Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись

Разделы: Музыка


Урок музыки в 5-м классе по теме «Картины природы в музыке и живописи. Музыкальная живопись» запланирован в III четверти в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Цель:

  • Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.
  • На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.
  • Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

Задачи:

познавательные:

  • показать учащимся на примере произведений А. Вивальди, Ю. Антонова, тат.нар. песни «Таң атканда» взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;
  • дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам природы;

развивающие:

  • развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).
  • Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

воспитательные:

  • воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах
  • познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе

Методы:

организации и осуществления учено-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • ситуация занимательности
  • сравнение, анализ, обобщение
  • приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

  • словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию, ретроспективы).

Приёмы:

  • слушание;
  • исполнение;
  • пластическое интонирование.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран,
  • музыкальный центр,
  • доска,
  • фортепиано,
  • раздаточный материал.

Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов

Программное обеспечение: презентация Power Point.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

  • Эпиграф:
    Не то, что мните вы, природа,
    Не слепок, не бездушный лик.
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.
    Ф. Тютчев
    ;
  • Портрет И. Левитана, И. Шишкина, А. Вивальди;
  • Репродукции картин художников;
  • Видеоряд к музыкальным номерам;
  • Карточки-подсказки (словарь), текст песни;
  • Мультимедийная презентация в Power Point.

Музыкальный ряд:

  • А. Ермолов «Волшебный мир искусства»;
  • А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»;
  • Ю. Антонов «Родные места»;
  • В. Алексеева, М. Филатова «Песенка-капель».

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Музыкальное приветствие – 2 мин.
  3. Исполнение песни «Волшебный мир искусства» – 2.20 мин.
  4. Беседа по теме.
  5. Слушание (видеоряд Ю. Антонов «Родные места») – 1.25 мин.
  6. Беседа после слушания – 2 мин.
  7. Слушание (видеоряд А. Вивальди «Весна») – 3.05 мин.
  8. Динамическая пауза – 1.30 мин.
  9. Беседа – 3 мин.
  10. Слушание тат. нар. мелодия «Таң атканда» – 1.10 мин.
  11. Разучивание и исполнение песни «Песенка-капель» – 7 мин.
  12. Диагностика обученности: викторина – 3 мин.
  13. Обобщение темы урока.
  14. Итог урока 2 – мин.
  15. Домашнее задание – 1 мин.
  16. Музыкальное прощание – 1 мин.

Ход урока 

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и гости, рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Энзилэ Фазылзяновна. Я преподаю музыку в школе номер 6. Эти 30 минут нам предстоит провести вместе. Я участвую в конкурсе «Учитель года» и сегодня у меня ответственный этап, мне очень понадобится ваша помощь и поддержка. В свою очередь я постараюсь, чтобы урок прошёл для вас интересно и познавательно. Ребята, наш урок не обычный, и поэтому давайте поприветствуем друг друга и наших гостей тоже не совсем обычно.

(Звучит музыкальное приветствие)

Учитель: Спасибо, молодцы, можете садиться. Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства. (Слайд 1)

(Звучит песня «Волшебный мир искусства»)(2.20)

Волшебный мир искусства (муз. А. Ермолова)

  1. У истока реки зародился сюжет
    По странице перо закружилось
    Всё что думал и чувствовал добрый поэт
    На бумаге теперь отразилось

    Припев:
    Волшебный мир искусства –
    Мир полный вдохновения
    Волшебный мир искусства –
    Художника творение
    Волшебный мир искусства
    Волнует наши чувства
    К себе зовет волшебный мир искусства – 2 раза

  2. На чудесной палитре цветное пятно
    С мягкой кисточки краска струится
    Разрисует художник своё полотно
    На картине появятся лица

Учитель: На предыдущих уроках вы уже говорили и знаете, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?

Ученики: Литературой, театром, изобразительным искусством.

Учитель: Совершенно верно. Тему нашего сегодняшнего урока (Слайд 2) «Картины природы в музыке и живописи».Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи». И действительно, эти два вида искусства развивались параллельно, соприкасаясь не менее тесно, чем музыка и поэзия.

Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?

Ученики: Родина

Учитель: Правильно, ребята. Давайте послушаем как это прекрасное чувство любви к Родине, к родной земле, к природе выразил композитор Юрий Антонов в песне «Родные места»

(Звучит песня «Родные места»)(1.25)

Учитель: В исполненном мною фрагменте, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле? Для определения характера можете обратиться к подсказкам, которые лежат у вас на партах.

Ученики: Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.

Учитель: Красота родной природы всегда привлекала внимание поэтов, писателей, художников, музыкантов, не зависимо от времени и страны, в которой они жили. Хочу предложить вашему вниманию, один из лучших образцов инструментального концертного цикла, написанный итальянским скрипачом, дирижером и композитором эпохи барокко XVIII века - Антонио Вивальди. (Слайд 3) Цикл «Времена года» состоит из четырех частей «Весна», «Лето», «Зима» и «Осень» - чарующая красота этой музыки продолжает завоёвывать сердца всё новых и новых поколений ценителей музыки. Надеюсь и вам она знакома. Мы слушаем первую часть «Весна».

(Слушание А.Вивальди «Весна»)(3.05)

Учитель: Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?

Учитель: Вы правы, они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки струнных музыкальных инструментов.

Учитель: А теперь прозвучит произведение русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Рассвет на Москва-реке». (Слайд 4)

(Слушание М.П. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»)(2.30)

  • Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)
  • Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки)
  • Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

«Рассвет на Москва-реке» – знаменитое вступление к опере «Хованщина» великого русского композитора 19 века Модеста Петровича Мусоргского. Это музыкальное произведение всегда вызывает у слушателей яркие зримые картины. Таков был замысел композитора – открыть оперу светлым и чистым образом Руси, рассветом как символом пробуждающейся новой жизни. Это пример изумительной «Музыкальной живописи» – изображение в музыке просыпающейся природы.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Учитель: А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать – небольшая динамическая пауза. (Слайд 5)

(Динамическая пауза) (1,30)

Учитель: Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (Слайд 6)

Пейзаж – это жанр живописи изображающий картины природы.

Великого русского художника Исаака Ильича Левитана (Слайд 7) называют самым «музыкальным» художником, потому что все его полотна «поют». Давайте посмотрим и сами убедимся в том, что пейзажи Исаака Левитана действительно поют и звучат. (Слайды 8-11)

(Обзор и анализ картин «Март», « Быстрая вода», «Вечерний звон», «Солнечный день»)

  • Что видите в картинах
  • Какие краски использовал художник
  • Характер, настроение картин
  • Какую музыку вы слышите в них

Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?

Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель: (Слайд 12) Цвет, цветовые сочетания, контур, тон

Учитель: А в музыке?

Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски.

Учитель: (Слайд 13)Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.

Учитель: Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста, который является нашим земляком.

Ученики: Иван Иванович Шишкин (Слайд 14)

Учитель: Правильно, в городе Елабуга сохранился дом, в котором родился и жил И.И. Шишкин – художник XIX века. В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкину принадлежит одно из самых почетных мест. С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Произведения выдающегося лучшие из которых стали классикой национальной живописи, обрели огромную популярность. Его называли «Царём леса». И конечно вам знакомы его картины.

– Обратите внимание, с какой любовь, теплотой и нежностью написаны эти живописные полотна. (Обзор картин «Утро в сосновом лесу», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Рожь»)

Учитель: И снова обращаемся к источнику, из которого черпали вдохновение художники и композиторы: это природа и народная музыка. Слушаем мелодию татарской народной песни «Таң атканда» («На заре»).

(Слушание «Таң атканда») (Слайд 19)

Учитель: Что можно увидеть, слушая эту музыку? Что необычного вы услышали?

Учитель: Правильно – украшения, мелизмы придают этой музыке своеобразие, национальный колорит. 

Учитель: - А теперь мы переходим к следующему этапу нашего урока – разучиванию и исполнению песни. Песня наша тоже будет связана с природой и самым дорогим и любимым человеком для вас – мамой. Называется она – «Песенка капель» (Слайды 20-21)

(Разучивание и исполнение песни) (Слайд 22)

– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает?

– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.

(Слайд 23)

  • Мы познакомились с произведением итальянского композитора, который написал цикл «Времена года»… (А. Вивальди);
  • Мы слушали часть под названием … (“Весна”);
  • Русский композитор, автор оперы «Хованшина» – Модест Петрович …. (Мусоргский)
  • Исаак Левитан – художник-…(пейзажист);
  • Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе … (Елабуга)

Определите название картин (Слайд 27)

Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. (Слайд 28) Спасибо за работу, до свидания.