Тип занятия: изучение нового материала
Изделие: свадебная игровая кукла-скрутка
Цель занятия: обучение изготовлению игровой свадебной куколки
Задачи:
- Обучить технологии изготовления игровой свадебной куколки-скрутки;
- Развивать творческое мышление и воображение;
- Воспитывать любовь к народному творчеству и эстетический вкус.
Форма занятия: Мастер-класс
Методы обучения: Беседа, рассказ, демонстрация образцов, практическая работа.
Возраст предполагаемых участников: 12-13 лет.
Методическое обеспечение: Схема изготовления куклы, схема изготовления костюма куклы, образец изделия, правила работы с ножницами и иглами, электронная презентация.
Характеристика оборудования: мультимедийная установка, аудиовоспроизводящая установка, диск с русскими народными мелодиями, светлая ткань, цветная ткань, цветная тесьма (оттенки красного), нитки для шитья белые, ножницы, иглы для ручного шитья.
Хронометраж занятия:
- Организационный момент 5 минут.
- Введение в тему 5 минут.
- Основная часть:
- Первый этап 30 минут
- Перерыв 10 минут
- Второй этап 30 минут.
- Заключительная часть 10 минут.
Резерв 10 минут (резервное время может использоваться для выполнения работ учащимися с медленным темпом деятельности, для дополнительной беседы, для более сложного декорирования работы).
Сценарий занятия
Педагог: Добрый день, дети! Я очень рада видеть вас на занятии. Меня зовут Наталья Валентиновна, я приехала из города Выксы.
Сегодня на нашем занятии каждый из вас научится делать своими руками игровую свадебную куклу из ткани. Но прежде чем начать занятие, мне хотелось бы с вами познакомится. В давние времена на Руси свадьбы не проводили, их играли. Это был настоящий спектакль, изображавший полный свадебный ритуал, сватовство, посиделки, девичник и т.д. Вот сейчас мы с вами познакомимся, как знакомились девушки, которые приходили на девичьи посиделки. Девушка, которая заходила в дом называла своё имя, и перечисляла все свои достоинства. При этом рассказывала о себе только хорошее. Давайте же и мы сделаем то же самое, например: меня зовут Наталья Валентиновна, приехала я из города Выксы, я умею хорошо вязать крючком и учу этому ремеслу детей. После того как вы представитесь, напишите своё имя на пирамидках, которые стоят у вас на столах. (Дети представляются и пишут свои имена на бумажных пирамидках на своих столах).
Педагог: В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла- это детская игрушка в виде фигурки человека.
Как вы думаете, когда появилась первая кукла? (Дети отвечают..)
Трудно сказать точно, но кукла, как детская игрушка появилась у славян примерно тысячу лет назад. Это подтверждают раскопки под Новгородом. А в других, более ранних цивилизациях гораздо раньше. В британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с "волосами" из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина - фараона.
С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребёнок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо-неприятностей не миновать. В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. Пока девочка была маленькой, для неё делали кукол мама, бабушка, старшие сёстры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была сооружать кукол сама. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки- подростки, и девушки на выданье. Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях её хозяйки. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игры были долгие, обстоятельные. Одна из самых любимых - "В свадьбу". В этой игре участвовало множество кукол: невеста, жених,, родители, сваты, подруги, друзья: Кукол-мужчин не шили- их изображали просто палочки или скатанная ткань. Куклы мужского пола появились только в девятнадцатом веке.
Эти крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приёмов. В каждой местности были свои способы изготовления кукол.
Педагог: Ребята, кто-то из вас уже делал куклу своими руками?
Сегодня на занятии я предлагаю вам сделать куколку- невесту из ткани. Это игровая куколка- скрутка. Костюм на кукле не снимается, он - часть куклы. Одежда на кукле условна, но при этом она имеет все элементы традиционной русской одежды, куколку жениха сделатьт не успеем, но вы сможете его сделать сами, так как он делается, как куколка-невеста.
При изготовлении куклы мы с вами будем пользоваться и иголками и ножницами, поэтому нам нужно вспомнить правила работы с инструментами. У вас на столах лежат правила безопасности (приложение 1). Я прошу вас вспомнить эти правила.
- Дети читают по очереди правила ТБ.
- Практическая работа (первый этап)(от слайда 7в презентации)
- Перерыв (Игра с обучающимися, см. приложение2)
- Практическая работа (второй этап - изготовление костюма куклы)
Педагог: Мы с вами сделали большую работу. Прошу вас свои рабочие места привести в порядок. У вас получились замечательные, неповторимые, авторские куклы. В свободное время дома, если у вас будет желание, вы сможете по этому алгоритму сделать куколку-жениха. Давайте вспомним основные этапы изготовления куклы (см. приложение 3).
Дети отвечают:
Педагог: Что на ваш взгляд было наиболее трудным в изготовлении куклы?
Что получилось удачно и что не особенно плучилось и почему?
Какую новую информацию вы получили на занятии, что узнали?
Дети отвечают:
В конце занятия я прошу вас нарядить куколок, куколок не простых, а говорящих. (приложение 4). Прикрепите цветные горошинки на платья тех куколок, с высказываниями которых вы согласны.
Всем спасибо, наше занятие окончено.