Тип урока: комбинированный
Программы: "Программа по предмету "Музыка" для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.Б. Кабалевского - М.: Просвещение, 2007 г.
Система целей урока:
Сверхцели: вызвать у детей желание вне урока слушать музыку (классическую, народную), формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного вкуса.
Общедидактическая цель: Знакомство с культурой восточных славян
Триединая дидактическая цель:
образовательный аспект: Учиться
находить общие черты и различия в культуре
восточных славян.
Формы и организации познавательной деятельности:
- коллективная
- фронтальная
- индивидуальная
Методы обучения:
- беседа;
- музыкальной драматургии;
- ретроспективный;
- музыкальных обобщений;
- наглядный;
Средства обучения:
- визуальные;
- аудиальные.
Система контроля: отслеживание эмоционального отклика в течение всего урока, анализ учителем исполнения песен, самооценка.
Ход урока
Музыкальное приветствие
Организационный момент.
- Сигнал встать
- Звучит музыка "Музыка, здравствуй!" М. Лазарева
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель наигрывает мелодию песни "Моя Россия" Струве.
- Что прозвучало? Композитор?
- С какими чувствами нужно исполнять песню? Почему?
- Давайте исполним песню. Мне бы хотелось, чтобы и в ваших глазах и на лицах отразились эти чувства.
- Исполнение. Анализ исполнения.
3. Постановка учебной задачи.
- Песня посвящена России. Какие черты доказывают, что эта песня в русском духе? (Распевы, плавность, протяжность мелодии)
- Давайте вспомним, какие черты русских народных песен ещё встречаются.
(Словообрывы, первые строчки становятся названием, начинает солист, подхватывает хор, а капелла)
- Дети, мы знаем, что на Земле живёт много разных народов. И мы будем знакомиться с их музыкой. Будем искать общие черты и различия в музыке разных народов.
В древние времена жил такой народ - восточные славяне. Впоследствии этот народ разделился на три народа:
- русских,
- украинцев,
- белорусов.
И так как корень у этих трёх народов один, в их культуре много общего, но есть и отличия.
- Назовите струнно-щипковые русские народные инструменты. (Балалайка, домра, гусли)
- Остановимся на гуслях.
Гусли - один из старейших струнных щипковых инструментов восточных славян. Первые сведения о них принадлежат византийскому историку Феофилакту Симокатте. В 591 году греками были взяты в плен гонцы прибалтийских славян, направляющихся к аварскому хану. В руках гонцов были инструменты, названные историком по аналогии с греческими - кифарами. Упоминания о гуслях встречаются в различных письменных памятниках Киевской Руси: летописях, сказаниях, устном народном творчестве - былинах, песнях, сказках.
- У украинского и белорусского народов есть похожие инструменты: у украинского - бандура , у белорусского - цимбалы.
- И сейчас мы увидим как выглядят эти инструменты. (гусли, бандура, цимбалы).
После просмотра убедились, что по внешнему виду они и похожи, и различны.
- Сегодня мы услышим их звуки.
- Но прежде чем начнём знакомство со звучанием этих инструментов, назовите самую почитаемую реку у русского народа.
- О Волге сложено много стихов и песен.
- У украинского народа любимая река - Днепр. Ей тоже посвящают стихи и песни. Послушаем украинскую народную песню "Ревёт и стонет Днепр широкий".
Слушание.
- Характер музыки? (Плавный, протяжный, мелодичный)
- Состав исполнителей?
- Что общего с русской песней "Вниз по матушке, по Волге"?
- В этой песне чувствуется красота родной природы и могучая сила народа.
В основу этой песни положены стихи украинского поэта Тараса Шевченко. Он очень любил свою Родину - Украину. Долгие годы песня считалась народной, прежде чем стало известно имя композитора. Музыку написал Даниил Крыжановский.
Песня настолько любима, что заслужила высокое звание народной песни.
- А теперь что прозвучит? (Наиграть мелодию белорусской народной песни "Перепёлочка").
- Характер? Настроение?
- Что общего с русской музыкой? (Протяжность, плавность мелодии)
С помощью дирижёрского жеста, под аккомпанемент учителя передать этот характер музыки.
- А теперь песня прозвучит в исполнении ансамбля цимбалистов. Посмотрите в таблицу "Формы музыки".
- Вам нужно определить в какой форме прозвучит песня.
Слушание ("Вариации на тему белорусской народной песни "Перепёлочка"").
- Характер изменился? (Да)
- Как звучала песня? (Более светло)
- Форма?
- Значит, это звучали "Вариации на тему белорусской народной песни "Перепёлочка"".
4. Повторение пройденного.
- Теперь вернёмся к музыке русского народа. Какие различные песенные жанры вы уже знаете? (Трудовые песни или бурлацкие, рекрутские, хороводные, плясовые, частушки, шуточные).
- Но это только те жанры русских народных песен, которые звучали на наших уроках.
- Сейчас на уроке прозвучит одна из русских народных песен. К какому жанру можно её отнести?
- Характер и тип музыки вам помогут определить жанр.
Слушание (Аудиозапись русской народной песни "Ты, берёза" в исполнении Красноборского хора).
- Характер? Настроение?
- Тип? (песенно-танцевальный)
- Жанр? (плясовая)
- Эта песня "Ты, берёза" нашей Архангельской области. Мы слушали её в исполнении Красноборского хора.
Аудиозапись сделана с концерта, который проходил в рамках Международного фольклорного фестиваля "Жемчужина Севера". Первый фестиваль в Архангельске прошёл в 1989 году, и у меня сохранилась его программа (слайд).
- Эта песня звучала в праздник Святой Троицы.(Рассказ учителя о Троице).
- Я уже говорила, что Троицкая песня "Ты, берёза" звучала в исполнении Красноборского хора, но разучим мы несколько иной вариант. Мы знаем, что русские народные песни многовариантны.
- Как вы это понимаете?
- Почему? (Передавались из уст в уста, из поколения в поколение, каждый исполнитель вносил что-то своё)
- Мы разучим тот вариант, который исполняли в Пинежском районе Архангельской области. Сравним варианты текста (слайд).
Разучивание (Обратить внимание на диалект лужоцке, реценьку)
Разучивание. Исполнение. Анализ (Движение корпусом, пританцовывать)
5. Обобщение.
- Какие произведения звучали на уроке?
- С музыкой каких народов познакомились? С какими инструментами?
- Что общего в музыке этих народов? (плавная, протяжная)
- У этих народов какой общий корень? (Восточные славяне)
- Поэтому музыка имеет много общего, но есть и отличия и мы убедились в этом.
6. Рефлексия.
Сигнальной карточкой покажите, понравился ли вам урок, ваша работа на уроке.