Цель: продвижение идей Всеобщей декларации прав человека.
Задачи:
- ознакомление школьников с содержанием Всеобщей декларации прав человека, ее основными принципами и задачами;
- формирование уважения к основным общечеловеческим ценностям.
План мероприятия
I. Вводная часть.
II. Права ребенка – права человека.
III. Конституция Российской Федерации.
IV. Разминка-игра “Знакомство”.
V. “Права и обязанности” - разбор ситуаций.
VI. Подведение итогов.
I. Вводная часть.
10 декабря 1948 года была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее - ООН) Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.
Декларация была протестом против ужасов Второй мировой войны.
1-й чтец.
Основные положения Декларации включают все права и свободы, провозглашенные в ней, подразделяются на гражданские, политические экономические, социальные и культурные. Следует обратить внимание на статью 29, в которой содержится упоминание о том, что кроме прав у человека имеются и обязанности. Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.
Обратите внимание на то, что людям из различных стран зачастую сложно решить, какие права человека являются более важными, поэтому в 1948 г. была организована Комиссия по правам человека, в состав которой вошли представители 14 стран — участниц ООН. Эта Комиссия и составила Декларацию, которая была принята 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН (к тому моменту в ООН было 56 стран-участниц). В 30 статьях этого документа перечислены все основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.
2-й чтец.
Декларация не является юридическим соглашением между государствами. Это скорее заявление о намерениях. Продолжая рассказ об истории создания Декларации, следует остановиться на следующем: с целью повысить эффективность Декларации в 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла два дополнительных документа: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В совокупности все три документа составляют Международный билль о правах. Для государств-участников, подписавших этот документ, он является обязательным для исполнения. Впоследствии были подготовлены другие документы (конвенции): Конвенция о правах ребенка, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и т.д.
II. Права ребенка – права человека.
1-й чтец.
20 ноября 1979 года была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Всеобщей Конвенция о правах ребенка, подписанная Правительством РФ. В статье 40 данной конвенции говорится, что “распространение знаний о Конвенции - обязанность государства”.
Конвенция о правах ребенка по существу является “великой хартией вольности” для детей и “мировой конституцией” прав ребенка - важнейшим документом в серии гарантирующих защиту прав человека. В Конвенции учтены необходимые нормы, касающиеся прав человека, и дано их толкование, принимая во внимание, что “ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения”.
2-й чтец.
Присоединяясь к Конвенции о правах ребенка, государства берут на себя обязательства пересмотреть свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечить его полное соответствие установлениям Конвенции, а также нести ответственность за несоблюдение всех ее требовании перед международным сообществом.
1-й чтец.
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Несовершеннолетний – уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Право должно не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более “сильных” взрослых.
2-й чтец.
В этой связи большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать те права (и обязанности), которые закреплены в действующих правовых актах за ними. В России проблема защиты детей стояло и стоит чрезвычайно остро. Экономический кризис, продолжающийся в стране, пагубно влияет, прежде всего, на несовершеннолетних. Это видно из таких показателей, как увеличившееся число бедных семей в стране; постоянное увеличение число правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними; рост числа детей, оставшихся без родителей; рост числа несовершеннолетних, убегающих из дома, и другое.
1-й чтец.
Российские дети, по данным официальной статистики последних лет, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей, около 10% из них погибают. 60% сирот, достигших трёх лет, попадают в специнтернаты, 348 тысяч потенциально безнадежных детей из 148 тыс. семей состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
2-й чтец.
Когда на свете появились люди,
То и вопросы появились - нужен был ответ,
Что должен человек и что обязан делать,
Что делать может, а что нет.
Толстого сказку для примера мы возьмем
И нарушения прав ребенка разберем.
Карабас – директором театра бал.
Жестоким, жадным человеком слыл.
Права артистов, да детей к тому же, нарушал.
Работой ненормированной отдых лишал.
Собакой был начальник всей полиции.
Брать взятки было у него традицией.
Детей и Буратино не любил.
А непокорных он собаками травил.
1-й чтец.
Трудоспособными Базилио с Алисой были,
Но милостыню, не стыдясь, просили.
Ребенка Буратино обманули,
Взяв деньги у него, ему уж не вернули.
За деньги информацию продать хотели.
Полезными для общества стать не сумели.
Мальвина – девочка порядка.
Любила чистоту и говорила сладко.
А наш отважный Артемон
Служил ей верно, гнал всех вон.
Наш сказ закончился на диво,
Добро, как видно, победило,
А всем врагам не повезло.
Всегда наказывается зло.
2-й чтец.
Одной из особенностей международных документов о правах человека является то, что они действуют не непосредственно, а через “внутреннее” национальное право. Другими словами, положения, закрепленные в них, необходимо развернуть и воплотить в соответствующих законах каждой конкретной страны - в конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и т.д.
III. Конституция Российской Федерации.
1-й чтец.
Примером, подтверждающим данное положение, является Конституция Российской Федерации, в главе второй которой закрепляются основные права и свободы человека, среди них: право на жизнь; равенство всех перед законом и судом; равенство прав мужчины и женщины; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; неприкосновенность жилища; право свободного передвижения и выбора места жительства; свобода совести и вероисповедания; свобода мысли и слова; право избирать и быть избранными; право участвовать в отправлении правосудия; право на свободное занятие предпринимательской деятельностью; право частной собственности; право на жилище; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и другие.
IV. Разминка-игра “Знакомство”.
(Проводится учителем)
Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: “Меня зовут..., я люблю...” Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих, например:“меня зовут Даша, я люблю мороженое”. Следующий должен повторить: “Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть”. Третий ученик: “Даша любит мороженое, Андрей любит играть. Меня зовут... Я люблю...” и т.д.). Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.
Учитель начинает беседу: “Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет”.
Что же это?
(Принимаются варианты ответов).
Это общее и есть права человека.
Права есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе - Всеобщей декларации прав человека.
Декларация — это основные принципы, к которым стремится государство.
2-й чтец.
Существуют и региональные документы, прежде всего Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она была принята Советом Европы в 1950 году. В связи с тем, что после вступления Российской Федерации в Совет Европы Конвенция была ратифицирована в нашей стране, этот документ имеет важнейшее значение, так как его статьями следует руководствоваться и более того применять их в процессе защиты прав человека.
1-й чтец.
Обратите внимание:
- права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами;
- впервые в рамках международного документа о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты - Европейский Суд по правам человека;
- парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.
2-й чтец.
Международные документы, как и Конституция Российской Федерации - законы прямого действия. Права человека в современном понимании - это вопрос о четких международных стандартах, обязательных и для России. Они носят универсальный характер, что означает, что практически по каждому вопросу, связанному с соблюдением прав человека, существуют не только соответствующие статьи пактов, конвенций и т.д., но и четко определенные развернутые толкования, пояснения, уточнения, что эти положения означают и как их применять на практике. Особое внимание здесь следует уделить решениям Европейского Суда.
1-й чтец.
Каковы механизмы защиты прав человека?
Кроме фундаментальных прав человека есть так называемые “процедурные и процессуальные” права - разнообразные механизмы защиты: внесудебные и негосударственные институты защиты, прежде всего институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также образование в области прав человека.
V. “Права и обязанности” - разбор ситуаций.
2-й чтец.
Ребята, у каждого человека есть права. Но воспользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценки из книги “классные часы”, с. 255-256.
Сценка 1.
Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Кл. рук. Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Дети: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.
Сценка 2. Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы. Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Кл. рук. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Дети: Кроме прав у Оли есть и обязанности – дежурного (как и у всех детей класса). Кроме того, есть обязанность уважать права других людей.
VI. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги и формулирует выводы:
“Права человека — это естественные, неотъемлемые, универсальные и объективные права, выражающие реальные возможности личности пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и законных интересов. Государство не дарует человеку его права, а закрепляет их в своих законах. По мере развития общества права человека приобретают характер масштаба свобод, меры справедливости, равенства и возможного поведения людей.
Всеобщая декларация прав человека — важный международный документ, открывший целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы и позволивший людям всего мира объединиться вместе в деле защиты и обеспечения прав человека на Земле”.
Следует подчеркнуть, что процесс становления зрелого гражданского общества не может быть завершен без просвещения и образования в области прав человека, без осознания каждым основных идей и принципов Декларации. То есть, необходимо понимание значения образования и просвещения в области прав человека как системообразующей составляющей формирования гражданского общества.