Цели урока:
- формирование умения определять род и число имен существительных, развивать орфографическую зоркость;
- развивать речь учащихся, сообразительность, умение работать в парах;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация по теме, карточки для определения рода имен существительных, конверты с листьями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Имя существительное». Конечный пункт нашего путешествия город Фантазерск. Все готовы? Ну, тогда скорее в путь.
II. Актуализация знаний
Учитель: Перед нами карта нашего путешествия (слайд 3). Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужен поезд (слайд4). Сейчас мы с вами поработаем составителями поезда. Для этого необходимо назвать все грамматические категории имени существительного, которые мы уже знаем:
- что обозначает имя существительное? (предмет)
- на какие вопросы отвечает? (кто? что?)
- как называются имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что? (одушевленные, неодушевленные)
- как изменяются имена существительные? (по числам)
- что вы еще знаете об именах существительных? (бывают мужского, женского и среднего рода; собственные и нарицательные)
Итак, наш поезд готов, но для того чтобы он поехал, нужно выполнить следующее задание:
Дети открывают тетради, записывают число, минутка чистописания (прописывают сочетание «чик»)
Учитель: чем знакомо вам это сочетание? (суффикс имен существительных) Приведите примеры (пальчик, супчик, грузчик, летчик и т.д.)
Мы начинаем наше путешествие. На нашем пути поляна «Словарная» (слайд 5). Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их угадать. Ответы записывать в два столбика:
в первый – имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
во второй – на вопрос что? (слайд 6-9)
Загадки:
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели. (соловей)
Круглое румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из мены томат,
В щи кладут и так едят. (помидор)
Не артист, а голосист,
Не ездок, а шпоры есть. (петух)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке (воробей)
Всегда в работе,
Когда мы говорим.
А отдыхает,
Когда мы молчим. (язык)
Стоят в поле сестрицы
Платьица белены, шапочки зелены. (березы)
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (корова)
- Найдите лишнее слово в каждом столбике.
- Определите род имен существительных.
- Как определить род существительного березы?
- По какому признаку можно было записать эти слова? (по родовому)
(проверка (слайд 10))
Учитель: На поляне «Словарная» растет много ромашек (слайд 11). Одну из них я сорвала, но она оказалась не совсем обычная (слайд 12). На лепестках написаны слова: предлог, имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя существительное. Задание: закрыть данные лепестки свободными лепестками со следующими словами: в, траве, пестрели, полевые, цветы.
(дети составляют предложение из слов (В траве пестрели полевые цветы.), подчеркивают все орфограммы (В траве пестрели полевые цветы.) (слайд 13)
* * * * * *
а затем выполняют синтаксический разбор)
III. Работа по теме урока
Учитель: И с этим заданием мы справились. На пути поселок «Дружный» (слайд 14). Здесь ждет нас очередное задание. Давайте дружно возьмем карточки для определения рода имен существительных.
Учитель диктует слова(слайд 15-25), а дети определяют род: груша, облако, зонт, платье, телефон, ягода, деревья, гриб, муравей, птицы, ножницы (не могут определить)
Оказывается в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе (слайд 26), например: молодежь, листва, железо, золото, лень, веселье, трудолюбие.
И только во множественном числе (слайд 27): сутки, прятки, каникулы, ножницы, санки, чернила, сливки, шахматы, дрожжи, брюки, щипцы, клещи.
Назовите слова, обозначающие (слайд 28):
- игры; (прятки шахматы)
- отрезки времени; (сутки, каникулы)
- предметы; (ножницы, санки, щипцы, клещи, брюки)
- вещества (чернила, сливки, дрожжи).
Записать по одному наименованию из каждой группы в тетрадь.
IV. Физкультминутка (слайд 29-30)
На нашем пути бор «Спортивный»
Физкультминутка для глаз.
V. Продолжение работы по теме урока
Учитель: Мы с вами подъезжаем к селу Словознайкино (слайд 31). Здесь нам нужно сойти с поезда и отправиться в разведку. На доске записан текст. Прочитайте его. Что описывает автор? Озаглавьте. Спишите, вставьте орфограммы и определите род и число имен существительных.
С.неет небо. Дует легкий в.терок. В.сна будто задр.мала. Улыбнулось солнышко з.мле.
Всё ожило. Ручьи стали ломать сугробы. Забурлила, заг.в.рила в.да.
Мы с вами продолжаем путешествие. Скоро будем в городе Фантазерск. Но мост на подступе к городу поднят. Мы должны решить с вами одну проблему (слайд 32). Недалеко от города выпал птенец из гнезда. Как нам надо поступить? (слайд 33)
- оставить на том же месте, даже не прикоснувшись к нему;
- положить птенца в гнездо;
- взять домой и держать птенца в клетке.
Почему вы выбрали такой ответ? Обоснуйте (если взять птенца в руки, то его родители к нему не вернутся, почувствовав чужой запах)
-Какую пользу приносят птицы?
-Какие птицы прилетают первыми? (скворцы)
Продолжите предложение: Когда наступит весна, то я…
Итак, мы прибыли к конечному пункту нашего путешествия в город Фантазёрск
(слайд 34) и мы должны выполнить последнее задание.
Работа в парах (на столах конверты, в которых лежат по 4 листика). Надо составить четверостишие (смотри приложение).
-Какое время года описывают авторы в своих стихотворениях? (весну)
Списать, вставить орфограммы.
Итак, все задания мы выполнили и можем получить послание от города Фантазёрск (слайд 35-38). Дети разгадывают ребус (Берегите природу!)
VI. Рефлексия
- Чему учились?
- Что понравилось?
- Как определить род имени существительного во множественном числе?
- Назовите имена существительные, существующие только в единственном числе, и только во множественном числе.
Приложение.
Каждая строчка четверостишия на своих листиках:
- Первая строчка на дубовом листике;
- Вторая строчка на липовом листике;
- Третья строчка на ивовом листике;
- Четвертая строчка на кленовом листике.
П.любуйся: в.сна наступает,
Жур.вли караваном л.тят,
В ярком зол.те день ут.пает,
И ручьи (по)оврагам шумят…(И. Никитин)
Уж тает сне., б.гут руч.и,
В .кно п.веяло в.сною…
Засвищут скоро с.л.вьи,
И лес оденется л.ствою! (А.Плещеев)
Черёмуха душ.стая
С в.сною расцв.ла
И в.тки з.л.тистые,
Что кудри, зав.ла…(С. Есенин)