Пряники для праздника

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока - комбинированный

Цель

  • Выявить особенности разных видов пряников;
  • Создать условия для развития интереса к народному творчеству, культуре и традициям.
  • Расширить представление учащихся о характере творческой деятельности мастера, воспитать у них бережное отношение к народному искусству и его создателям.

Задачи:

  • Познакомить с образцами и технологическими основами оформления традиционного русского пряника.
  • Учить приемам работы с тестом, глиной или пластилином.
  • Развивать образное мышление, эстетическое восприятие и эстетический вкус в процессе художественно - трудовой деятельности.

Материал к уроку: ножницы, карандаш, тесто (глина, пластилин), стеки, материал для росписи.

План урока:

1. Вводная беседа

2. Изложение нового материала - “В гостях у мастеров” (презентация)

3. Формирование навыков выполнения практической работы

4. Синтез. Выставка “Твоя мастерская”

Ход урока

I. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и труд. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Ребята, сейчас я прочту стихотворение по содержанию которого, вы определите тему урока.

МЯТНЫЙ ПРЯНИК

В чашке теплится вкусный напиток,-
С земляничным листом свежий чай,
Как рисунок со старых открыток,
Он разгонит тоску и печаль.

А на блюдце с каймой голубою
Пряник мятный вальяжно лежит,
Но своей он не сломлен судьбою
И от страха совсем не дрожит.
Я беру его ласково в руки,
Им любуюсь и запах вдыхаю...

Обречённо мой пряник вздыхает,
На губах зачарованно тает
Под душевные, чайные муки...

 II. Ребята, много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники. ( Просмотр презентации. Слайды 1-6). Работа с толковыми словарями.

История пряников уходит в глубь веков. Первые пряники на Руси назывались “медовым хлебом” и появились еще около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья, а в XII—XIII веках, когда на Руси начали появляться экзотические пряности, приведенные из Индии и с Ближнего Востока, пряник получил свое название и практически окончательно оформился в то лакомство, которое известно нам. Вкусовое разнообразие русских пряников зависело от теста и, конечно, от пряностей и добавок, называвшихся в старину “сухими духами”, среди которых наиболее популярными были черный перец, итальянский укроп, померанцевая корка (горький апельсин), лимон, мята, ваниль, имбирь, анис, тмин, мускат, гвоздика.

Пряники делали для бедных и богатых, для подарков и именин. Преподносили родным и возлюбленным, пекли для сложного свадебного обряда, для праздничных трапез, для раздачи нищим, для панихид. Им даже приписывали лечебные свойства, а потому пряники, предназначенные для больных, готовились и украшались с особой тщательностью, а на оборотной стороне вырезались буквы, соответствовавшие инициалам ангела-хранителя

 

По способу приготовления пряники делят на три вида. Давайте рассмотрим слайды и сами определим название этих видов (помогаю детям наводящими вопросами).

1. Перед вами печатный пряник (слайд 7-13). А почему ему дали такое название? (изготавливался с помощью пряничной доски “пряницы”, сделанной из дерева твердой породы, как рельефный оттиск на тесте).

Красота и качество данного пряника в значительной мере зависели от мастера, изготовившего пряничную доску. В старину таких умельцев называли “знаменщиками”.    Существовало два типа пряничных досок — “штучные”, позволяющие сделать оттиск только одного пряника, и “наборные”, когда на доске размещались 2, 4, 8, 16 и более “шашек” с одним или разными сюжетами.

А какой город до сих пор славится печатными пряниками? (слайд)

2. А как бы вы назвали такой пряник (слайд 14)?

Лепные - сегодня лепные пряники — это большая редкость, сохранившаяся на территории русского Севера под названием “козули”. Их традиционные персонажи — конь, олень, коровка, коза, утица, тетёрка с птенцами — уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии. Технология их изготовления своеобразна: испеченные изделия несколько раз опускаются в кипяток, отчего “козуля” становится более гладкой, светлой и крепкой, а исходный материал - грубая ржаная мука, соль и вода — все это отличительные признаки лепных пряников.

А вот такие пряники имели особое название (слайд 15) “тетеры”, или “витушки”, которые до сих пор делают на Мезене и в Каргополе. Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры.

3. А сейчас я расскажу вам о другом виде пряников. Послушав мой рассказ, постарайтесь догадаться какое он носит название (силуэтные пряники) (слайд 16 -20). Эти пряники  появились сравнительно недавно. Первое упоминание о них относится к 1850 году, но уже к началу ХХ века. Благодаря своим декоративным качествам (силуэт предмета) они стали наиболее массовыми и популярными. Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники выпекали и выпекают до сих пор в Архангельске. Традиция их изготовления связана с празднованием Рождества.

В святочные недели такие пряники выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме. Персонажи - приуроченные к Новогодним праздникам, традиционно были Дед Мороз, Снегурочка, Рождественская звезда, а также приезжавшие в город ненцы, отраженные в таких сюжетах, как оленья упряжка или ненки в национальных одеждах.

А сейчас посмотрим, как вы запомнили, какие существуют виды пряников (показ картинок)

III. Сегодня на уроке мы традиционно будем работать в 3 группах: первая группа – выполняет эскиз пряничной доски в графике (раздается шаблоны геометрических фигур,инструкционная карта №1); вторая группа – из теста или пластилина лепят - “тетёр” (дается инструкционная карта №2); третья группа – вырезают из картона силуэт пряника и украшают его (дается инструкционная карта №3).

Вовремя самостоятельной работы учащихся я помогаю, если возникают затруднения.

IV. По окончанию урока организуем выставку “Твоя мастерская”.

Посмотрите, какие интересные, оригинальные работы у вас получились. Мы не только познакомились с традициями изготовления пряников, но и побывали в роли мастеров. И поверьте, ваши работы достойны похвалы (отмечается оригинальность силуэтов пряников и забавные пряничные образы, обращается внимание на выразительность лепных узоров).

Дом. задание. Постарайтесь в выходной день порадовать своих близких красиво оформленным пряником из теста.