Викторина “Как изменялась книга” является презентацией коллективной творческо-исследовательской работы (проекта) на тему “История книги” с детьми подготовительной к школе группы. Она включает в себя электронную презентацию с вопросами и заданиями по истории книги, а также игры с наглядным материалом и практическое задание.
Каждый слайд электронной презентации используется по разному: либо для проверки правильности ответа, либо как подсказка при затруднении в ответе, либо как вопрос или задание.
На викторине зрителями (а также участниками) могут быть родители или дети параллельной старшей или подготовительной к школе группы.
Предшествующая работа: консультация для родителей по организации исследовательской деятельности старших дошкольников; сбор детьми совместно с родителями материалов по теме “История книги”; выступления детей перед сверстниками, защита своих исследований; оформление “Папки исследователя”; коллективные занятия с организацией практической экспериментальной деятельности детей; организация игр; оформление выставок в книжном уголке; поход в детскую библиотеку; выпуск газеты “Как появилась книга”; деление детей на команды, выбор жюри, подготовка наград для участников.
Соревнование двух команд
Ведущий: Сегодня у нас викторина. Мы отправимся в путешествие в прошлое, далёкое-далёкое, чтобы вспомнить историю книги – нашего друга и помощника.
Ваши правильные воспоминания определят команду-победителя. Отвечать на вопросы нужно точно и полно, совещаясь в команде, а задания в играх выполнять быстро, договариваясь между собой. Готовы к соревнованию?.. Начинаем!
(команды по очереди получают вопросы; при отсутствии у команды ответа, право ответить переходит к соперникам; за правильные ответы команде выдаются фишки-баллы)
1. Главным занятием древнего человека была охота. Об этом и рассказывают найденные в разных местах наскальные рисунки. Вспомните то сложное слово, которым называется такое письмо-рисунок (рисуночное письмо). (Пиктограмма) – слайд 2
2. Колонны египетских храмов, стены гробниц фараонов покрыты загадочными знаками. Но это не рисунки. Они могли обозначать слово, слог или звук. Что это такое? (Иероглифы) – слайд 3
1.Пять тысяч лет назад древние египтяне писали кисточкой и чернилами, и не только на камне. Какое растение в стихах Юнны Мориц (“Папирус”) рассказывает о себе:
- Я из одной колыбели
С осокой! Листья мои
Шелковисты и плоски,
В древности
Резали их на полоски,
Клеили в свитки,
Сушили от влаги,
Чтобы использовать
Вместо бумаги.
Поэтам, художникам
И звездочетам
Был я тетрадкой,
Альбомом, блокнотом!
(Папирус – растение, росшее вдоль берегов Нила) – слайд 4
2.Длина его могла достигать 40 метров, а после чтения его сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. О чём это? (Папирусный свиток) – слайд 4
1.Какие книги в древности обжигали в печах, как горшки? (Эти книги были написаны на глиняных плитках тростниковой палочкой) – слайд 5
2.У некоторых народов в древности, приходя в школу, ученики первым делом принимались разминать сырую глину. Для чего? (Чтобы изготовить себе “тетрадки”, положив мягкую глину в деревянные коробочки для письма) – слайд 5
Как называется письмо палочкой со срезом в виде треугольника (клина)? (Клинопись) – слайд 5
1.Алфавитное письмо древних греков появилось на основе уже существовавших видов, но оно существенно отличалось от всех предшествующих. Чем? (Греческое алфавитное письмо содержало буквы не только для обозначения согласных звуков, но и для гласных – в нем впервые появились гласные) – слайд 6
2.Какое ещё изобретение появилось тоже в Древней Греции: несколько табличек-дощечек скреплялись через дырочки в двух углах шнурками; каждая дощечка была в середине выстругана и получившаяся квадратная выемка заполнялась материалом для письма. Каким? (сейчас из этого материала делают свечи) (Воском; получались восковые книжечки) – слайд6
Чем писали на восковых табличках? (Стальной палочкой, один конец у которой был острый – им царапали по воску, а другой – тупой, он служил стёркой) – слайд 6
1.Две тысячи лет назад один царь решил создать в своей столице большую библиотеку. Папирус должны были привезти из Египта. Но египетский царь, опасаясь что новая библиотека будет богаче, чем в Египте, запретил продавать папирус. Тогда и придумали новый материал для письма. Что это за материал, из чего его делали и где придумали? (Пергамент – это особым образом обработанная кожа телят и овец; его придумали в древнегреческом городе Пергам в Малой Азии ( где сейчас находится государство Турция), отсюда и название материала) – слайд 7
2. Почему книги на пергаменте стоили очень дорого? Кто их мог приобретать? (Чтобы переписать большую книгу, требовалась кожа с целого стада овец; поэтому приобретать книги, написанные на пергаменте, могли только очень богатые люди) – слайд 7
1.Лист особого материала сгибали пополам, получались 4 страницы. Каждая четвертушка по- гречески называется “тетрадос”, а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать. Её одевали в прочный деревянный или кожаный переплет. Что это за книга? (Книга, написанная на пергаменте) – слайд 7
Какими были пергаментные книги до этого? (Свитки пергаментные могли состоять из почти 1000 склеенных пергаментных листов) – слайд 7
2.Чем пергамент, как материал для письма, отличался от папируса? (Он был очень прочным; с пергамента, в отличие от папируса, можно смыть текст, написанный растворимыми в воде чернилами, и написать новый; на пергаменте можно писать с обеих сторон листа) – слайд 7
1.В Древней Руси на этом материале буквы выцарапывали острой костяной или железной палочкой, или писали настоящими черными чернилами, которые получали из “дубовых орешков” - выростов на листьях. Что это за материал? Как называлась палочка для письма? (Береста – кора березы; палочка – “писало”) – слайд 8
2.Почему береста была удобна для письма простых русских людей? (Этот природный материал был дешев, так как не требовал сложной обработки, был в избытке, и с успехом заменял небогатым людям дорогой пергамент) – слайд 8
1.Почему наша азбука называется кириллица? (По имени одного из братьев-монахов Кирилла и Мефодия, которые составили русскую азбуку на основе греческого алфавита) – слайд 9
Чем отличался русский алфавит от греческого? (К греческому алфавиту были добавлены буквы, которых там не было – “Ц”, “Ч”, “Ш”, “Щ”) – слайд 9
2.Каким словом стали называть русский алфавит? Почему? (Азбука – по первой “аз” и второй “буки” буквам старого русского алфавита) – слайд 9
Что вы видите на картинке? (Буквицы) – слайд 9
Как их писали? Чем? (Художники украшали буквы узором, писали цветными красками, особенно красной, а также золотом и серебром) – слайд 9
Игра “Найди две одинаковые буквицы”
(Командная игра. Каждая команда встает вокруг стола, на котором лежат карточки с нарисованными буквицами. Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание)
1. Кто и где чаще всего переписывал книги? Какими письменными принадлежностями пользовались? (Писцы при монастырях, монахи; писали гусиными перьями, кончик которых срезался наискосок специальным ножом, который так и стал называться “перочинным”; посередине острия делался короткий расщеп) – слайд 10
2. Почему, более пятисот лет назад, книги нередко приковывали цепями к полкам и столам в библиотеках? (Чтобы их не украли, так как рукописные книги на пергаменте стоили очень дорого, а некоторых из них одевали в дорогую кожу, парчу, иногда в серебро) – слайд 10
Игра “Кто первый ответит: в какой мы школе?” - слайд 11
(Игра на сообразительность, быстроту реакции. Первый ответивший приносит баллы своей команде. Нужно узнать по картинке египетскую школу, монастырскую и русскую. Отвечающий должен объяснить, почему так думает)
1.На чем были написаны первые китайские книги, каждая из которых занимала несколько возов? (На бамбуковых или деревянных планках, связанных кожаным ремешком или шелковым шнурком) – слайд 12
2.Почему позже в Китае стали писать на шелке, и появились “шелковые” книги? (Бамбуковая книга, шириной 10-15 см и длиной 50-70 см, была громоздкая, тяжелая, неудобная для чтения (писали сверху вниз и справа налево); а шелковый свиток крепился на деревянном стержне, его удобно было хранить) – слайд 12
1.Как называются знаки китайского письма? Чем писали в древнем Китае? (Китайские иероглифы писали кистью, разноцветной тушью и краской) – слайд 13
2.Почти 2000 лет назад старый китайский мастер сделал деревянную рамку и оплел её тоненькой сеткой из шелковых ниток. Потом долго варил какие-то растения. Затем добавил белой глины и клея, и все это варево осторожно вылил на сетку. Вода пролилась, а на сетке остался тонкий белый слой. Мастер положил сверху лоскут сукна, перевернул сетку – на сукне оказалась белая масса. Она высохла на солнце, и это был первый в мире лист … Чего? (Бумаги) – слайд 14
Почему в Китае появилась бумага? (Шелк, как материал, был слишком дорогим)
Кто такой Чай Лунь? (Этот китаец считается изобретателем бумаги – из тряпок и коры деревьев)
Кроссворды с картинками “На чём писали?”, “Чем писали?” - слайды 15, 16
(каждая команда коллективно заполняет кроссворд; проверяют - по слайду)
1.Рукописные книги писались долгие месяцы, и даже годы. Что помогло ускорить изготовление книг? (Изобретение деревянного печатного станка немцем Гутенбергом) – слайд 17
2.Более 400 лет тому назад русский царь Иван Грозный повелел открыть на Руси печатное дело. За что поставили в Москве бронзовый памятник Ивану Федорову? (Он создал первую печатную книгу на Руси – “Апостол”) – слайд 18
1. Что такое типография? (Сначала это была мастерская, а потом целая фабрика по изготовлению книг) – слайд 19
Игра “Разложи картинки по порядку”
(Командная игра. Каждая команда получает набор картинок “Как делают книгу сегодня” и коллективно выполняет задание, раскладывая картинки в последовательности, на полу)
2.Что такое библиотека? Какие древнейшие библиотеки вы знаете? А большие современные? В нашем городе? (Александрийская, Пергамская, Ассирийская; Государственная библиотека им.Ленина в Москве, Российская Государственная детская библиотека в Москве; Рязанская библиотека им. Горького) – слайд 20
Игра “Литературные герои”
(Игроки от каждой команды по очереди подходят к столу, берут из стопки картинки с изображением литературных персонажей(прочитанных детям книг), и говорят, чем и на чем мог писать каждый из них. Например: Айболит – бумага, перо; девочка Таффи из сказки Р.Киплинга – береста; Буратино – бумага, перо; Геракл, герой мифов Древней Греции – восковые дощечки, палочки; барон Мюнхаузен – пергамент, бумага, перо; Малыш из книги А.Лингрен – бумага, авторучка; Медвежонок Паддингтон из книги М. Бонда – бумага, шариковая ручка, и т.п.За каждый правильный ответ – баллы команде)
Вопрос обеим командам: Что вы видите на фото? – слайд 21
Как вы думаете: электронная книга - это хорошо или плохо?
Творческое задание для обсуждения в командах, поиск доказательств:
1 команда: Электронная книга – это хорошо
2 команда: Электронная книга – это плохо
(пока жюри оценивает творческое задание, дети играют, составляя из слов, написанных на карточках, пословицы о книге)
Игра “Сложи пословицу”
Хорошая книга – лучший друг
Кто много читает, тот много знает
(проверяется по слайду 22)
Подведение итогов, награждение победителей и участников
Практическая деятельность (по желанию детей): Рисование “Укрась первую букву своего имени”, используя любые художественные средства, можно и гусиными перьями; вырезать и наклеить имена с расписными буквицами на лист ватмана, коллективно украсить лист узорами; прикрепить на видном месте в групповой комнате; в дальнейшем использовать для игр “в слова”.
Используемая детская литература
- Дацкевич В.П. Как делают книгу. – М.: “Детская литература”, 1987
- Зубков Б. Книжка про книжку. – М.: “Малыш”, 1984
- Иолтуховская А.В. Ура! Я иду в школу. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005
- Разгон Л. Черным по белому. – М.: “Малыш”, 1982