Цели урока: Познакомить с основными факторами, влияющими на климат России: солнечной радиацией и радиационным балансом.
Задачи урока:
- Образовательная: начать знакомство с основными климатообразующими факторами: солнечной радиацией, её видами.
- Развивающая: продолжить формирование навыков и умений работать с картами и картосхемами.
- Воспитательная: воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
Оборудование: м/м проектор, презентация к уроку (Приложение), атласы, учебники, физическая и климатическая карты России, сборники ЕГЭ.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
II. Повторение пройденного.
- В этом году мы начали изучать природу России, давайте вспомним, что мы уже узнали.
- Геологическое строение и рельеф.
- Соседи России.
- Административное устройство РФ.
- 10 любимых объектов.
- Геологическое строение и рельеф проверим по тестам из сборников. (Ответы записываем в тетрадь для самостоятельных работ)
- Соседей России мы повторим, опираясь на мяч, на котором уже показаны некоторые страны. Итак, мяч передаем по цепочке, называя при этом страну, остальные называют соседей 2-го порядка. Слушаем друг друга внимательно, повторяться нельзя.
- Кто сможет рассказать административно-территориальное устройство РФ?
- Кто покажет на карте 10 любимых объектов России? (показ)
III. Объяснение новой темы.
-Тема сегодняшнего нашего урока «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ»
(Запись в тетради)
- Разберите словосочетание «КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ» по составу
- Что такое КЛИМАТ?
Климат (от греч. klíma, родительный падеж klímatos, буквально — наклон; подразумевается наклон земной поверхности к солнечным лучам), многолетний режим погоды, свойственный той или иной местности на Земле.
Слайд 1 (Запишите в тетради определение)
Слайд 2
- Подберите синоним к слову факторы. (Причины)
- А теперь составьте предложение, используя слова: климат, причины. (ПРИЧИНЫ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ КЛИМАТ РОССИИ)
Слайд 3
Работа в группах. -Вспомните из курса 7 класса факторы, от которых зависит формирование климата нашей страны. Из набора терминов, выберите подходящие. (Каждая команда получает по 5 “лучиков”, на каждом из которых подписан термин. Из 5 нужно выбрать 1 климатообразующий фактор и прикрепить на доске.)
Географическое положение, деятельность ветра, тектоническое строение, циркуляция ВМ, подстилающая поверхность, древнее оледенение, морские течения, растительность, текучие воды, высота места над уровнем моря, близость морей и океанов, почвы, направление горных хребтов, деятельность человека, солнечная радиация, радиационный баланс.
ЗНАЕМ (записывается на доске):
- географическое положение
- циркуляция ВМ
- морские течения
- высота места над уровнем моря
- близость морей и океанов
- солнечная радиация
Слайд 4
- На формирование климата оказывают влияние огромное количество факторов. Мы же сегодня узнаем больше про один фактор, как вы думаете какой? Солнечная радиация. Почему? (Без тепла нет жизни).
ХОТИМ УЗНАТЬ (записывается на доске):
- Виды солнечной радиации
- Радиационный баланс
Слайд 5
-Климат России очень разнообразен. От холодного арктического на севере, до влажных субтропиков Черноморского побережья Краснодарского края.
-Географическое положение (географическая широта) влияет на распределение солнечной радиации и на циркуляцию атмосферы.
Слайд 6.
-Рассмотрим влияние на климат солнечной радиации. Солнечная радиация – это излучение Солнцем тепла и света, измеряется в килокалориях на (Ккал/см). Распространение солнечной радиации по поверхности Земли зависит от географической широты. Как? (При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается).
-Почему? (Широта определяет угол падения солнечных лучей на земную поверхность и продолжительность дня.)
Работа по учебнику рисунок 28 с.80 (Дронов)
-Как изменяется угол падения солнечных лучей в зависимости от широты местности? (Смотрим) (Чем меньше широта (ближе к экватору), тем больше угол падения солнечных лучей)
-Какая существует зависимость между углом падения солнечных лучей и количеством солнечного тепла (солнечной радиацией), получаемого территорией? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)
Слайд 7 и 8
-В какой из пунктов (м. Челюскин или Краснодар) поступает больше солнечной радиации на 1 см? (Краснодар)
-Почему? (Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечная радиация)
-Какие районы нашей страны получают наибольшее количество солнечной радиации?
(Южные)
Слайд 9
-Почему летом количество солнечной радиации уменьшается к северу сравнительно медленно, а зимой очень быстро? (Зимой севернее полярного круга 66,5° с.ш. устанавливается полярная ночь, и поступление солнечной радиации прекращается)
-Не все солнечные лучи, проходя сквозь слои атмосферы, достигают земной поверхности.
Слайд 10
- Часть солнечной радиации поступает на нашу планету. Солнечная радиация, которая проходит через атмосферу Земли, бывает прямой и рассеянной.
Слайд 11
- В солнечный безоблачный день преобладает прямая радиация. Лучи Солнца можно увидеть в лесу. Сквозь листву деревьев прямые лучи проходят до поверхности Земли.
- Загораем мы тоже под прямыми солнечными лучами.
Слайд 12
-А в пасмурную погоду до Земли доходит, рассеиваясь на облаках, рассеянная радиация. Чем больше облачность и запыленность атмосферы, тем больше солнечных лучей рассеивается и отражается, тем меньше достигает земной поверхности.
Слайд 13
-Общее количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли, называется суммарной радиацией.
-Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли (отраженная радиация), остальная поглощается поверхностью и нагревает ее (поглощенная радиация). Нагретая земная поверхность отражает тепло обратно в мировое пространство.
Работа в тетради.
-Перечертите схему в тетрадь и запишите определение суммарной радиации.
Суммарная радиация – общее количество солнечной энергии, достигшее поверхности Земли. Суммарная радиация на картах изображается в виде линий.
Работа по учебнику
-Найдите в учебнике рисунок 30 с.81. Нужно определить суммарную радиацию в данных городах.
Красноярск – 95 Ккал/см
Якутск – 89 или не определена
Хабаровск – 111 Ккал/см
Слайд 14.
- Разницу между суммарной радиацией и ее потерями на отражение и тепловое излучение выражают в виде радиационного баланса.
Радиационный баланс – один из важнейших факторов формирования климата. От радиационного баланса зависят распределение температур в почве и прилегающих слоях воздуха, интенсивность испарения и таяния снега и другие природные процессы. Радиационный баланс в России в среднем за год всюду положительный, за исключением районов с постоянным ледяным покровом. Зимой он на всей территории страны отрицательный, а летом – положительный.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Работа по картам (Суммарная радиация и радиационный баланс)
- Заполните таблицу, опираясь на карту, и сделайте вывод о том, какая закономерность просматривается в распределении суммарной радиации и радиационного баланса.
Пункты | Суммарная радиация, ккал/см | Радиационный баланс, ккал/см |
Мурманск | ||
С.- Петербург | ||
Якутск | ||
Екатеринбург | ||
Астрахань |
2. Работа по сборникам ЕГЭ
- Ответьте на вопросы части С3, стр.60 и 105
3. Ответьте на вопросы
- Что называется солнечной радиацией? (Тепло и свет, излучаемые Солнцем)
- Что такое суммарная радиация? (Тепло и свет, которые достигают поверхности Земли)
- Из чего складывается суммарная радиация? (Прямая + рассеянная)
- Какой вид радиации преобладает в пасмурный день? (Рассеянная радиация)
- Можно ли загореть в пасмурный день? (Можно, т.к. рассеянная радиация доходит и до поверхности Земли)
- Почему на одинаковой географической широте зимой температура воздуха разная? (Кроме угла падения солнечных лучей влияет также подстилающая поверхность, состояние атмосферы (облачность), циркуляция атмосферы)
- Что такое радиационный баланс? (Разница между величиной суммарной радиации и суммой отраженной радиации и теплового излучения)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
4. Работа по рабочей тетради с 18, задание №2
V. Итог урока.
- Итак, мы с вами узнали, что солнечная радиация является одним из климатообразующих факторов и бывает разных видов:
УЗНАЛИ (записывается на доске):
- Солнечная радиация
- Прямая радиация
- Рассеянная радиация
- Суммарная радиация
- Отраженная радиация
- Поглощенная радиация
- Радиационный баланс
- Подведите итог того, о чем мы узнали на уроке.
VI. Домашнее задание:
§ 17 (до подстилающей поверхности)