Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-рассуждение.
Понятия урока: налог, подушная система, пропорциональная подоходная система, прогрессивная подоходная система, регрессивная подоходная система.
Проведение урока рассчитано на два (объединённых в пару) академических часа.
Методы обучения:
- Практические - выполнение лабораторной работы посредством программы Microsoft Office Excel 2003;
- Активные – обсуждение проблемных вопросов и ситуаций; поиск информации в ИНТЕРНЕТ, обработка информации;
- Иллюстративные - демонстрация мультимедийной презентации;
- Словесно-логические-эвристическая беседа;
Цель урока:
Рассмотреть различный подход к изъятию подоходного налога на примерах различных налоговых систем, оценить положительные и отрицательные стороны налоговых систем.
Задачи урока:
- показать учащимся возможности использования программы Microsoft Office Excel 2003 в решении экономических задач (подсчёт подоходных налоговых поступлений);
- научить учащихся вырабатывать собственное мнение по вопросам налогообложения, аргументировано выражать данное мнение;
- познакомить учащихся с примерами изображения проблем налогообложения в искусстве, музыке,
- провести независимое компьютерное тестирование по теме “Налогообложение”;
- активизировать учеников к дальнейшему изучению экономики;
Раздаточный материал: (Приложение 1);
Использование ИКТ:
- презентация. РРТ;
- использование программы Microsoft Office Excel 2003;
- поиск и обработка информации ресурсов ИНТЕРНЕТ.
- (Приложение 2)
- (Приложение 3)
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
Наличие компьютерного класса с локальной сетью с пакетом средств Microsoft Office и установленными на каждом ПК ОЭР:1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. 2CD.2004 год. (для создания условий индивидуальной самостоятельной работы учащихся);
Выход в ИНТЕРНЕТ;
мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office для учителя + экран (для демонстрации информационных материалов, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
- Приветствие.
- Сообщение темы, цели урока.
2. Проверка домашнего задания (7 минут).
Учитель демонстрирует слайд, на котором помещено высказывание о налогах российского государственного деятеля С.Ю.Витте и просит дать современное определение налога согласно налогового кодекса РФ. (слайд 2)
После ответа учеников учитель предлагает следующие вопросы и задания:
1) на какие две группы делятся налоги (прямые и косвенные);
2) приведите примеры:
- прямых (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог, налог на землю)
- и косвенных налогов (акциз, НДС, таможенная пошлина);
3) какие две важнейшие функции выполняют налоги?
В современных государствах налоги являются основным источником государственных доходов. Помимо фискальной (от лат. fiscus – "государственная казна"), на налоги возлагаются серьезные функции регулирования экономических процессов. (слайд 3)
4) приведите примеры регулирования экономических процессов.
Ответы учащихся должны быть примерно следующими: Государство, выплачивая пособия, перераспределяет их нуждающимся – малообеспеченным и многодетным семьям, инвалидам, лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и пр. Тем самым государство регулирует степень дифференциации доходов населения, уменьшает неизбежное неравенство в доходах. Изменяя налоговые ставки, условия налогообложения, вводя налоговые льготы или налоги, государство регулирует деловую активность, оказывает влияние на развитие тех или иных отраслей экономики. Введение, например, пошлины на ввоз импортных автомобилей призвано уменьшить на них спрос, увеличить спрос на автомобили отечественного производства и создать благоприятные условия для развития отечественного автомобилестроения. Используя систему налогообложения, государство может поощрять те процессы, которые выгодны обществу, и, напротив, тормозить те, в которых общество не заинтересовано. Например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу поощряет его развитие. Введение налогов на предприятия, загрязняющие окружающую среду, стимулирует принятие мер, направленных на решение экологических проблем. [3]
Выслушав ответы, учитель доводит до сведения обучающихся следующую информацию: впервые принципы налогообложения сформулированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом (1723–1790) в его знаменитом произведении "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованном в 1776 г. Позднее названные "декларацией прав плательщика", эти принципы сохранили свою актуальность и поныне. Налоговая система, по мнению А.Смита, должна быть: справедливой, понятной, удобной и недорогой. (слайд 4)
Учитель предлагает ребятам дать пояснения - как они понимают данные принципы.
Ответы учащихся должны быть примерно следующими:
- налоговая система должна быть справедливой, т. е. каждый гражданин обязан платить налоги соразмерно своим доходам;
- понятной, т. е. налогоплательщик должен знать цель, сумму, способ, время налогового платежа;
- удобной, т. е. налоги должны взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а не для того, кто собирает налоги;
- недорогой, т. е. расходы по сбору налогов должны быть существенно меньше суммы налоговых поступлений. [3]
3. Игра “Мудрые говорят” (5 минут). (слайд 5)
Учащиеся по желанию выбирают номер (от 1 до 6) , в котором спрятано изречение – мысль некоторой исторической личности о налогах (слайд 5). Переход на такое изречение происходит через управляющую кнопку, помещенную на фото или портрете. Возврат на исходный слайд – через управляющую кнопку слайда “Мудрые говорят”.
На данном этапе урока учащиеся рассказывают, как они понимают данное изречение о налогах, дополняют друг друга. Учитель выслушивает мнения ребят, а также выступает в роли диспетчера.
По окончанию работы учитель приводит мысль французского просветителя Шарля Монтескье – которая по существу станет эпиграфом урока. (слайд 6)
4. Актуализация опорных знаний. (Налоговая система и способ взимания подоходного налога – пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налог) (1 минута)
Ребята просматривают анимационные слайды 7 – 8 -- 9 и называют вид подоходного налога. Учитель выступает в роли диспетчера.
5. Введение нового понятия – подушная налоговая система, которая практически не находит применения в современном налогообложении (1 минута). (слайд 10)
Ученики прослушивают историю введения подушного налога в России. (ОЭР “Экономика и право” Фрагмент 11.3.)
6. Выполнение лабораторной работы “Налоги и налоговые системы ” посредством программы Microsoft Office Excel 2003 (25 минут).Раздаточный материал – (Приложение 1). Имеется инструкция (Приложение 4) по выполнению лабораторной работы в Excel 2003.
Пример выполненной ученической работы - Приложение 5.
7. Для двух учащихся (по желанию ребят) выполнение лабораторной работы нужно заменить другим практическим заданием – индивидуальной работой в Интернет.
1 ученик – Приложение 2. 2 ученик – Приложение 3.
Приложения нужно разместить заранее на рабочих столах ПК, имеющих выход в ИНТЕРНЕТ. Время работы ребят по оформлению задания должно совпасть со временем работы остальных учащихся (25 минут).
8. Подведение итогов лабораторной работы (5 минут)
1) проверка правильности расчётов налоговых поступлений при различных налоговых системах; (слайд 14)
2) формулировка выводов (слайды 15 - 18):
Учитель: сделайте вывод о том, какая система самая выгодная для бюджета и почему?
Ученики: Так как для бюджета главное — максимальный налоговый сбор, выгоднее всего регрессивная налоговая система — 258 000 000 рублей.
Учитель: сделайте вывод о том, какая система самая выгодная для населения и почему?
Ученики: Наиболее выгоден для большинства населения прогрессивный подоходный налог, т. к. 57 млн. жителей при этом платят наименьшие налоги — от 750 до 4550 рублей.
Учитель: сделайте вывод о том, какая система самая справедливая и почему?
Ученики: Справедливой можно назвать пропорциональную подоходную систему, т. к. все платят одинаковую долю своего дохода, в действительности выплаты по суммам абсолютно разные.
Учитель: какую систему выбрали бы вы и почему?
Ученик (ца), например: я бы выбрал (а) пропорциональную подоходную систему, т. к. она справедлива и даёт хороший бюджет — 205200 000 рублей. [2]
9. Обсуждение проблемных вопросов и ситуаций (5 минут). [1] (слайды 19 - 21)
Учитель: Можно ли считать прогрессивное налогообложение личных доходов абсолютно справедливым изобретением человечества? Попробуйте найти возражения против него. [1]
Ответ учеников. Прогрессивное налогообложение в ряде случаев может восприниматься людьми как несправедливое. Это относится к тем случаям, когда повышенный доход достигается благодаря либо наличию у человека редкого таланта, либо его особой умелости и высокой производительности труда. В обоих случаях повышенный уровень доходов является заслугой самого человека и вознаграждает его за особо продуктивный или высоко ценимый обществом труд. Изъятие вознаграждения за такой труд в повышенных размерах по сравнению с менее талантливыми, менее квалифицированными, менее производительными и потому меньше зарабатывающими людьми, конечно, не вполне справедливо. Этот психологический аспект неприятия прогрессивного налогообложения наиболее талантливыми, трудолюбивыми, квалифицированными и высокопроизводительными членами общества может иметь негативные экономические последствия. Лучшие работники могут сокращать свое рабочее время, с тем чтобы уменьшить свой совокупный годовой доход, не позволяя ему возрасти до такого уровня, при котором придется платить налоги по самым высоким прогрессивным ставкам. Это, безусловно, отразится на объеме национального производства в сторону его сокращения.
Учитель: В 60-70-х годах в Швеции возникло довольно странное явление:
наиболее квалифицированные работники различных профессий, имея законодательно установленный четырехнедельный оплачиваемый отпуск, стали брать еще один месяц отпуска за свой счет. Другими словами, шведы вместо 11 трудовых месяцев в году стали работать только 10 месяцев, теряя при этом месячную заработную плату. Как вы думаете, с чем было связано это явление?[1]
Ответ учеников: Швеция — страна с весьма прогрессивной системой налогообложения. Это значит, что, чем выше совокупный годовой доход работника, тем выше налоговая ставка, следовательно, тем большую долю своего заработка работник вынужден отдавать государству. Шведские высококвалифицированные работники (это важно, потому что именно высококвалифицированные работники получают большую заработную плату) поняли, что если они будут работать 10 месяцев в году, то их совокупный доход не перейдет тот рубеж, за которым он облагается по более высокой ставке. Если же они будут работать одиннадцатый месяц, то заработают в течение этого месяца как раз ту сумму денег, которая приведет их к налогообложению по самой высокой прогрессивной налоговой ставке. А кому же захочется отдать государству свыше 50% честно заработанных денег? Уж лучше отдохнуть второй месяц в году. Это явление получило такой массовый характер, что его стали называть “шведской безработицей”.
Решение данных вопросов и ситуаций формирует дополнительную базу для анализа положительного и отрицательного эффектов налоговых систем.
10. Анализируем “ + ” и “ - ” различных налоговых систем (5 минут).
На данном этапе урока нужно проанализировать природу всех видов налоговых систем. Результаты поэтапного рассуждения учеников наглядно представляются учителем в виде сравнительной таблицы, в которой обобщённые “ плюсы” и “минусы” различных налоговых систем открываются через настроенную анимацию слайда22. Рассуждения учеников должны быть примерно следующими:
Подушная налоговая система базируется на принципе равной платы за общественные блага. Действительно, все блага, оплаченные бюджетом, и гарантированное государственное образование, и бесплатная медицина, и суды, и оборона, и прочие являются общественными, то есть равнодоступными для всех жителей. Но если люди получают равные блага, то справедливо платить равную цену. В подушной системе реализуется экономическая справедливость. Однако экономическая справедливость может привести к социальным противоречиям.
Прогрессивная подоходная система основана на принципе социального уравнения. В ходе налоговых выплат бюджет перераспределяется от богатых в пользу бедных. Налоги уравнивают социальную несправедливость. Минусами этой системы являются стремление богатых скрыть доходы, отсутствие мотивации к увеличению своего бизнеса и дохода, мотивация к паразитическому существованию.
Регрессивная подоходная система мотивирует активность жителей в экономике (чем больше зарабатываешь, тем меньше платишь), но значительно ухудшает положение граждан с низкими доходами (например, таких граждан как инвалиды, многодетные семьи, студенты, которые в силу объективных причин не могут зарабатывать больше).
Пропорциональная подоходная система — здоровый компромисс всех принципов. С одной стороны, все платят одинаковую долю своих доходов, с другой, в реальной стоимости выплаты разные! Но есть ли минусы у данной налоговой системы?[2]
11. Новая шкала налогообложения доходов в России. Кто будет платить больше?
(10 минут). Обсуждение вопроса включает пять этапов:
1) Вопрос – ответ (слайд 23 - 24):
- какая шкала НДФЛ была в России в 2000 году? (прогрессивная)
- какая шкала НДФЛ в России с января 2001 года? (плоская)
2) Информация о том, что в Государственную Думу России внесен законопроект о переходе на прогрессивную систему налогообложения доходов. (слайд 25)
3) Презентация результатов обработки ресурсов Интернет:
- почему предлагается ввести новую шкалу налогообложения?
(пример ученической работы) –- презентация 1.РРТпереход через управляющую кнопку: “О законопроекте” (презентация. РРТ )
- что думают об этом вопросе некоторые Интернет - пользователи?
(пример ученической работы) – презентация2.РРТпереход через управляющую кнопку “Мнения Интернет – пользователей”
4) Что думают по этому вопросу учащиеся? (слайд 26)
5) Просмотр видеороликов:
- “С.Миронов о прогрессивной ставке подоходного налога?”
- “В.И. Илюхин. Ведение прогрессивного налога …”[4]
(Выход на просмотр через гиперссылку слайда) (слайд 27)
12. Налоговая картинная галерея (5 минут). (Предваряя этот этап урока, следует задать ученикам вопрос: можно ли изобразить наглядно вопросы и проблемы налогообложения?)
Учитель, выслушав мнения доводит до сведения учеников следующую информацию: Российский Центр “Налоги и финансовое право” является обладателем уникальной в своём роде коллекции картин налоговой тематики. Начиная с 1994 года по заказу Центра “Налоги и финансовое право” художники Игорь Сидоров, Владислав Брызгалин подготовили несколько полотен и зарисовок, в образной форме представляющих основные виды налогов и житейские ситуации, связанные с ними. В настоящее время в галерее находится более 15 картин. [5]. Обсуждение картин (слайды 28 - 29).
13. По страницам истории (минуты). (слайды 30 - 31)
Учитель предлагает вниманию ребят картины:
Э. Лиснер. “Соляной бунт” в Москве, (Приложение 6)
С.Иванов. “Баскаки”, (Приложение 7) и задаёт им вопросы:
1) Дополняют ли данные картины налоговую картинную галерею?
2) Можно ли заплатить налоги картинами? (Презентация 3.РРТ)
14. Домашнее задание (1 минута):
1) подготовиться к контрольной работе по теме “Налогообложение”.
2) выразить рисунком своё отношение к налогам. (слайд)
Выполнение рисунка предполагается в любой технике (от карандашей и красок – до компьютерной графики!). Ребята могут представить свою творческую работу листовкой, карикатурой, плакатом, комиксами, др. (слайд 34)
15. Итоговый контроль посредством электронного тестирования (работа учащихся с ОЭР “Экономика и право” - папка 11) (слайд 35) .
Время выполнения тестирования – 12 минут. Ребятам предлагается дать ответ на четыре простых и три сложных задания, выбранных случайным образом из банка заданий. По окончанию работы ребята наглядно видят % выполнения теста и переводят его по шкале в отметку, делают вывод о готовности к предстоящей контрольной работе.
Примечание: для наглядности - что представляет собой тестирование, имеется файл в формате Microsoft PowerPoint 2003 презентация 4.РРТ, переход на который осуществляется через гиперссылку-картинку слайда 35.
16. Эмоциональная разрядка: прослушивание композиции Taxmen” в исполнении группы “Биттлз” (3 минуты) [7] .
Учитель (или специально - подготовленный ученик – меломан) перед прослушиванием композиции или просмотром видеоролика: Тема налогообложения нашла свое отражение не только в живописи, литературе, поэзии, но и в эстрадных произведениях. В 1966 году вышел альбом группы “Beatles” “REVOLVER”, открывала который композиция “Taxman” (в переводе на русский язык - “Налогосборщик ”). Этот альбом многие критики считают вершиной творчества знаменитой четверки из Ливерпуля. В то время участники группы как раз стали получать огромные доходы от своих первых альбомов, возглавивших все хит-парады. Неприятным следствием успеха стали огромные налоги, которые приходилось платить, когда все деньги были уже потрачены. Автор композиции – гитарист Джордж Харрисон – в этой песне настроен саркастически, высмеивая непомерные налоги со “сверхдоходов”, введенные правительством Великобритании. В тексте песни говорится, что в то время они составляли чуть ли не 95 процентов от доходов (“there's one for you nineteen for me” –“один тебе – девятнадцать мне”). Музыканты в песне подчеркивали несправедливость всей налоговой системы страны с прогрессивной шкалой налога на доходы. Так что можно сказать, что “Taxman” – это первая песня, направленная на борьбу с несправедливым налогообложением. [8]
Примечание: для ребят, интересующимся изучением английского языка можно предложить перевод текста (Приложение 8) песни “Taxman” (Приложение 9).
Информационные источники.
- Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2Кн.1. Пособие для учителя.-3-е изд. – М.: Вита-Пресс,2000. – 447с.6 ил.
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг,2003.- 160с.ил.
- ОЭР:1С: Школа. Экономика и право. 9 - 11 класс. 2CD.2004 год.
- http://video.yandex.ru/search.xml?text=подоходный налог
- http://www.cnfp.ru/fun/gallery/
- http://www.nalog-briz.ru/search/label/
- http://www.youtube.com/watch?v=fCTGRP2u4gw&NR=1&fea
- http://www.youtube.com/watch?v=znt8gBhOsdw