ЦЕЛИ:
- Изучить структуру почвы.
- Познакомить с процессом образования почвы.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Выделить основное свойство почвы - плодородие.
- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.
- Развивать навыки исследовательской работы.
- Формировать чувство коллективизма.
- Воспитывать бережное отношение к почве.
- Воспитывать - в процессе постановки опытов - аккуратность.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, банка, песок, глина, почва, вода, сухая трава, камни, салфетки, :
ХОД УРОКА
Этапы | Содержание | Примечание |
1. Активизация класса.
2. Ситуация успеха.
3. Проблемная ситуация.
4. Постановка учебной задачи.
5. Изучение нового материала.
6. Закрепление.
7. Итог
8. Домашнее задание. |
Сегодня у нас с вами необычный урок.
Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов.
Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс
сегодня? ( Наш класс похож на
лабораторию.) (На двери появляется табличка "Лаборатория".) - Верно, а мы с вами учёные-исследователи, я буду научным руководителем.- Кто такие исследователи? (люди, которые что исследуют, изучают, открывают новое) - Как работают исследователи? (правильно, быстро, организованно) - Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой микролаборатории. В группе назначены контролёры. Поднимите руки. Их задача, посоветовшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно делал выводы, - тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. В конце каждого столбика рисует смайлик весёлый, если вся группа работал, грустный, если не вся. Тем самым определиться самая дружная микролаборатория. - Ребята, у кого есть огороды, сады, :? - Что влияет на хороший урожай? (почва, солнце, погода, :) - Какой фактор может улучшить человек? (почва) - На какой фактор человек повлиять не может? (на почву) - А что такое почва? (плодородный слой земли) - Нужно ли изучать почву? (нужно) - А для чего нужно? (чтоб знать её состояние, так как от неё зависит урожай) - На всякой ли почве можно получить хороший урожай? (нет) - Исследовав почву, мы узнаем, какая структура почвы должна быть, чтоб получать богатый урожай. Выяснить, из каких компонентов она состоит. Предлагаю начать исследование с вопроса: есть ли в почве воздух? Опыт 1. Обнаружение воздуха.Опыт 2. Обнаружение песка и глиныОпыт 3. Обнаружение воды и соли Опыт 4. Обнаружение перегнойОпыт 5. Отсутсвие кораллов Опыт 6. Присутствие микроорганизмов 1 опыт. - Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. - Что заметили? (Пузырьки) - Что значит есть в почве? (воздух) - Какой вывод можно сделать? (воздух растения получают не только из окружающего воздуха, но и из земли) 2 опыт - Если размешать землю, то что можно заметить? (Песок осядет, из-за глины вода мутная) 3 опыт. Нагревание почвы. - Что же это такое выделяется? (Капельки на стенках сосуда - вода, белые кристаллики - соль) - Какой вывод делаем? (в почве есть вода и соль) - Для чего они нужны? (получать питательные вещества) 4 опыт. - Юные исследователи, как вы думаете, если разглядеть почву, то что сможем увидеть кроме песка и глины? Свои предположения напишите на листах. - Через лупу рассмотрите почву. - Какие частицы вы увидели? (остатки листьев, корешки, части насекомых) - Кто знает, как это называется одним словом? (перегной) - Значит, что в структуру почвы входит? (перегной) - Нужен ли перегной растениям, если есть воздух, вода и солнце? - На что влияет перегной? (на плодородие) - Почему? (все питательные вещества содержатся в перегное) - Чем его больше, тем почва плодороднее. Плодородие - основное свойство почвы. Опыт 5 - Следующее, что нам надо проверить, это наличие в почве кораллов. А что такое кораллы? Кто-нибудь знаком с этим словом? Где их можем встретить? Доклад ученика: Кораллы - это морские кишечнополостные животные, в основном принадлежащие к классу коралловых полипов. Кораллы растут, образуя известковый скелет. Заросли кораллов - это основа коралловых рифов. Коралловые рифы - это окаменевшие за тысячелетия скелеты мелких морских животных - полипов, которые жили в теплых тропических морях. Каждое мелкое животное, прицепляясь к мертвому кораллу, со временем становится его составной частью, способствуя увеличению и разрастанию кораллов. - Значит, входят ли кораллы в структуру почвы? (нет) Опыт 6 - А теперь давайте порассуждаем, что такое микроорганизмы? - Есть ли они в почве? - Если есть, то для чего? - А теперь послушаем отрывок из научного доклада "Микроорганизмы", узнаем ответы на эти вопросы. Доклад: Микрооргани?змы, ( микробы) - название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер - менее десятой части мм). Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. Изучением этих организмов занимается наука микробиология. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где есть вода. - А мы знаем, что в почве есть вода, что из этого следует? (в почве есть микроорганизмы) - Давайте посмотрим на таблицу. Что же входит в структуру почвы? - Все согласны с таблицей? Может у кого-нибудь будут вопросы? - А везде ли почвы одинаковые? (несколько типов) Рассматривание разрезов. - Чем разрезы почв отличаются? (цветом, трещинами) - Почему? - Одинаковые ли условия жизни на Земле? Чем природные условия отличаются? (в разных природных зонах находятся, а следовательно, разные природные условия: температура, влажность ) - Вот из всего перечисленного, в большей степени что на разнообразие почв влияет? ( количество перегноя) Несмотря на многообразие типов почв, мы знаем, что входит в состав почв, можем ли мы выложить слоями? - Из чего состоит самый нижний слой? (камни) - А потом? (глина, песок, перегной) - Какой слой самый плодородный? (перегной) Что получают растения из почв? (получает воздух, питательные вещества) - На что это влияет? (на урожайность) - Какой вывод можем сделать? (Чем выше плодородность, тем выше урожайность) - Может ли хорошая почва испортиться? (может) - По каким причинам? (нерациональное использование почвы, загрязнение, строительства) Доклад: За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 - 3 мм. А сгорает он за несколько минут. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу - за 226 тысяч лет, а там, где нет растений - за 15 лет Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, а стекло - до тысячи лет. - Из чего же почва образуется? (Остатки старой травы, листьев, останков животных) - Кто участвует в образовании почвы? (микроорганизмы, :) Вывод - Что же входит в структуру почвы? - А теперь результаты исследования вам помогут в следующей деятельности. Класс делится на 3 группы, получают по конверту с заданием. 1 группа получает задание: Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то:".2 группа разгадывает кроссворд.3 группа ищет выход из проблемной ситуации: как предотвратить разрушение почвы?КРОССВОРД Основное свойство почвы. Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы почв. Почвы с большим количеством перегноя. Одно из веществ, входящих в состав почвы. Почвы с большим количеством песка. - Выступление представителей от групп. Сначала разгадывание кроссворда, выступление с творч. зад.) - Вот и подошло наше исследование к концу. Вы почувствовали себя исследователями? Почему? - А какой главный вывод с данного урока ? - Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Но а чтобы стать научным руководителем, вы должны самостоятельно читать дополнительный материал. Я предлагаю вам следующее: : Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок прошёл интересно, вы получаете домашнее задание - на ваш выбор. Наблюдение "Состояние почвы в моём огороде" (Определить состояние почвы, узнать у родителей урожайность, что делают, чтоб повысить урожай?) Творческое - "Помоги растению" (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние) Творческое - сочинить сказку "Приключение жучка при движении из недр почвы на поверхность". |
Слайд 1
Слайд 2
Учащиеся работают в группе
Слайд 3 В группе Слайд 4 Выполняет учитель. Слайд 5 Составляяют кластер, потом вывешиваем на доску Сравниваем с кластерами Все вместе Слайд 6
Слайд 7 На слайде иллюстр. кораллов. Выслушиваем мнения, а потом слушают доклад
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11 Читаем хором по таблице. Карточки отношений. Слайды 12 - 13 Работа с иллюстрациями разрезов
Слайд 14 Слайд 15
Слайд 16 Слайд 17
Слайд 18 Доклад ученика
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Выставка книг
На выбор Слайд 23 |