Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема: Константин Паустовский “Кот-ворюга”.

Цели.

  1. Формировать навыки чтения.
  2. Формировать умение работать с литературным текстом.
  3. Развивать воображение, связную речь, мышление.
  4. Формировать умение работать в группе.
  5. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.
  6. Стимулировать творческую деятельность учащихся.
  7. Воспитывать чуткое отношение к природе.
  8. Развивать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: презентация, мультимедиапроэктор, ноутбук, экран, тексты на листах, карточки со словами для кластера, слова и их значения на карточках, шапочки командиров.

Оформление доски: вор – воришка – ворюга.

Ход урока

1. Организация класса.

- Сегодня на уроке мы будем наблюдать, мыслить, фантазировать.

- Для успешной работы надо будет соблюдать правила работы в группах.

2. Стадия вызова.

1) Создание эмоционального фона.

- Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, могучим и хрупким миром природы. Куда мы отправимся, читая новое литературное произведение? (1 слайд. Презентация) (В деревню) В какое время года будут происходить события? (Летом) (Заголовок)

2) Автор.

- Поведет нас в мир природы сегодня Константин Георгиевич Паустовский (2 слайд - портрет).

- Этот автор писал и сказки, и рассказы, и повести о природе. Некоторые из них вы уже читали, с другими знакомство еще предстоит. (3 слайд – выставка книг) А вот в каком жанре написано литературное произведение, о котором сегодня будем говорить, вы скажете сами, проведя исследование текста.

3) Герой рассказа (4 слайд – иллюстрация).

- Итак, знакомьтесь: наш герой – кот. Рассмотрите иллюстрацию. Каким изображен кот? (Хитрым, веселым, смешным, лукавым, голодным)

Составление кластера

- Можем ли мы назвать его злым? (Нет)

(Заглавие) – Вслушайтесь в слово “ворюга”. Какую эмоциональную окрашенность оно несет? Сравните слова, написанные на доске. (Отрицательное отношение автора, пренебрежение, усмешка)

- Можно ли к домашнему животному отнести это слово? (Нет, скорее всего, это кот-бродяжка)

- Можем ли предположить по иллюстрации, что кот собирается сделать?

3. Творческая работа в группах.

- Попробуйте составить короткий рассказ с таким названием. Используйте ключевые слова. (5 слайд – ключевые слова)

Сочинение детьми рассказов-миниатюр.

Заслушивание представителей групп.

4. Работа с текстом.

Чтение “сильными” учениками 1 части рассказа.

- От чьего лица ведется повествование? Кто “мы”? (Автор и Рувим)

(6 слайд – портрет Рувима Фраермана)

- Что узнали о коте? Зачитайте цитаты.

- Какое отношение автора к коту чувствуете? (Сердится, но улыбается)

Словарная работа.

- В тексте нам встретились слова, значение которых вы поняли из содержания. Предлагаю их уточнить для лучшего понимания замысла автора. (Соотнесение слов и их значений)

Чтение “цепочкой” 2 части рассказа.

- Какую рыбку использовали в качестве приманки? (Плотицу) (7 слайд – рыба плотва)

- Почему “плотица”, а не “плотва”? (Маленькая рыбка)

- Кого называли “беспризорник”? (Бездомных детей)

- Почему автор так называет кота? (Жалеет, как ребенка)

- Как бы вы поступили с котом в такой ситуации?

Заслушивание ответов детей.

- А как же поступили герои?

Чтение 3 части рассказа учителем.

- Почему кот прижился и перестал воровать?

- Подходит ли ему новая кличка? Почему?

- Давайте сверим наши предположения с текстом: все ли слова из нашего кластера подходят коту?

- В каком жанре написано это литературное произведение: сказка или рассказ? Докажите. (Рассказ, потому что все события реальны, произведение небольшое по объему, описано одно событие)

- Верно, это рассказ. Почему вы улыбались, когда его читали?

- Это особенность Паустовского – писателя: добрый юмор. Мы продолжим знакомство с его произведениями, и вы сами в этом не раз убедитесь.

5. Работа с тетрадью.

Задание 3. на стр. 9.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Чем занимались на уроке?

- Оцените работу в группах в таблице.

- Спасибо за работу.

7. Домашнее задание.

Прочитать полную версию рассказа в учебнике, выполнить устно задания на с. 77 учебника.

Таблица оценивания (заполняет командир группы)

Фамилия, имя ученика Составление рассказа чтение Работа на уроке (обсуждение) Общая оценка за урок
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        
6.        

Тема: Константин Паустовский “Кот-ворюга”.

Тема: “Сказки и рассказы В.В.Бианки”.

Цели:

1. Формировать навыки чтения.

2. Формировать умение работать с литературным текстом.

3. Развивать мышление, воображение, связную речь.

4. Формировать умение организовывать работу в группе.

5. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.

6. Стимулировать творческую деятельность учащихся.

7. Воспитывать чуткое отношение к природе.

8. Развивать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: тексты на листах, презентация, мультимедийная техника, экран, ноутбук.

Ход урока

1. Организация класса.

- Вспомним правила работы в группах.

2. Стадия вызова.

Беседа по презентации.

1 слайд “Выставка книг В.В.Бианки”. Презентация

- Прочитайте названия книг. Какому автору они принадлежат?

2 слайд “Портрет В.В.Бианки”.

- Сегодня мы начинаем разговор о творчестве В.В.Бианки.

- Можно ли назвать его нашим земляком? Почему? (Подготовленный ученик)

3 слайд “Дача Бианки в Лебяжье”.

- Чудесная природа поселка в Ленинградской области оставило свой след в душе писателя.

- Он писал рассказы и сказки о чём? (О природе) Верно. Предлагаю и вам придумать историю, которая могла бы реально произойти, по ключевым словам. Вот ваши герои (демонстрация 4 слайда “Лисица, бельчонок, гриб”), а что с ними могло приключиться, придумайте сами.

Возможно, целесообразно повторить различие между сказкой и рассказом.

3. Осмысление.

Составление сказок, рассказов. Помощь учителя группам.

Слушание сказок, рассказов. Определение жанра (4 группы).

Составление кластера

Как мы назовём наши рассказы? А вот как назвал свой рассказ об этом В.В.Бианки – пока секрет. Предлагаю догадаться, что за историю мы сегодня узнаем.

Чтение отрывка из рассказа “Бешеный бельчонок”. (Хорошо читающие ученики)

Как вы думаете, что случилось дальше? (Обсуждение в группах, слушание мнений)

Интересно узнать? Переверните листы и прочитайте об этом.

Самостоятельное чтение текстов учащимися по индивидуальным листам.

Вот мы и узнали историю про бельчонка и лисицу. Какое же слово, по-вашему, прячется за листом бумаги? (Бешеный)

Мнения разделились. Чтобы уточнить, прочитаем текст вслух.

Чтение вслух. Уточнение названия рассказа.

Перечитайте текст ещё раз с карандашом в руках и подчеркните то, что совпало с вашим рассказом.

Самостоятельная работа в группах.

Заслушивание.

4. Рефлексия. (Демонстрация 5 слайда) “Сказка – ложь, да в ней - намек, добрым молодцам урок” Но и в рассказах писатель передает какую-то свою мысль, идею. Определите ее.

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с удивительным миром природы. Работали вы творчески, внимательно и дружно. Молодцы. Оценить помогут мне командиры групп.