Табличная форма представления информации

Разделы: Информатика


Цели урока:

Учебно–познавательная:

  • показать учащимся достоинства и недостатки текстовой формы представления информации;
  • научить структурировать определенную текстовую информацию

Развивающая – направленность на творческое и аналитическое мышление, образное видение изучаемого объекта, развитие умений работать с информацией, коммуникативных умений, развития памяти, формирование познавательной активности у учащихся.

Воспитывающая – умение задавать вопросы, грамотно отвечать на них, слушать ответ; прививать интерес к предмету, к познанию окружающего мира.

Тип урока: комбинированный

Учебно-методический комплекс: Учебник информатики для 5 класса Л. Босова М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007, рабочая тетрадь по информатике для 5 класса Л. Босова М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (№35 стр.38)

3. Актуализация и повторение изученного материала

На предыдущих уроках были изучены различные формы представления информации, способы кодирования информации.

Повторим основные понятия, связанные с кодированием и представлением информации.

Вопросы:

  1. Что понимается под кодированием информации?
    (Это представление информации с помощью некоторого кода)
  2. Что такое код?
    (Это система условных знаков для представления информации)
  3. Что такое информация?
    (Это сведения, получаемые из окружающего нас мира)
  4. Какие основные способы кодирования информации существуют?
    (Графический, числовой, символьный)
  5. Что такое ребус?
    (Это слово или фраза, закодированная с помощью комбинации фигур, букв, знаков)
  6. Что значит декодировать?
    (Это значит выполнить действия по восстановлению первоначальной формы представления информации)

    Задание 1. Произвести декодирование информации (См. Приложение 1)
    В 3 и 4 ребусе мы декодировали слова, которые обозначают действия с информацией.
  7. 7. Какие существуют еще действия с информацией?
    (получение, хранение)
  8. 9. Какие формы представления информации вы знаете?
    (числовая, графическая, текстовая, звуковая, видеоинформация)

    Задание 2. Определить формы представления информации (См. Приложение 1)
    Ответ (графическая, числовая, текстовая)
  9. Что значит текстовая форма представления информации?
    (Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией)
  10. Какие изменения в процесс создания текста внес компьютер?

4. Изучение нового материала

Создание ситуации (проблемы) для постановки темы и цели урока

Задание 3. Прочитайте текст «Оценки за год» на стр.37 §1.10

Ответьте на вопросы.

Очень сложно?!

А если посмотреть в таблицу на стр.38, то на поставленные вопросы ответим в считанные секунды.

Почему?

(Дело в том, что текстовая форма представления однотипной информации не всегда удобна)

Как представили информацию в таблице?

Давайте посмотрим, из чего состоит таблица (См. Приложение 1)

На каких уроках вы сталкивались с представлением информации с помощью таблице?

5. Закрепление

Задание 4. Какие заголовки можно дать графам таблицы «Моя семья»? Какие названия можно дать строкам?

Задание 5. Постоить таблицу по следующим данным (т.е. структурировать данные)

Незнайка, Торопыжка и Кнопочка летом занялись выращиванием овощей. Когда собрали урожай, оказалось, что Незнайка вырастил 40 кг капусты, 15 кг моркови, 10 кг огурцов, и 18 кг лука. Торопыжка вырастил 50 кг капусты, 25 кг моркови, 12 кг огурцов и 2 кг лука. Кнопочка вырастила 30 кг капусты, 30 кг моркови, 20 кг огурцов и 5 кг лука.

Дополнительно. Добавив в таблицу итоговую строку и итоговую графу, ответить на вопросы:

Сколько всего овощей вырастил каждый из человечков?

Какое общее количество овощей одного вида вырастили все три человечка вместе?

Сколько всего овощей было собрано?

С помощью таблиц можно решать логические задачи (Перейдя от текстовой формы предоставления информации к табличной)

Задание 6. Решить задачу.

В кафе встретились 3 друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого – чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии»- сказал черноволосый Белову. Какой цвет волос у художника?

6. Итоги урока

Таким образом, мы с вами научились структурировать данные т.е записывать текстовую однотипную информацию в виде таблице. Информация представленная в таком виде легче обрабатывается.

7. Домашнее задание

§1.10. РТ №37,38

8. Тестирование по теме «Информация»

См. Приложение 2, Приложение 3