Урок музыки в 5-м классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» запланирован в III четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала
Цель:
- Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
- На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
- Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
познавательные:
- показать учащимся на примере произведений А. Вивальди, Ю. Антонова, тат.нар. песни «Таң атканда» взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
- дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;
развивающие:
- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
- Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения
воспитательные:
- воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
- помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
- познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- ситуация занимательности
- сравнение, анализ, обобщение
- приём сопоставления со смежными видами искусств
по источнику информации и характеру деятельности:
- словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).
Приёмы:
- слушание;
- исполнение;
- пластическое интонирование.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран,
- музыкальный центр,
- доска,
- фортепиано,
- раздаточный материал.
Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов
Программное обеспечение: презентация Power Point.
Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.
Материалы к уроку:
Зрительный ряд: (оформление доски)
- Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев; - Портрет И. Левитана, И. Шишкина, А. Вивальди;
- Репродукции картин художников;
- Видеоряд к музыкальным номерам;
- Карточки-подсказки (словарь), текст песни;
- Мультимедийная презентация в Power Point.
Музыкальный ряд:
- А. Ермолов «Волшебный мир искусства»;
- А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»;
- Ю. Антонов «Родные места»;
- В. Алексеева, М. Филатова «Песенка-капель».
Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.
Структура урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Музыкальное приветствие – 2 мин.
- Исполнение песни «Волшебный мир искусства» – 2.20 мин.
- Беседа по теме.
- Слушание (видеоряд Ю. Антонов «Родные места») – 1.25 мин.
- Беседа после слушания – 2 мин.
- Слушание (видеоряд А. Вивальди «Весна») – 3.05 мин.
- Динамическая пауза – 1.30 мин.
- Беседа – 3 мин.
- Слушание тат. нар. мелодия «Таң атканда» – 1.10 мин.
- Разучивание и исполнение песни «Песенка-капель» – 7 мин.
- Диагностика обученности: викторина – 3 мин.
- Обобщение темы урока.
- Итог урока 2 – мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Музыкальное прощание – 1 мин.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Энзилэ Фазылзяновна. Я преподаю музыку в школе номер 6. Эти 30 минут нам предстоит провести вместе. Я участвую в конкурсе «Учитель года» и сегодня у меня ответственный этап, мне очень понадобится ваша помощь и поддержка. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно. Ребята, наш урок не обычный, и поэтому давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже не совсем обычно.
(Звучит музыкальное приветствие)
Учитель: Спасибо, молодцы, можете садиться. Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства. (Слайд 1)
(Звучит песня «Волшебный мир искусства»)(2.20)
Волшебный мир искусства (муз. А. Ермолова)
-
У истока реки зародился сюжет
По странице перо закружилось
Всё что думал и чувствовал добрый поэт
На бумаге теперь отразилось
Припев:
Волшебный мир искусства –
Мир полный вдохновения
Волшебный мир искусства –
Художника творение
Волшебный мир искусства
Волнует наши чувства
К себе зовет волшебный мир искусства – 2 раза -
На чудесной палитре цветное пятно
С мягкой кисточки краска струится
Разрисует художник своё полотно
На картине появятся лица
Учитель: На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?
Ученики: Литературой, театром, изобразительным искусством.
Учитель: Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока (Слайд 2) «Картины природы в музыке и живописи».Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.
Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?
Ученики: Родина
Учитель: Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»
(Звучит песня «Родные места»)(1.25)
Учитель: В исполненном мною фрагменте, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле? Для определения характера можете обратиться к подсказкам, которые лежат у вас на партах.
Ученики: Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.
Учитель: Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. (Слайд 3) Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».
(Слушание А.Вивальди «Весна»)(3.05)
Учитель: Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?
Учитель: Вы правы, они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки струнных музыкальных инструментов.
Учитель: А теперь прозвучит произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». (Слайд 4)
(Слушание М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»)(2.30)
- Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
- Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки)
- Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)
«Рассвет на Москва-реке» – знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» – изображение в музыке просыпающейся природы.
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.
Учитель: А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать – небольшая динамическая пауза. (Слайд 5)
(Динамическая пауза) (1,30)
Учитель: Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера:
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (Слайд 6)
Пейзаж – это жанр живописи изображающий картины природы. |
Великого русского художника Исаака Ильича Левитана (Слайд 7) называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат. (Слайды 8-11)
(Обзор и анализ картин «Март», « Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный день»)
- Что видите в картинах
- Какие краски использовал художник
- Характер, настроение картин
- Какую музыку вы слышите в них
Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?
Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.
Учитель: (Слайд 12) Цвет, цветовые сочетания, контур, тон
Учитель: А в музыке?
Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.
Учитель: (Слайд 13)Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.
Учитель: Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста, который является нашим земляком.
Ученики: Иван Иванович Шишкин (Слайд 14)
Учитель: Правильно, в городе Елабуга сохранился дом, в котором родился и жил И.И. Шишкин – художник XIX века. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины.
– Обратите внимание, с какой любовь, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна. (Обзор картин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рожь»)
Учитель: И снова обращаемся к источнику, из которого черпали вдохновение художники и композиторы: это природа и народная музыка. Слушаем мелодию татарской народной песни «Таң атканда» («На заре»).
(Слушание «Таң атканда») (Слайд 19)
Учитель: Что можно увидеть, слушая эту музыку? Что необычного вы услышали?
Учитель: Правильно – украшения, мелизмы придают этой музыке своеобразие, национальный колорит.
Учитель: - А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока – разучиванию и исполнению песни. Песня наша тоже будет связана с природой и самым дорогим и любимым человеком для вас – мамой. Называется она – «Песенка капель» (Слайды 20-21)
(Разучивание и исполнение песни) (Слайд 22)
– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?
– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.
А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.
(Слайд 23)
- Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»… (А. Вивальди);
- Мы слушали часть под названием … (“Весна”);
- Русский композитор, автор оперы «Хованшина» – Модест Петрович …. (Мусоргский)
- Исаак Левитан – художник-…(пейзажист);
- Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе … (Елабуга)
Определите название картин (Слайд 27)
Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?
Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.
Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.
– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. (Слайд 28) Спасибо за работу, до свидания.