Цель: познакомить учащихся с Мировым океаном, его основными частями и с сушей в Мировом океане.
Задачи:
образовательные:
- объяснить особенности строения Мирового океана;
- понятия: “Мировой океан”, “материк”, “остров”, “архипелаг”, “полуостров”, “океан”, “море внутреннее и окраинное”, “залив”, “пролив”;
развивающие:
- сформировать навыки определения географического положения и глубины морей;
- развитие общеучебных навыков и умений работать в парах;
- развитие умений работать с картами атласа, с текстом учебника, с контурными картами;
воспитательные:
- формирование естественно-научного мировоззрения о Земле;
- формирование коммуникативных качеств учащихся, культуры общения.
Оборудование: таблица “Мировой океан, его части”, карта “Мировой океан”, Презентация “Части Мирового океана”, таблица “Как описывать географическое положение моря”, контурные карты.
Тип урока: систематизация знаний и способов действия.
Вид урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступительное слово учителя, сообщение темы, целей урока.
II. Изучение нового материала
(Работа с физической картой полушарий, презентацией, контурными картами, текстом учебника.)
Вводное слово учителя.
– Нашу Землю часто называют “голубой”, “водной” планетой. Почему? Большая ее часть покрыта водой, которая образует Мировой океан. Это основная часть гидросферы. Чтобы лучше узнать о Мировом океане, его частях, мы отправимся в путешествие на корабле. Итак, команда набрана, все необходимое для путешествия мы взяли. Путешествие начинается!
– Мировой океан огромен, он занимает ? земной поверхности. Вода заполняет четыре огромные впадины, образуя четыре океана. Назовите и покажите на карте эти океаны. (Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.)
– Нам нужно причалить к берегу и пополнить свои знания об океанах. (Учащиеся читают текст учебника, стр. 71–72?)
Блиц-опрос.
- Самый большой по площади океан? (Тихий.)
- Самый маленький? (Северный Ледовитый.)
- Самый узкий и длинный по протяженности океан? (Атлантический.)
- Самый холодный океан и почему? (Северный Ледовитый, на Северном полюсе.)
- Какой океан находиться в основном в южном полушарии? (Индийский.)
- Какой океан находиться полностью в северном полушарии? (Северный Ледовитый.)
- Где проведена граница между свободно сообщающимися океанами в южном полушарии? (по меридианам от крайних южных точек Южной Америки, Африки, Австралии.)
- Самый глубокий океан? (Тихий.)
- Как определить глубину океана на карте? (Цветом, по шкале глубин.)
- Что является границей между океанами? (Материки.)
Огромные участки суши называются материками. Их шесть.
- Назовите и покажите на карте эти материки? (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.)
Небольшие участки суши, окруженные водой, называются островами. (Слайд 2, см. Приложение 1)
– Найдите на карте и отметьте на контурной карте самый большой остров на Земле… – (остров Гренландия.)
Работа в парах: найти на карте полушарий и показать своему соседу любых два острова.
Загадка
Рядом, рядом острова,
Не один, да и не два,
А десятки, сотни сотен,
Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак
Значит здесь – … (архипелаг!)
Это группа островов, недалеко лежащих друг от друга. (Слайд 3.)
– Найдите на карте и отметьте на контурной
карте Гавайские или Филиппинские острова. Самый
крупный архипелаг – Малайский.
– Наш корабль подошел к неизвестной земле. (Слайд
2)
- С помощью карты определите, как называется это земля? (п-ов Камчатка.)
Работа в парах: найти в учебнике определение понятия “полуостров”; найти на карте полушарий и показать своему соседу Аравийский полуостров и Индостан, отметить их на контурной карте.
Полуостров – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан.
Загадка.
Плещут волны на просторе,
Берегов не видно в … (море.)
- Найдите определение морю. (Часть океана, отличающаяся свойствами воды, течениями, обитателями.)
- С помощью текста учебника определите, какие бывают моря? (Внутренние и окраинные.)
- По каким признакам эти моря отличаются между собой? (Внутренние – это моря, которые почти со всех сторон окружены сушей, окраинные – находящиеся у краев материков.)
– Наш корабль зашел в Берингово море. К какому
типу относится это море? (Слайд 3) (Окраинное.)
– А Черное море? (Внутреннее.)
Работа в парах: выполнить задание на стр. 72 учебника ?, построить схему “Типы морей”
– Теперь наш корабль бросил якорь в… (Бенгальском
заливе.)
– Мы причалим к берегу и пополним свои знания.
- Найдите и дайте определение понятию “залив”. (Часть океана, моря, вдающаяся в сушу.)
Работа в парах: найти на карте полушарий и показать своему соседу Бискайский и Мексиканский заливы, отметить их на контурной карте.
Загадка
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив.)
– Если вы не догадались, речь идет о проливе.
- Найдите и дайте определение понятию “пролив”. (Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов.)
– Наш корабль направляется в … (пролив
Дрейка.) (Слайд 4)
– Чем он знаменит? (Самый широкий.)
– Какие он соединяет океаны? (Тихий и
Атлантический.)
– Какой пролив соединяет Средиземное море и
Атлантический океан? (Гибралтарский.)
Работа в парах: выполнить задание 2 на стр. 73 учебника?, указанные проливы в учебнике отметить в контурной карте.
Выводы.
– Итак, мы с вами осуществили кругосветное
путешествие по Мировому океану.
– Что узнали? (Что Мировой океан – единое
водное пространство. Он состоит из многих частей
– океанов, морей, заливов и проливов. Границами
между океанами являются материки, острова,
архипелаги).
III. Закрепление пройденного материала
Работа по вариантам: заполнить таблицу “Как описывать географическое положение моря”, стр. 73 учебника?.
Вариант 1 – Карское море.
Вариант 2 – Средиземное море.
(Эту работу можно начать в классе и закончить дома, как домашнее задание.)
IV. Домашнее задание
§ 24, контурная карта, таблица в тетради.
Литература
Учебник “Начальный курс географии”, авт.Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюева; М.: “Дрофа”, 2006.