответствующей подготовке и переподготовке учителей и социальных работников школы. 7. Осуществление связи с издательскими учреждениями, вузами, комитетами по экологии, медицинскими учреждениями.

Основными способами решения данных задач стали следующие:

  1. Программа экологического образования “Природа и мы” (1-11 класс). В содержание программы включены темы экологии Камчатского края. С 1 по 9 класс экологические вопросы программы включены в общеобразовательные дисциплины; в 10, 11 классах данная программа реализуется как отдельный предмет. В программе содержатся внеклассные мероприятия, которые являются логическим продолжением учебного процесса.
  2. Реализация экологических проектов “Сивучи в нашем городе: гордость или беда?”, “Камчатская азбука: растений и животных”, “Растения города. Какие они?”.
  3. Экологические акции: “Уберём мусор из нашей жизни”, “Дорога к храму”, “Чистый школьный двор”, “Чистый берег”, “Чистый родник”.
  4. Экологические праздники: “День Земли”, “День птиц”, “Марш парков”, “Всероссийские дни защиты от экологической опасности”.
  5. Деятельность школьного экологического объединения учащихся.
  6. Участие в мероприятиях городского, областного и всероссийского уровня: “Я – гражданин России”, “Зелёная планета”, “Зеркало природы”, “Человек на Земле”, “Край, в котором я живу”, “Камчатка – наш дом”.
  7. Дополнительное образование (кружки, элективные курсы) Приложение № 3.
  8. Внеклассная работа по предметам: олимпиады, круглые столы, викторины, конференции.
  9. Работа классных руководителей: классные часы, уроки-игры, экологические сказки, КВН, праздники, КТД.
  10. Библиотечные уроки: “Дорога к здоровью”.“Земля – наш общий дом”. Выставки книг.
  11. Дни здоровья. Участие членов школьного коллектива в соревнованиях “Кросс наций”, “Лыжня России”, традиционных соревнованиях “Весёлые старты”.
  12. Социальное партнёрство (Приложение № 4). Предметом договоров о совместной некоммерческой деятельности является профилактика асоциального поведения и создание условий 1. для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе родного края; 2. для социального, культурного и профессионального самоопределения; 3. для творческой самореализации личности ребёнка.
  13. Повышение квалификации. Учителя школы постоянно повышают свою квалификацию: участвуют в экологических, научно-практических конференциях, обучаются на курсах по программам: “Региональный компонент образования. Флора и фауна Камчатки”,“Инновационные методы эколого-просветительской работы с детьми”, “Региональный компонент географического образования. История, население, хозяйство”.

13. Распространение опыта. Учителя школы делятся накопленным опытом с коллегами, дают открытые уроки для учителей города и края.

14. Результаты работы:

2008/2009 учебный год 2009/2010 учебный год
Конкурс рисунков “Красота божьего мира”

Программа “Мы – россияне”

Литературный конкурс “Сказка о добром ангеле”

Смотр-конкурс школьных музеев.

Акция “Дети детям”

Конкурс рисунков “Камчатка – восьмое чудо света”, 3 место

Конкурс чтецов “Петропавловск – это мы, мой город, мой дом, моя жизнь”, диплом за серьёзный подход и выбор стихотворения.

Акция “Я – гражданин России”, победа в номинации.

Городской фестиваль детского декоративно-прикладного творчества “Чайка над городом”, 2 место.

Конкурс знатоков литературы родного края, 1 место.

Конкурс вокальных коллективов “Чайка над городом”.

Фестиваль “Хранители лосося”, 3 место.

Региональный этап всероссийского конкурса “Подрост”, 1 место в номинации “Экология лесных растений”, 2 место в номинации “Лесные пожары”.

Конкурс детского творчества, посвящённый 80- летию со дня рождения Г.Поротова.

Конкурс сочинений “Мой край родной – моя Камчатка”, 2 место.

2-й Всероссийский детский творческий конкурс “Святые заступники Руси”.

Всероссийский конкурс “Лучший урок письма”.

Всероссийский детский экологический форум “Зелёная планета – 2008”.

Конкурс имени заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора П.А.Мантейфеля на лучшую исследовательскую работу, грамота за представление работы “Сивучи в нашем городе”.

Краевой слёт участников камчатского детского общественного движения “Молодые лидеры Камчатки” победа в номинации “Достижения в области социального партнёрства.

Программа “Мы – россияне”

Акция “Дети детям”

Акция “Я – гражданин России”, победа в номинации.

Фестиваль “Хранители лосося”, 1 место.

Региональный этап всероссийского конкурса “Подрост”, 2 место в номинации.

Всероссийский детский экологический форум “Зелёная планета – 2009” (лауреаты конкурса фотографий, рисунков, моделей одежды из экологически чистых материалов (батик, бумагопластика).

За большой вклад в дело охраны окружающей среды коллектив школы награждён Почётной грамотой Правительства Камчатского края, Почётной грамотой Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Дипломом 1 степени Общероссийского комитета Дней защиты от экологической опасности.

На заключительном этапе нашей опытно-экспериментальной работы было необходимо выявить изменения, произошедшие в развитии экологической культуры учащихся после реализации составленной нами Программы. Полученные в ходе анкетирования показатели свидетельствуют о достаточно высоком интересе учащихся к предмету “экология”. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что реализованные в совокупности выбранные нами формы и методы воспитания эмоциональной отзывчивости у школьников к природе оказались эффективными. Приложение № 5

Правильное воспитание эмоционально-ценностного отношения к природе позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте человек получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то это пробелы проявятся позже и не останутся незамеченными.

Полученные результаты позволяют говорить об эффективности разработанной нами Программы.

Приложение № 6

Приложение № 7