Цели:
Образовательные:
- познакомить с биографией и сказками А. С. Пушкина,
- формировать умение выразительно читать, анализировать текст,
Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение не поддаваться чужому влиянию.
Оборудование:
- Кац Э.Э. учебник “Литературное чтение”, 2 класс, Изд. “Астрель” 2005
- Наглядный материал на доске.
- Цветовые кружки, рыбки для каждого ученика из цветного картона.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Поприветствуем наших гостей.
Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем же наш урок.
а) Развитие артикуляционного аппарата.
- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).
-произнесите звуки о, и, оу.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?
(Вычитывали сказку К. Д. Ушинского “Мена”)
- Что значит вычитывать текст?
- В какой позиции работали?
- Как работаем с текстом? (Что выясняем?) (кто рассказчик, настроение рассказчика)
- Что ещё надо сделать, работая над текстом? (Определить точку зрения автора и читателя).
- Всегда ли точки зрения автора и читателя совпадают?
(как итог – кластер)
- В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель нашей последующей работы. Вспомните её. (продолжить работу по разделу “Авторские сказки”)
- Какие задачи на сегодняшний урок?
(Работа “в позиции читателя” над произведением).
- Послушайте стихотворение (чтение стихотворения)
б) Работа со стихотворением.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
- Прочитать орфографически.
- Прочитать выразительно.
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Л. Преображенская.
- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них.
3. Постановка учебной задачи.
Ребята просматривают первые кадры из поэмы “Руслан и Людмила”.- Ребята, кто автор этого отрывка? (А.С. Пушкин)
портрет А.С. Пушкина
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением этого автора.
Звучит любая мелодичная классическая музыка. В это время ученик в костюме лицеиста рассказывает биографию А.С. Пушкина.
“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”.
- А, вы, знаете сказки А. С. Пушкина?
- Сейчас мы это узнаем.
Группам раздаются части фигуры рыбки, на которых написаны отрывки из сказок А. С. Пушкина.
- Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке.
Викторина
а)
“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”.
Сказка о попе и о его работнике Балде.
б)
“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря”.
Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и прекрасной царевне Лебеди.
в)
“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
г)
“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”
Сказка о золотом петушке.
С каждой отгаданной сказкой ребята на доске собирают фигурку золотой рыбки.
- С какой же сказкой мы сегодня познакомимся?
- Итак, тема нашего урока?
- Цель? (вычитывание произведения)
4. Решение учебной задачи.
1 этап работы над текстом.
- И самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкина, знакомство с которой мы начнем, прослушав 1-ую часть из сказки в исполнении Алисы Фрейндлих.
- А теперь прочитайте 1-ый отрывок про себя, подчеркивая слова, значение которых вам неизвестно. Разберите их в группах, обращаясь за помощью к сноскам и словарю в учебнике. Также разобраться в толковании неизвестных слов вам будут помогать мудрецы.
Анализ текста.
- Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?
- Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)
- Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?
- С каким чувством он их произносил?
- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?
- Прочитайте описание моря.
На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.
- Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря?
Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.
- Покажите руками движение моря (спокойное, синее).
Физкультминутка.
Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.
2 этап работы над текстом.
- А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в роли актеров? (Чтение отрывка по ролям. с. 136-138. Остальные ученики следят за чтением ).
- Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок.
Анализ текста.
- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)
- Почему рыбак называет рыбку “государыней”?(почтительное отношение, т.к.просит у нее, правила обращения, культура речи.)
- Почему просит “смиловаться”?
- Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку?
- Прочитайте, как выглядит море?
- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?
- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).
3 этап работы над текстом.
- Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран.
Просмотр отрывка. с. 138-139
Анализ текста.
- Сделайте вычитывание 3-й части по алгоритму, который я вам сейчас раздам, впишите ответы.
ЗАДАНИЯ | ОТВЕТЫ | ||
Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ. | |||
Почему? Объясни свой выбор. | |||
Характер старика | Какой характер был у старика? У
старухи? Соедини. Кроткий Сварливый Добрый Мягкий Злобный Властный Смиренный, покорный Жадный, алчный Податливый Грубый Неуживчивый Безропотный Бескорыстный |
Характер старухи | |
Каким показалось море? |
- Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря?
- Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).
4 этап работы над текстом.
- Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка).
- Расшифруйте имя еще одного героя нашего произведения по коду:
Д | А | В | Е |
М | К | О | Р |
Я | Р | О | Н |
1 | 8 | 2 | 12 |
9 | 7 | 10 | 4 |
5 | 11 | 3 | 6 |
- Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)
- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?
Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.
- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.
- Как рыбка относится к старику?
- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. (В классе спрятаны золотые рыбки, найдите их). Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.
Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.
Чтение желаний.
- На следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой, и узнаем много интересного, нового в уже давно известной нам сказке.
5. Рефлексия.
Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.
- Все сегодня старались
- С какой сказкой вы познакомились сегодня
- К какому виду сказок относится эта произведение?
- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?
Анализ работы по табличкам.
- Всё было понятно.
- Было трудно.
- Расскажу другим.
- Было интересно.
- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.
Спасибо за урок!