Прямоугольный параллелепипед. Куб

Разделы: Математика


Учебник: изд-во «Атамура», 2005, Т. Алдамуратова, математика-5, §5.

Кол-во часов: 2.

Класс: 5.

Цели:

  • знакомство с гранями, ребрами и вершинами, изучение свойств фигур, нахождение площади и объема;
  • развитие познавательного интереса, воображения, мышления, формирование графических умений, умений наблюдения, конструирования и измерения фигур;
  • воспитание творческого подхода и ответственности к выполнению работы;
  • содействовать в ходе урока развитию навыков сотрудничества, коллективизма культуры труда, аккуратности.

Метод: исследование с помощью модели.

Тип урока: изучение материала.

Вид урока: самостоятельная работа, работа в микрогруппе.

Средства: бумага, клей, ножницы, линейка – для создания моделей фигур, инструкционная карта.

План урока:

  1. Орг. момент.
  2. Создание модели фигур.
  3. Изучение фигур.
  4. Практическая работа.
  5. Итоги. Рефлексия.

Ход урока

I. Орг. момент

эмоциональный настрой учащихся, целевая установка «Дерево целей» – на листочках в виде различных геометрических фигур записать ожидания, цели урока в каждой группе и прикрепить к дереву на доске (нарисованное на плакате или мелом), объяснение плана урока, инструктаж деятельности учащихся.

II. Создание модели

(учащиеся работают в микрогруппах по 2-3 человека, сколько фигур в группе делать, учащиеся определяют сами, один на всех или делает каждый, образец модели дается один на группу).

Задание:

  1. Используя заготовку, начерти развертку прямоугольного параллелепипеда и куба и вырежи ее.
  2. Сгибая по пунктирным линиям, составь прямоугольный параллелепипед и склей его.

Примечание : размеры учащиеся могут выбирать самостоятельно, вырезая развертку, нужно оставить место за линией отреза для склеивания.

III. Изучение фигур

(коллективная работа в группе с демонстрацией на моделях, учитель наблюдает за деятельностью учащихся и помогает по необходимости, задание дается одно на группу).

1. Познакомься с частями параллелепипеда.

Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников – это его грани. Параллелепипед имеет длину, ширину и высоту.

Стороны граней называются ребрами параллелепипеда, а вершины граней – вершины параллелепипеда.

2. Сравни прямоугольный параллелепипед и куб и заполни таблицу:

  Сходства Отличия
Длина    
Ширина    
Высота    
Грани    
Ребра    
Вершины    

3. Ответь на вопросы.

  1. Чему равна длина, ширина и высота параллелепипеда?
  2. Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
  3. Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?
  4. Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?
  5. Чему равна длина, ширина, высота куба?
  6. Является ли куб прямоугольным параллелепипедом? Аргументируй свой ответ.

IV. Практическая работа

(самостоятельная работа учащихся, задания 1, 2 дается каждому учащемуся, вопросы на группу)

Задания:

1. Заполни пропуски формулами, используя материал §5 с. 28-30

2. Используй измерения модели параллелепипеда и куба (6x10x3 и 6x6).

Все нужные вычисления занеси в таблицу.

  Прямоугольный параллелепипед Куб
Площадь граней    
Площадь поверхности    
Объем    

3. Ответь на вопросы (работа в группе с использованием модели и вычислений)

  1. Сколько одинаковых пар граней в параллелепипеде?
  2. Сравни площади граней параллелепипеда и выясни: сколько пар среди них одинаковой площади (равновеликие)?
  3. Предложите наиболее удобный способ нахождения площади все поверхности параллелепипеда.

V. Итоги. Рефлексия.

  1. Самооценка деятельности на уроке – выбрать одну из фигур и обосновать выбор (фигуры из цветной бумаги).
  2. «Дерево целей» – оправдались ли надежды, достигнута ли цель урока?