Учебник: изд-во «Атамура», 2005, Т. Алдамуратова, математика-5, §5.
Кол-во часов: 2.
Класс: 5.
Цели:
- знакомство с гранями, ребрами и вершинами, изучение свойств фигур, нахождение площади и объема;
- развитие познавательного интереса, воображения, мышления, формирование графических умений, умений наблюдения, конструирования и измерения фигур;
- воспитание творческого подхода и ответственности к выполнению работы;
- содействовать в ходе урока развитию навыков сотрудничества, коллективизма культуры труда, аккуратности.
Метод: исследование с помощью модели.
Тип урока: изучение материала.
Вид урока: самостоятельная работа, работа в микрогруппе.
Средства: бумага, клей, ножницы, линейка – для создания моделей фигур, инструкционная карта.
План урока:
- Орг. момент.
- Создание модели фигур.
- Изучение фигур.
- Практическая работа.
- Итоги. Рефлексия.
Ход урока
I. Орг. момент
эмоциональный настрой учащихся, целевая установка «Дерево целей» – на листочках в виде различных геометрических фигур записать ожидания, цели урока в каждой группе и прикрепить к дереву на доске (нарисованное на плакате или мелом), объяснение плана урока, инструктаж деятельности учащихся.
II. Создание модели
(учащиеся работают в микрогруппах по 2-3 человека, сколько фигур в группе делать, учащиеся определяют сами, один на всех или делает каждый, образец модели дается один на группу).
Задание:
- Используя заготовку, начерти развертку прямоугольного параллелепипеда и куба и вырежи ее.
- Сгибая по пунктирным линиям, составь прямоугольный параллелепипед и склей его.
Примечание : размеры учащиеся могут выбирать самостоятельно, вырезая развертку, нужно оставить место за линией отреза для склеивания.
III. Изучение фигур
(коллективная работа в группе с демонстрацией на моделях, учитель наблюдает за деятельностью учащихся и помогает по необходимости, задание дается одно на группу).
1. Познакомься с частями параллелепипеда.
Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из прямоугольников – это его грани. Параллелепипед имеет длину, ширину и высоту.
Стороны граней называются ребрами параллелепипеда, а вершины граней – вершины параллелепипеда.
2. Сравни прямоугольный параллелепипед и куб и заполни таблицу:
Сходства | Отличия | |
Длина | ||
Ширина | ||
Высота | ||
Грани | ||
Ребра | ||
Вершины |
3. Ответь на вопросы.
- Чему равна длина, ширина и высота параллелепипеда?
- Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда?
- Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда?
- Чему равна длина, ширина, высота куба?
- Является ли куб прямоугольным параллелепипедом? Аргументируй свой ответ.
IV. Практическая работа
(самостоятельная работа учащихся, задания 1, 2 дается каждому учащемуся, вопросы на группу)
Задания:
1. Заполни пропуски формулами, используя материал §5 с. 28-30
2. Используй измерения модели параллелепипеда и куба (6x10x3 и 6x6).
Все нужные вычисления занеси в таблицу.
Прямоугольный параллелепипед | Куб | |
Площадь граней | ||
Площадь поверхности | ||
Объем |
3. Ответь на вопросы (работа в группе с использованием модели и вычислений)
- Сколько одинаковых пар граней в параллелепипеде?
- Сравни площади граней параллелепипеда и выясни: сколько пар среди них одинаковой площади (равновеликие)?
- Предложите наиболее удобный способ нахождения площади все поверхности параллелепипеда.
V. Итоги. Рефлексия.
- Самооценка деятельности на уроке – выбрать одну из фигур и обосновать выбор (фигуры из цветной бумаги).
- «Дерево целей» – оправдались ли надежды, достигнута ли цель урока?