Цели урока:
Образовательные:
- Создать условия для осмысленного усвоения учащимися физического смысла производной.
- Содействовать формированию умений и навыков практического использования производной для решения разнообразных физических задач.
Развивающие:
- Способствовать развитию математического кругозора, познавательного интереса у учащихся через раскрытие практической необходимости и теоретической значимости темы.
- Обеспечить условия для совершенствования мыслительных умений учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитательная:
- Содействовать воспитанию интереса к математике.
Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Содержание урока: §5 учебника пункт 21, стр. 137-142.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник.
Структура урока:
- Организационный момент, постановка цели урока
- Изучение нового материала
- Первичное закрепление нового материала
- Самостоятельная работа
- Итог урока. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент, постановка цели урока (2 мин.)
II. Изучение нового материала (10 мин.)
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с правилами вычисления производных, научились находить производные линейной, степенной, тригонометрических функций. Узнали, в чем заключается геометрический смысл производной. Сегодня на уроке мы узнаем, где в физике применяется данное понятие.
Для этого вспомним определение производной (Слайд 2)
Теперь обратимся к курсу физики (Слайд 3)
Учащиеся рассуждают, вспоминают физические понятия и формулы.
Пусть тело движется по закону S(t)= f(t) Рассмотрим путь, пройденный телом за время от t0 до t0+ Δ t, где Δt – приращение аргумента. В момент времени t0 телом пройден путь S(t0), в момент t0+Δt – путь S(t0 +Δt). Поэтому за время Δt тело прошло путь S(t0+Δt) –S(t0), т.е. мы получили приращение функции. Средняя скорость движения тела за этот промежуток времени υ==
Чем меньше промежуток времени t, тем точнее мы можем узнать, с какой скоростью движется тело в момент t. Устремив t →0, получим мгновенную скорость – числовое значение скорости в момент t этого движения.
υ= , при Δt→0 скорость – есть производная от пути по времени.
Слайд 4
Вспомним определение ускорения.
Применяя изложенный выше материал можно сделать вывод, что при t а(t)= υ’(t) ускорение – есть производная от скорости.
Далее на интерактивной доске появляются формулы силы тока, угловой скорости, ЭДС и т.д. Учащиеся дописывают мгновенные значения данных физических величин через понятие производной. (При отсутствии интерактивной доски использовать презентацию)
Слайды 5-8
Вывод формулируют учащиеся.
Вывод: (Слайд 9) Производная – это есть скорость изменения функции. (Функции пути, координаты, скорости, магнитного потока и т.д.)
υ (х)=f ’(х)
Учитель: Мы видим, что связь между количественными характеристиками самых различных процессов исследуемых физикой, техническими науками, химией, аналогична связи между путем и скоростью. Можно привести множество задач, для решения которых также необходимо находить скорость изменения некоторой функции, например: нахождение концентрации раствора в определенный момент, нахождение расхода жидкости, угловой скорости вращения тела, линейной плотности в точке и т.д. Некоторые из таких задач мы сейчас решим.
III. Закрепление полученных знаний (работа в группах) (15 мин.)
С последующим разбором у доски
Перед решением задач уточнить единицы измерения физических величин.
Скорость – [м/с]
Ускорение – [м/с2]
Сила – [Н]
Энергия – [Дж]
Задание 1 группе
Точка движется по закону s(t)=2t³-3t (s – путь в метрах, t – время в секундах). Вычислите скорость движения точки, ее ускорение в момент времени 2с
Дано: | Решение: |
s(t)= 2t³-3t t=2с ______________ υ(2)=? а(2)=? |
υ(t)=s’(t) υ(t)= (2t³-3t)’=6t²-3 υ(2)= 6·2²-3=21 м/с a(t)=υ’(t) а(t)=(6t²-3)’=12t a(2)=12·2=24м/с² Ответ: υ(2)= 21 м/с; a(2)= 24м/с² |
Задание 2 группе
Маховик вращается вокруг оси по закону φ(t)= t4-5t. Найдите его угловую скорость ω в момент времени 2с (φ – угол вращения в радианах, ω – угловая скорость рад/с)
Дано: | Решение: |
φ(t)=t4-5t t=2с ______________ φ(2)=? |
ω(t)= φ’(t) ω(t)=(t4-5t)’= 4t³-5 ω(2)=4·2³-5=32-5=27рад/c Ответ: ω(2)= 27рад/c |
Задание 3 группе
Тело массой 2 кг движется прямолинейно по закону х(t)=2-3t+2t²
Найдите скорость тела и его кинетическую энергию через 3с после начала движения. Какая сила действует на тело в этот момент времени? (t измеряется в секундах, х – в метрах)
Дано: | Решение: |
m=2кг х(t)=2-3t+2t² t=3c ______________ υ (3)=? E=? F=? |
υ(t)= х’(t) υ(t)=(2-3t+2t²)’=-3+4t υ(3)= -3+4·3=9м/с E= E==82 Дж F=ma a(t)=υ’(t) a(t)=(-3+4t)’=4м/с F=2·4=8H Ответ: υ(3)= 9м/с; E=82 Дж; F=8H |
Задание 4
Точка совершает колебательные движения по закону х(t)=2sin3t. Докажите, что ускорение пропорционально координате х.
Дано: | Решение: |
х (t)= 2sin3t
______________ а(t) |
a(t)=υ’(t)=х’’(t); υ(t)=х’(t); υ(t)=(2sin3t)’=6cos3t a(t)=(6cos3t)’=-18 sin3t=-9·х(t) Ответ: a(t)=-9·х(t) |
IV. Самостоятельное решение задач №272, 274, 275, 277
[А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов и др. «Алгебра и начала анализа10-11 класс»] 12 мин
№272
Дано: | Решение: |
x(t)=- ______________ t=? υ(t)=? |
υ(t)=х’(t); υ(t)= (-)’=·3t²+6t= +6t; a(t)=υ’(t) a(t)=( +6t)’=·2t+6=-t+6; a(t)=0; -t+6=0; t=6; υ(6)=+6·6=-18+36=18м/с Ответ: t=6c; υ(6)= 18м/с |
№274
Дано: | Решение: |
m=масса х(t)=2t³-t² ______________ t=2c F=? |
F=ma a(t)=υ’(t) υ(t)=х’(t); υ(t)=(2t³-t²)’=6t²-2t a(t)=(6t²-2t)'=12t-2 a(2)=12·2-2=24-2=22м/c² F=22m H Ответ: F=22m Н |
№ 275
Дано: | Решение: |
m=2кг х(t)=t²+t+1 t=2c ______________ F=? E=? |
F=ma a(t)=υ’(t) υ(t)=х’(t); υ(t)=(t²+t+1)’=2t+1; a(t)=(2t+1)’=2см/с² =0,02м/с² F=2·0,02=0,04H; E= ; υ(2)=2·2+1=5см/с=0,05м/с; E==0,0025Дж Ответ: F=0,04H; E=0,0025Дж |
№277
Дано: | Решение: | |||
х1=4t²3 x2(t)=t³ υ1(t)>υ2(t) ______________ t=? |
υ(t)=х’(t); υ1(t)=(4t²-3)’=8t; υ2(t)=(t³)’=3t²; 8t>3t²; 3t²0; Решим неравенство методом интервалов. Рассмотрим функцию f(x)= 8t-3t² f (x)=0; 8t-3t²=0; t(3t-8)=0;
Ответ: 0<t<2 c |
V. Итог урока (2 мин.)
- В чем состоит механический смысл производной?
- Тело движется по прямой согласно закону х(t).Запишите формулы для нахождения скорости и ускорения тела в момент времени t.
VI. Задание на дом (1 мин.)
§5 учебника пункт 21 № 268, 270, 273
VII. Оценки, рефлексия (2 мин.)
- Что нового сегодня на уроке вы узнали?
- На какой вопрос вы не получили ответ?