Тема: Константин Паустовский “Кот-ворюга”.
Цели.
- Формировать навыки чтения.
- Формировать умение работать с литературным текстом.
- Развивать воображение, связную речь, мышление.
- Формировать умение работать в группе.
- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.
- Стимулировать творческую деятельность учащихся.
- Воспитывать чуткое отношение к природе.
- Развивать санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: презентация, мультимедиапроэктор, ноутбук, экран, тексты на листах, карточки со словами для кластера, слова и их значения на карточках, шапочки командиров.
Оформление доски: вор – воришка – ворюга.
Ход урока
1. Организация класса.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, мыслить, фантазировать.
- Для успешной работы надо будет соблюдать правила работы в группах.
2. Стадия вызова.
1) Создание эмоционального фона.
- Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, могучим и хрупким миром природы. Куда мы отправимся, читая новое литературное произведение? (1 слайд. Презентация) (В деревню) В какое время года будут происходить события? (Летом) (Заголовок)
2) Автор.
- Поведет нас в мир природы сегодня Константин Георгиевич Паустовский (2 слайд - портрет).
- Этот автор писал и сказки, и рассказы, и повести о природе. Некоторые из них вы уже читали, с другими знакомство еще предстоит. (3 слайд – выставка книг) А вот в каком жанре написано литературное произведение, о котором сегодня будем говорить, вы скажете сами, проведя исследование текста.
3) Герой рассказа (4 слайд – иллюстрация).
- Итак, знакомьтесь: наш герой – кот. Рассмотрите иллюстрацию. Каким изображен кот? (Хитрым, веселым, смешным, лукавым, голодным)
Составление кластера
- Можем ли мы назвать его злым? (Нет)
(Заглавие) – Вслушайтесь в слово “ворюга”. Какую эмоциональную окрашенность оно несет? Сравните слова, написанные на доске. (Отрицательное отношение автора, пренебрежение, усмешка)
- Можно ли к домашнему животному отнести это слово? (Нет, скорее всего, это кот-бродяжка)
- Можем ли предположить по иллюстрации, что кот собирается сделать?
3. Творческая работа в группах.
- Попробуйте составить короткий рассказ с таким названием. Используйте ключевые слова. (5 слайд – ключевые слова)
Сочинение детьми рассказов-миниатюр.
Заслушивание представителей групп.
4. Работа с текстом.
Чтение “сильными” учениками 1 части рассказа.
- От чьего лица ведется повествование? Кто “мы”? (Автор и Рувим)
(6 слайд – портрет Рувима Фраермана)
- Что узнали о коте? Зачитайте цитаты.
- Какое отношение автора к коту чувствуете? (Сердится, но улыбается)
Словарная работа.
- В тексте нам встретились слова, значение которых вы поняли из содержания. Предлагаю их уточнить для лучшего понимания замысла автора. (Соотнесение слов и их значений)
Чтение “цепочкой” 2 части рассказа.
- Какую рыбку использовали в качестве приманки? (Плотицу) (7 слайд – рыба плотва)
- Почему “плотица”, а не “плотва”? (Маленькая рыбка)
- Кого называли “беспризорник”? (Бездомных детей)
- Почему автор так называет кота? (Жалеет, как ребенка)
- Как бы вы поступили с котом в такой ситуации?
Заслушивание ответов детей.
- А как же поступили герои?
Чтение 3 части рассказа учителем.
- Почему кот прижился и перестал воровать?
- Подходит ли ему новая кличка? Почему?
- Давайте сверим наши предположения с текстом: все ли слова из нашего кластера подходят коту?
- В каком жанре написано это литературное произведение: сказка или рассказ? Докажите. (Рассказ, потому что все события реальны, произведение небольшое по объему, описано одно событие)
- Верно, это рассказ. Почему вы улыбались, когда его читали?
- Это особенность Паустовского – писателя: добрый юмор. Мы продолжим знакомство с его произведениями, и вы сами в этом не раз убедитесь.
5. Работа с тетрадью.
Задание 3. на стр. 9.
6. Итог урока. Рефлексия.
- Чем занимались на уроке?
- Оцените работу в группах в таблице.
- Спасибо за работу.
7. Домашнее задание.
Прочитать полную версию рассказа в учебнике, выполнить устно задания на с. 77 учебника.
Таблица оценивания (заполняет командир группы)
Фамилия, имя ученика | Составление рассказа | чтение | Работа на уроке (обсуждение) | Общая оценка за урок |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
Тема: Константин Паустовский “Кот-ворюга”.
Тема: “Сказки и рассказы В.В.Бианки”.Цели:
1. Формировать навыки чтения.
2. Формировать умение работать с литературным текстом.
3. Развивать мышление, воображение, связную речь.
4. Формировать умение организовывать работу в группе.
5. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.
6. Стимулировать творческую деятельность учащихся.
7. Воспитывать чуткое отношение к природе.
8. Развивать санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: тексты на листах, презентация, мультимедийная техника, экран, ноутбук.
Ход урока
1. Организация класса.
- Вспомним правила работы в группах.
2. Стадия вызова.
Беседа по презентации.
1 слайд “Выставка книг В.В.Бианки”. Презентация
- Прочитайте названия книг. Какому автору они принадлежат?
2 слайд “Портрет В.В.Бианки”.
- Сегодня мы начинаем разговор о творчестве В.В.Бианки.
- Можно ли назвать его нашим земляком? Почему? (Подготовленный ученик)
3 слайд “Дача Бианки в Лебяжье”.
- Чудесная природа поселка в Ленинградской области оставило свой след в душе писателя.
- Он писал рассказы и сказки о чём? (О природе) Верно. Предлагаю и вам придумать историю, которая могла бы реально произойти, по ключевым словам. Вот ваши герои (демонстрация 4 слайда “Лисица, бельчонок, гриб”), а что с ними могло приключиться, придумайте сами.
Возможно, целесообразно повторить различие между сказкой и рассказом.
3. Осмысление.
Составление сказок, рассказов. Помощь учителя группам.
Слушание сказок, рассказов. Определение жанра (4 группы).
Составление кластера
Как мы назовём наши рассказы? А вот как назвал свой рассказ об этом В.В.Бианки – пока секрет. Предлагаю догадаться, что за историю мы сегодня узнаем.
Чтение отрывка из рассказа “Бешеный бельчонок”. (Хорошо читающие ученики)
Как вы думаете, что случилось дальше? (Обсуждение в группах, слушание мнений)
Интересно узнать? Переверните листы и прочитайте об этом.
Самостоятельное чтение текстов учащимися по индивидуальным листам.
Вот мы и узнали историю про бельчонка и лисицу. Какое же слово, по-вашему, прячется за листом бумаги? (Бешеный)
Мнения разделились. Чтобы уточнить, прочитаем текст вслух.
Чтение вслух. Уточнение названия рассказа.
Перечитайте текст ещё раз с карандашом в руках и подчеркните то, что совпало с вашим рассказом.
Самостоятельная работа в группах.
Заслушивание.
4. Рефлексия. (Демонстрация 5 слайда) “Сказка – ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок” Но и в рассказах писатель передает какую-то свою мысль, идею. Определите ее.
Сегодня на уроке мы соприкоснулись с удивительным миром природы. Работали вы творчески, внимательно и дружно. Молодцы. Оценить помогут мне командиры групп.