Музыка восточных славян. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Тип урока: комбинированный

Программы: "Программа по предмету "Музыка" для общеобразовательных учреждений под редакцией Д.Б. Кабалевского - М.: Просвещение, 2007 г.

Система целей урока:

Сверхцели: вызвать у детей желание вне урока слушать музыку (классическую, народную), формировать эмоциональную сферу, воспитание художественного вкуса.

Общедидактическая цель: Знакомство с культурой восточных славян

Триединая дидактическая цель:

  • образовательный аспект: Учиться находить общие черты и различия в культуре восточных славян.
  • развивающий аспект: Развитие творческих способностей, работа над выразительностью исполнения.
  • воспитательный аспект: воспитание уважения к культуре других народов.

Формы и организации познавательной деятельности:

  • коллективная
  • фронтальная
  • индивидуальная

Методы обучения:

  • беседа;
  • музыкальной драматургии;
  • ретроспективный;
  • музыкальных обобщений;
  • наглядный;

Средства обучения:

  • визуальные;
  • аудиальные.

Система контроля: отслеживание эмоционального отклика в течение всего урока, анализ учителем исполнения песен, самооценка.

Ход урока

Музыкальное приветствие

Организационный момент.

- Сигнал встать

- Звучит музыка "Музыка, здравствуй!" М. Лазарева

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель наигрывает мелодию песни "Моя Россия" Струве.

- Что прозвучало? Композитор?

- С какими чувствами нужно исполнять песню? Почему?

- Давайте исполним песню. Мне бы хотелось, чтобы и в ваших глазах и на лицах отразились эти чувства.

- Исполнение. Анализ исполнения.

3. Постановка учебной задачи.

- Песня посвящена России. Какие черты доказывают, что эта песня в русском духе? (Распевы, плавность, протяжность мелодии)

- Давайте вспомним, какие черты русских народных песен ещё встречаются.

(Словообрывы, первые строчки становятся названием, начинает солист, подхватывает хор, а капелла)

- Дети, мы знаем, что на Земле живёт много разных народов. И мы будем знакомиться с их музыкой. Будем искать общие черты и различия в музыке разных народов.

В древние времена жил такой народ - восточные славяне. Впоследствии этот народ разделился на три народа:

  • русских,
  • украинцев,
  • белорусов.

И так как корень у этих трёх народов один, в их культуре много общего, но есть и отличия.

- Назовите струнно-щипковые русские народные инструменты. (Балалайка, домра, гусли)

- Остановимся на гуслях.

Гусли - один из старейших струнных щипковых инструментов восточных славян. Первые сведения о них принадлежат византийскому историку Феофилакту Симокатте. В 591 году греками были взяты в плен гонцы прибалтийских славян, направляющихся к аварскому хану. В руках гонцов были инструменты, названные историком по аналогии с греческими - кифарами. Упоминания о гуслях встречаются в различных письменных памятниках Киевской Руси: летописях, сказаниях, устном народном творчестве - былинах, песнях, сказках.

- У украинского и белорусского народов есть похожие инструменты: у украинского - бандура , у белорусского - цимбалы.

- И сейчас мы увидим как выглядят эти инструменты. (гусли, бандура, цимбалы).

После просмотра убедились, что по внешнему виду они и похожи, и различны.

- Сегодня мы услышим их звуки.

- Но прежде чем начнём знакомство со звучанием этих инструментов, назовите самую почитаемую реку у русского народа.

- О Волге сложено много стихов и песен.

- У украинского народа любимая река - Днепр. Ей тоже посвящают стихи и песни. Послушаем украинскую народную песню "Ревёт и стонет Днепр широкий".

Слушание.

- Характер музыки? (Плавный, протяжный, мелодичный)

- Состав исполнителей?

- Что общего с русской песней "Вниз по матушке, по Волге"?

- В этой песне чувствуется красота родной природы и могучая сила народа.

В основу этой песни положены стихи украинского поэта Тараса Шевченко. Он очень любил свою Родину - Украину. Долгие годы песня считалась народной, прежде чем стало известно имя композитора. Музыку написал Даниил Крыжановский.

Песня настолько любима, что заслужила высокое звание народной песни.

- А теперь что прозвучит? (Наиграть мелодию белорусской народной песни "Перепёлочка").

- Характер? Настроение?

- Что общего с русской музыкой? (Протяжность, плавность мелодии)

С помощью дирижёрского жеста, под аккомпанемент учителя передать этот характер музыки.

- А теперь песня прозвучит в исполнении ансамбля цимбалистов. Посмотрите в таблицу "Формы музыки".

- Вам нужно определить в какой форме прозвучит песня.

Слушание ("Вариации на тему белорусской народной песни "Перепёлочка"").

- Характер изменился? (Да)

- Как звучала песня? (Более светло)

- Форма?

- Значит, это звучали "Вариации на тему белорусской народной песни "Перепёлочка"".

4. Повторение пройденного.

- Теперь вернёмся к музыке русского народа. Какие различные песенные жанры вы уже знаете? (Трудовые песни или бурлацкие, рекрутские, хороводные, плясовые, частушки, шуточные).

- Но это только те жанры русских народных песен, которые звучали на наших уроках.

- Сейчас на уроке прозвучит одна из русских народных песен. К какому жанру можно её отнести?

- Характер и тип музыки вам помогут определить жанр.

Слушание (Аудиозапись русской народной песни "Ты, берёза" в исполнении Красноборского хора).

- Характер? Настроение?

- Тип? (песенно-танцевальный)

- Жанр? (плясовая)

- Эта песня "Ты, берёза" нашей Архангельской области. Мы слушали её в исполнении Красноборского хора.

Аудиозапись сделана с концерта, который проходил в рамках Международного фольклорного фестиваля "Жемчужина Севера". Первый фестиваль в Архангельске прошёл в 1989 году, и у меня сохранилась его программа (слайд).

- Эта песня звучала в праздник Святой Троицы.(Рассказ учителя о Троице).

- Я уже говорила, что Троицкая песня "Ты, берёза" звучала в исполнении Красноборского хора, но разучим мы несколько иной вариант. Мы знаем, что русские народные песни многовариантны.

- Как вы это понимаете?

- Почему? (Передавались из уст в уста, из поколения в поколение, каждый исполнитель вносил что-то своё)

- Мы разучим тот вариант, который исполняли в Пинежском районе Архангельской области. Сравним варианты текста (слайд).

Разучивание (Обратить внимание на диалект лужоцке, реценьку)

Разучивание. Исполнение. Анализ (Движение корпусом, пританцовывать)

5. Обобщение.

- Какие произведения звучали на уроке?

- С музыкой каких народов познакомились? С какими инструментами?

- Что общего в музыке этих народов? (плавная, протяжная)

- У этих народов какой общий корень? (Восточные славяне)

- Поэтому музыка имеет много общего, но есть и отличия и мы убедились в этом.

6. Рефлексия.

Сигнальной карточкой покажите, понравился ли вам урок, ваша работа на уроке.

Презентация.