Урок экономики с использованием ИКТ по теме "Сбережения и инвестиции". 11-й класс

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (228 кБ)


Проведение данного урока рассчитано на 2 академических часа с учётом изучения учащимися темы “Рынок ценных бумаг”.

Примерно за неделю до проведения урока необходимо обозначить исследовательскую группу учащихся (2-3человека) и дать им задание: провести социологический опрос (Приложение 1). Результаты исследования школьники должны оформить в виде доклада в сопровождении слайдов. (Рекомендации по оформлению – приложение 2).

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:

  • наличие ПК, имеющих выход в Интернет (ПК для каждого ученика).
  • мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office для учителя.
  • экран.

Методы обучения:

  • наглядный – демонстрация мультимедийной презентации;
  • исследовательский;
  • словесный – эвристическая беседа.

Цель урока: показать старшеклассникам риск обмана на рынке инвестиций.

Задачи рока:

  • Исследовать проблему обмана обывателей на рынке ценных бумаг;
  • Научить учащихся аргументировано выражать своё мнение относительно проблемы сохранения и преумножения сбережений.
  • Воспитание ответственности за экономические решения.

ХОД УРОКА

1) Приветствие учащихся. Сообщение цели урока. (1минута)

2) Актуализация знаний: (10 минут)

  • Сбережения? (Слайд 2).
  • Инвестиции? (Слайд 2).
  • Что означает инвестировать свои сбережения? (Слайд 2).
  • Как функционирует финансовый рынок? (работа по схеме – слайд 3).

Учитель выступает в роли диспетчера, ученики комментируют каждое направление финансового рынка.

  • Какие существуют виды ценных бумаг?
  • Дайте определения таких ценных бумаг как: - облигация; - акция; (Слайд 4).
  • В чём заключаются основное достоинство и недостаток облигации, акции?

3) Решение заданий под “знаком вопроса”. (4 минуты) (Слайд 5).

Учитель: Два друга – Ваня Плюшкин и Жора Кныш - решили вложить свои денежные сбережения в ценные бумаги акционерного общества “Центрум”. Ваня Плюшкин – человек осторожный; он не любит рискованных затей. Жора Кныш, напротив, предпочитает рискнуть и получить как можно больший выигрыш от капиталовложения. Он живёт по принципу: “либо пан, либо пропал”. Какие ценные бумаги – обыкновенные акции или облигации – купит каждый из этих ребят, если надёжность АО “Центрум” не гарантирована? [2]

Ответ учащихся:

Иван как человек осторожный купит облигации, а Женя купит обыкновенные акции, так как покупка именно этого вида акции наиболее подвержена риску невозврата вложенных денежных средств. К тому же по облигациям гарантированный %, а по обыкновенным акциям дивидендов может и не быть вовсе ( в случае, если предприятие сработает без прибыли, или с прибылью , недостаточной для выплаты дивидендов по обыкновенным акциям

Учитель: дайте определения: - дивиденд; - курс акций; (Слайд 6).

Учитель: объясните, какова зависимость курса акций от размера дивидендов и величины банковского процента. (Слайд 7).

Ответ учащихся: У человека, имеющего сбережения всегда есть выбор: вложить деньги в акции или положить на текущий счёт в банк под %. Поэтому и существует зависимость между курсом акции от размера дивидендов и величины банковского процента. Курс акции находится в прямой зависимости от получаемого по ней дивиденда и в обратной зависимости от ставки процента: чем выше дивиденд и, чем ниже величина банковского процента, тем выгоднее помещать деньги в акции, а не в банк, и наоборот.

4) Мозговой штурм: Внимание! Перед вами следующий сюжет. (2 минут)

Учитель (после демонстрации анимационных слайдов 8 - 13):

Какая проблема отображена в данной ситуации?

Ответить ученикам нетрудно:

Буратино мечтал о приросте своих сбережений в пять золотых, а в итоге остался ни с чем!

Учитель: Верно! Но данная история, к сожалению, бывает не только в сказках! Зачастую наш российский обыватель становится очень похожим на Буратино, мечтающего о дереве с золотыми монетами, и обмануть его всякого рода мошенникам не представляет особого труда…

А может, мы – обыватели, иногда похожие на Буратино, виноваты сами? Давайте разберёмся и расставим все точки над i .

Эпиграфом нашей дальнейшей работы станет следующая фраза:

“Ах, обмануть меня нетрудно – я сам обманываться рад ” (Слайд 14).

А вот какой орфографический знак необходимо поставить в конце данной фразы:

. или ? или ! или может …

Позвольте высказать вашим ученикам собственное мнение на этот счёт.

Это будут разные мнения. В зависимости от темперамента и жизненной позиции ребят, школьники выскажут и удивление, и согласие, недоверие и даже смирение. А кто - то из учеников обязательно скажет: нужно сначала разобраться. (3 минут)

С точки зрения развития экономики (семейной, государственной) целесообразно вложение денег в предприятия (покупка ценных бумаг) или в банк. Но в любом случае нельзя доверять деньги мошенникам, которые обещают быстрый путь обогащения.

Учитель соглашается с ребятами, но подмечает, что и на рынке инвестиции проблема обмана весьма актуальна. Ребятам предлагается послушать рассказ одноклассников о примере хрестоматийного надувательства вкладчиков.

5) Рассказ (специально подготовленного ученика исследовательской группы) о ситуации с “законопослушной” пирамидой МММ. (7 минут)

На протяжении всего периода реформ сначала в советской, а затем российской экономике население страны тщетно пыталось защитить свои сбережения от инфляции. Однако рынок не предлагал такого рода услуги. Наличные деньги и вклады на счетах в Сбербанке за считанные месяцы превращались ни во что… Не спасали и вложения в валюту: курс доллара многократно отставал от внутренней инфляции. В результате в России на одну и ту же сумму, как в долларах, так и в рублях с каждым годом можно было купить все меньше товаров и услуг. Ситуацией не замедлили воспользоваться мошенники. Самой знаменитой из подобных афер была деятельность акционерных обществ, организованных по принципу финансовой пирамиды. Наиболее известное из них – АО "МММ". (Слайд 15).

В декабре 1993 г. оно начало активную рекламу своих акций, прибегнув к невиданному до этого в России приему: объявлению цен их продажи и скупки на будущее. Каждая следующая цена была выше предыдущей, причем курс pос стремительно. В декабре он составлял около 2 тыс. рублей, а к концу июля достиг 121 тыс., что даже в твердых ценах означало pост в несколько десятков pаз. Финансировать фантастический рост курса, как ни странно, было нетрудно.

Миллионы людей, привлеченные "гаpантиpованной" возможностью обогатиться, несли в АО "МММ" свои средства. Акции пирамиды выпускались похожими на деньги. Только вместо привычного по советским временам портрета В. И. Ленина их украшали изображение и личная подпись главы фирмы Сергея Мавроди. (анимационный эффект Слайда 15).

Вкладов публики вполне хватало, чтобы выкупать по все более высоким ценам акции у тех немногих акционеров, которые хотели их сдать. Возникла финансовая пирамида. Рост курса акций базировался не на реальных прибылях АО, а на привлечении все новых и новых вкладчиков. Можно сказать, рост шёл за счет расширения основания пирамиды.

Деньги новичков использовались на "подкормку" вершины пирамиды, а именно на выкуп акций по завышенному курсу у старых акционеров и, разумеется, на обогащение руководства компании. Впоследствии выяснилось, что Сергей Мавроди сумел присвоить десятки, если не сотни миллионов долларов. Развязка произошла в августе 1994 года. После начала финансовой проверки акции Акционерного Общества "МММ" сначала упали в цене более чем в сто раз, а потом АО вообще отказалось выкупать их.

(Слайд 16 ).

Самое интересное в этой истории то, что с юридической точки зрения деятельность АО "МММ" не была мошенничеством: по закону акционерные общества вообще не обязаны выкупать свои акции. [3]

Затем следует задать ученикам такие вопросы:

- Кто виноват в доверчивости россиян?

- Что делать нам российским обывателям, чтобы не оказаться в ситуации обманутых вкладчиков? (Слайд 17 ).

Учитель выслушивает мнения ребят (5 минут), а затем предлагает вниманию учащихся доклад группы исследователей, которые проводили опрос жителей села по проблеме обмана вкладчиков АО “ МММ”.

Примечание: переход к презентации ребят сделан через гиперссылку - иллюстрацию слайда 17.

6) Доклад группы исследователей. Учащиеся демонстрируют результаты своего исследования презентацией, например, такой как: “Наши вечные русские вопросы”. Ребята сообщают сделанные ими выводы. (5 минут)

По окончанию выступления ребят учитель предлагает следующие вопросы для обсуждения:

  • Можно ли было заранее ожидать, что люди "клюнут" на аферу "МММ"?
  • Почему они не могли продолжать спокойно хранить свои деньги дома или в Сбербанке?
  • Какие правовые нормы государство должно было бы заранее принять, чтобы не допустить обмана вкладчиков? (Слайд 18). [3]

На обсуждение данных вопросов следует выделить до 8 минут.

 7) Обсуждение с учащимися сравнительных выгод и недостатков:

- правового (заранее принять запрещающий закон) и

- стихийно-экономического (пусть люди всё поймут на собственном горьком опыте) способов ликвидации финансовых пирамид. (Слайд 19). (5 минут) [3]

Учитель после обсуждения: “Лихие 90-е” прошли, финансовые пирамиды МММ и ГКО (государственные краткосрочные обязательства) рухнули: 1994 и 1998 год (дефолт в России), соответственно. А были ещё “Хопёр-Инвест”, “Гермес-финанс”, “Тибет”, “Властилина” и другие – порядка 1700 финансовых пирамид! (Слайд 20 ). Некоторые выводы сделать можно, но история, к сожалению, повторяется…

Парадокс: деньги уходят и приходят, а пирамиды остаются! (Слайд 21).

Не верите? Давайте проследим “географию обмана” обывателей России финансовыми пирамидами за последние годы. А поможет нам в этом ИНТЕРНЕТ…

9) Работа учащихся в сети Интернет (10 - 12 минут). (Слайд 21). (15 минут)

Ребята знакомятся с указанной на слайде ссылкой. [4] Данная ссылка содержит много информации. Для экономии времени следует дать каждому ученику конкретный вариант задания. (Приложение 3).

Данное приложение следует предварительно разместить на рабочем столе ПК учащихся.

(№ закреплённого рабочего места учащегося соответствует № варианта.)

По окончанию работы в Интернет школьники докладывают о “географии” финансовых пирамид России. На слайде - карте России появляются пирамиды или подчёркиваются названия городов, в которых активизировались финансовые пирамиды. (Слайд 22).

Примечание: Анимация слайда настроена строго на опрос учащихся по вариантам: от 1 до 17. Если учителю такая альтернатива не нравится (или не устраивает, что появляющиеся пирамиды громоздки), то можно воспользоваться интерактивной ручкой или фломастером. Можно обозначить “географию” обмана российских вкладчиков простым подчеркиванием названий городов, в которых активизировались финансовые пирамиды.

Учитель: Итак, факт налицо: история повторяется, и вы убедились в этом! Считаете ли вы, что вкладчики нынешних финансовых пирамид не понимали, что делают рискованные вложения? Почему они их всё-таки делали?

Обязательно дайте высказаться вашим ученикам! Палитра мнений здесь будет самая разнообразная: от осознания русской “халявы” - до утверждения фаталиста: “Кто не рискует - тот не пьёт шампанского!”.

10) А что скажут специалисты? Прослушивание комментариев юриста и экономиста относительно проблемы выбора между надёжностью и доходностью сбережений (Слайд 23). (5 минут) [3]

Учитель: Какой вывод можно сделать на основании мнения специалистов?

Ответ школьников: всегда следует помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Риск и доходность – вот основные критерии выбора, и одно всегда достигается в ущерб другому. Высокая доходность всегда связана с большим риском потери  сбережений,  и наоборот, меньший риск, как правило, подразумевает более низкую доходность. Существует множество способов снизить риск, переложить его на плечи других экономических агентов. Один из основных способов снизить риск вложений – оценка надежности той организации, которой вы отдаете деньги. И здесь важно понимать, что реклама, сколь интенсивной и вызывающей доверие она бы ни была, не может рассматриваться как фактор, повышающий надежность организации.

11) Распознаем мошенников. (5 минут)

Учитель: Финансовые пирамиды, на которых в 90-х погорели миллионы россиян, сейчас буквально переживают второе рождение. (Слайд 24). Мошенники снова обводят вокруг пальца тысячи людей, а потом, прихватив с собой миллионы рублей, исчезают, как будто их никогда не было. (Слайд 24) Нынешние пирамидостроители уверяют, что направляют деньги вкладчиков в высокоприбыльные проекты или на покупку растущих в цене акций крупнейших компаний. А МВД РФ прогнозирует рост числа финансовых пирамид в стране. Интересный факт: 10 января 2011 года Сергей Мавроди в своём блоге заявил о новом проекте привлечения финансовых средств с весьма высокой доходностью. В данном проекте неугомонный С.Мавроди планирует выступать просто консультантом. Неужели МММ и ей подобные были, есть и будут существовать завтра?

Как не стать жертвой обманщиков и распознать, что перед вами не инвестиционная компания, а финансовая пирамида?

Ответ ученика работающего по варианту №18. [5] ( слайд 25.)

12) Определение правил поведения обывателя – инвестора. (5 минут)

Вопрос учителя: Каких основных правил должен придерживаться обыватель - инвестор, чтобы не остаться у “разбитого корыта?” (Слайд 26)

Ребята формулируют основные правила поведения инвестора, основываясь на выводах, которые делали они же сами на разных этапах урока.

По окончанию данной работы учитель выдаёт старшеклассникам буклет - “Памятку будущего инвестора”. (Приложение 4). [1]

Буклет необходимо предварительно распечатать для каждого ученика.

(Примечание: в презентации переход на памятку сделан через картинку – гиперссылку слайда 26)

13) Формулировка общего вывода урока. (2 минуты) (Слайд 27).

- Какой же знак нужно поставить в конце фразы, взятой за эпиграф урока?

Ученики сами приходят к решению проблемного вопроса: обманывается на рынке инвестиций тот, кто сам обманываться рад.

Чтобы осуществлять инвестиции в экономику необходимо знать хотя бы основы экономической теории и права. “Учиться, учиться и учиться!” - как справедливо напомнил знаменитую фразу председатель компании “Евросеть” Малис в телевизионной программе “НТВешники” от 22.01.2011 , в которой рассматривался вопрос новой волны МММ. Но, пожалуй, самое главное - не стоит доверять разного рода жуликам и мошенникам.

14) Домашнее задание. (Слайд 28) (2 минуты)

- Подготовить устные ответы на вопросы для размышления стр. 151 - учебник “Экономика”. (И.В. Липсиц, 10 - 11 класс, 2часть, – М.: Вита-Пресс, 2006 г).

- Написать эссе (предлагается 2 темы на выбор).

  • Тема 1. “ Возможна ли “перезагрузка” МММ?”
  • Тема 2. “ Кто мы: вкладчики поля страны дураков или вкладчики поля страны чудес?”

15) Рефлексия. (Слайд 29) (5 минут).

Учитель раздаёт ребятам шляпы разного цвета и просит выразить оценку урока. Например, если ученику достаётся шляпа красного цвета – ученику нужно рассказать какие чувства и эмоции преобладали у него на уроке. Если ученику достаётся шляпа черного цвета – он должен выразить своё критическое отношение к уроку и т.д.

16) Выставление отметок. (1 минута).

Список информационных источников:

  1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: Пособие к разделам “Экономика” и “Право” курса “Обществознание” для 10-11 классов гуманитарного профиля. В 2-х книгах. Кн.1/ Российский фонд правовых реформ. Проект “Правовое образование в школе”. Серия “Основы правовых знаний”. М.: Вита-Пресс,2000. – 2126 с.: ил.
  2. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-еизд. – М.: Вита-Пресс,2000. – 447с.6 ил.
  3. ОЭР: 1С. Экономика и право. 10-11 класс. 2CD.2004 год.
  4. http://www.regnum.ru/dossier/24.html
  5. http://www.business-investor.info/journal/article-2064.htm