Что такое почва? 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ЦЕЛИ:

  • Изучить структуру почвы.
  • Познакомить с процессом образования почвы.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  • Выделить основное свойство почвы - плодородие.
  • Развивать мыслительные операции: анализ, синтез.
  • Развивать навыки исследовательской работы.
  • Формировать чувство коллективизма.
  • Воспитывать бережное отношение к почве.
  • Воспитывать - в процессе постановки опытов - аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, банка, песок, глина, почва, вода, сухая трава, камни, салфетки, :

ХОД УРОКА

Этапы Содержание Примечание
1. Активизация класса.

 

 

2. Ситуация успеха.

 

 

 

 

3. Проблемная ситуация.

 

 

 

 

4. Постановка учебной задачи.

 

5. Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Итог

 

 

 

 

8. Домашнее задание.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Посмотрите, сколько разных тарелочек, стаканов. Ребята, как вы думаете, на что похож наш класс сегодня? ( Наш класс похож на лабораторию.)

(На двери появляется табличка "Лаборатория".)

- Верно, а мы с вами учёные-исследователи, я буду научным руководителем.

- Кто такие исследователи? (люди, которые что исследуют, изучают, открывают новое)

- Как работают исследователи? (правильно, быстро, организованно)

- Ваша работа будет оцениваться на листах отчёта работы членов каждой микролаборатории. В группе назначены контролёры. Поднимите руки. Их задача, посоветовшись с партнёрами, поставить + тем, кто работал и верно делал выводы, - тем кто работал, но в выводах ошибался. А тем кто не работает, ничего не ставить. Надеюсь, таких не будет. В конце каждого столбика рисует смайлик весёлый, если вся группа работал, грустный, если не вся. Тем самым определиться самая дружная микролаборатория.

- Ребята, у кого есть огороды, сады, :?

- Что влияет на хороший урожай? (почва, солнце, погода, :)

- Какой фактор может улучшить человек? (почва)

- На какой фактор человек повлиять не может? (на почву)

- А что такое почва? (плодородный слой земли)

- Нужно ли изучать почву? (нужно)

- А для чего нужно? (чтоб знать её состояние, так как от неё зависит урожай)

- На всякой ли почве можно получить хороший урожай? (нет)

- Исследовав почву, мы узнаем, какая структура почвы должна быть, чтоб получать богатый урожай. Выяснить, из каких компонентов она состоит. Предлагаю начать исследование с вопроса: есть ли в почве воздух?

Опыт 1. Обнаружение воздуха.

Опыт 2. Обнаружение песка и глины

Опыт 3. Обнаружение воды и соли

Опыт 4. Обнаружение перегной

Опыт 5. Отсутсвие кораллов

Опыт 6. Присутствие микроорганизмов

1 опыт.

- Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней.

- Что заметили? (Пузырьки)

- Что значит есть в почве? (воздух)

- Какой вывод можно сделать? (воздух растения получают не только из окружающего воздуха, но и из земли)

2 опыт

- Если размешать землю, то что можно заметить? (Песок осядет, из-за глины вода мутная)

3 опыт. Нагревание почвы.

- Что же это такое выделяется? (Капельки на стенках сосуда - вода, белые кристаллики - соль)

- Какой вывод делаем? (в почве есть вода и соль)

- Для чего они нужны? (получать питательные вещества)

4 опыт.

- Юные исследователи, как вы думаете, если разглядеть почву, то что сможем увидеть кроме песка и глины? Свои предположения напишите на листах.

- Через лупу рассмотрите почву.

- Какие частицы вы увидели? (остатки листьев, корешки, части насекомых)

- Кто знает, как это называется одним словом? (перегной)

- Значит, что в структуру почвы входит? (перегной)

- Нужен ли перегной растениям, если есть воздух, вода и солнце?

- На что влияет перегной? (на плодородие)

- Почему? (все питательные вещества содержатся в перегное)

- Чем его больше, тем почва плодороднее. Плодородие - основное свойство почвы.

Опыт 5

- Следующее, что нам надо проверить, это наличие в почве кораллов. А что такое кораллы? Кто-нибудь знаком с этим словом? Где их можем встретить?

Доклад ученика:

Кораллы - это морские кишечнополостные животные, в основном принадлежащие к классу коралловых полипов. Кораллы растут, образуя известковый скелет. Заросли кораллов - это основа коралловых рифов.

Коралловые рифы - это окаменевшие за тысячелетия скелеты мелких морских животных - полипов, которые жили в теплых тропических морях. Каждое мелкое животное, прицепляясь к мертвому кораллу, со временем становится его составной частью, способствуя увеличению и разрастанию кораллов.

- Значит, входят ли кораллы в структуру почвы? (нет)

Опыт 6

- А теперь давайте порассуждаем, что такое микроорганизмы?

- Есть ли они в почве?

- Если есть, то для чего?

- А теперь послушаем отрывок из научного доклада "Микроорганизмы", узнаем ответы на эти вопросы.

Доклад:

Микрооргани?змы, ( микробы) - название собирательной группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер - менее десятой части мм). Большинство микроорганизмов состоят из одной клетки, но есть и многоклеточные микроорганизмы. Изучением этих организмов занимается наука микробиология. Микроорганизмы обитают почти повсеместно, где есть вода.

- А мы знаем, что в почве есть вода, что из этого следует? (в почве есть микроорганизмы)

- Давайте посмотрим на таблицу. Что же входит в структуру почвы?

- Все согласны с таблицей? Может у кого-нибудь будут вопросы?

- А везде ли почвы одинаковые? (несколько типов)

Рассматривание разрезов.

- Чем разрезы почв отличаются? (цветом, трещинами)

- Почему?

- Одинаковые ли условия жизни на Земле? Чем природные условия отличаются?

(в разных природных зонах находятся, а следовательно, разные природные условия: температура, влажность )

- Вот из всего перечисленного, в большей степени что на разнообразие почв влияет? ( количество перегноя)

Несмотря на многообразие типов почв, мы знаем, что входит в состав почв, можем ли мы выложить слоями?

- Из чего состоит самый нижний слой? (камни)

- А потом? (глина, песок, перегной)

- Какой слой самый плодородный? (перегной)

Что получают растения из почв? (получает воздух, питательные вещества)

- На что это влияет? (на урожайность)

- Какой вывод можем сделать? (Чем выше плодородность, тем выше урожайность)

- Может ли хорошая почва испортиться? (может)

- По каким причинам? (нерациональное использование почвы, загрязнение, строительства)

Доклад:

За год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2 - 3 мм. А сгорает он за несколько минут.

Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу - за 226 тысяч лет, а там, где нет растений - за 15 лет

Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см.

Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка - более 90 лет, полиэтиленовый пакет - более 200 лет, а стекло - до тысячи лет.

- Из чего же почва образуется? (Остатки старой травы, листьев, останков животных)

- Кто участвует в образовании почвы? (микроорганизмы, :)

Вывод

- Что же входит в структуру почвы?

- А теперь результаты исследования вам помогут в следующей деятельности.

Класс делится на 3 группы, получают по конверту с заданием.

1 группа получает задание: Закончи предложение: "Если вдруг на Земле исчезнет почва, то:".

2 группа разгадывает кроссворд.

3 группа ищет выход из проблемной ситуации: как предотвратить разрушение почвы?

КРОССВОРД

Основное свойство почвы.

Самый ценный компонент в почве, от которого зависят типы почв.

Почвы с большим количеством перегноя.

Одно из веществ, входящих в состав почвы.

Почвы с большим количеством песка.

- Выступление представителей от групп. Сначала разгадывание кроссворда, выступление с творч. зад.)

- Вот и подошло наше исследование к концу. Вы почувствовали себя исследователями? Почему?

- А какой главный вывод с данного урока ?

- Вы меня очень порадовали, дети, потому что работали все дружно, с интересом, не допуская ошибок. Но а чтобы стать научным руководителем, вы должны самостоятельно читать дополнительный материал. Я предлагаю вам следующее: :

Те знания, которые вы получили в ходе сегодняшнего урока, пригодятся вам в дальнейшем в старших классах при изучении такой интересной науки, как ботаника. Ну а чтоб следующий урок прошёл интересно, вы получаете домашнее задание - на ваш выбор.

Наблюдение "Состояние почвы в моём огороде"

(Определить состояние почвы, узнать у родителей урожайность, что делают, чтоб повысить урожай?)

Творческое - "Помоги растению" (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние)

Творческое - сочинить сказку "Приключение жучка при движении из недр почвы на поверхность".

Слайд 1

 

 

 

Слайд 2

 

Учащиеся работают в группе

 

 

Слайд 3

В группе

Слайд 4

Выполняет учитель.

Слайд 5

Составляяют кластер, потом вывешиваем на доску

Сравниваем с кластерами

Все вместе

Слайд 6

 

 

 

Слайд 7

На слайде иллюстр. кораллов. Выслушиваем мнения, а потом слушают доклад

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

Слайд 10

Слайд 11

Читаем хором по таблице.

Карточки отношений.

Слайды 12 - 13

Работа с иллюстрациями разрезов

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

Слайд 17

 

 

 

 

 

Слайд 18

Доклад ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 20

 

Слайд 21

 

 

Слайд 22

 

 

 

 

 

 

 

Выставка книг

 

 

 

 

На выбор

Слайд 23