Цели урока:
образовательные: повторить основные формулы и понятия темы, выявить пробелы учащихся, подготовиться к контрольной работе, продолжить развитие познавательного интереса к предмету;
воспитательные: проследить межпредметные связи с историей, продолжить воспитание патриотизма, гордости за свою страну, нравственных качеств учащихся;
развивающие: продолжить развивать умения сравнивать, анализировать, работать самостоятельно.
Оборудование: приборы: реостат, амперметр, вольтметр, гальванометр, электроскоп; демонстрационный набор по электричеству (источник тока, лампа, ключ, амперметр, вольтметр); видеофрагмент о коротком замыкании.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Очень рада видеть вас на уроке. Этот урок завершает наше увлекательное путешествие по стране электричества. Следующий урок – последний в этой теме, это контрольная работа. Как вы думаете, для чего перед контрольной работой мы целый урок посвящаем обобщению? Каковы цели нашего урока?
Ответы ребят, формулировка целей.
- Таким образом, наш урок преследует следующие цели: (слайд 2).
2. В начале урока предлагаю вспомнить имена великих учёных, сделавших открытия в области электрических явлений. Итак, первый этап нашего путешествия – “Кто есть кто?”
На слайдах представлены портреты физиков. Ребята называют имена учёных и перечисляют их заслуги, открытия. Затем слайд открывается полностью, что позволяет проверить ответы детей.
3. Хорошо, эти имена мы будем слышать часто на нашем уроке, а сейчас второй этап путешествия – “Четвёртый лишний!” (слайд 9).Анализируя данные, ребята называют лишний элемент и обосновывают своё мнение.
4. Разминка прошла отлично, начинается третий этап – “Найди ошибку!” Будьте внимательны!
Читая определение, ребята ищут ошибки и исправляют их.
5. Следующий этап – “Формулы”.
На доске записаны формулы:
- A=IUt
- P=UI
- I=
- Q= I2Rt
Задание:
1. Найдите формулу, отражающую закон Ома, закон Джоуля-Ленца.
2. Поясните оставшиеся формулы.
3. Назовите единицы измерения величин.
6. Переходим к следующему этапу – “Приборы знакомые и незнакомые”.
На демонстрационном столе стоят приборы:- реостат;
- амперметр;
- вольтметр;
- гальванометр;
- электроскоп.
Ученики выходят, берут прибор в руки, называют его и отвечают на вопросы учителя:
- для чего служит прибор?
- как включается в цепь?
- лабораторный или демонстрационный прибор?
- цена деления прибора.
Когда очередь доходит до амперметра, обращаем внимание детей на слайд 21.
На рисунке а) амперметр показывает силу тока 1А, сколько покажет амперметр при включении его так, как на рисунке б)? Почему?
7. А сейчас я приглашаю вас, ребята, в “Музей научной техники”. Таково название нашего следующего шестого этапа. Задачу со слайда 23 решает вызванный ученик, а следующие задачи дети выполняют самостоятельно на два варианта. На их решение отводится 2-3 минуты, после чего проводится устное проговаривание-проверка.
Ответ: P=IU=20 А*500В=10 000Вт=10кВт
Слайд 23
Ответ: А=180 Вт*10 800с=1 944 000Дж=1 944 кДж
Ответ: U===60В
Слайд 24
8. А сейчас любимый этап работы – “Схемы, схемы, схемы…” Один ученик работает у демонстрационной доски с оборудованием, выполняя индивидуальное задание на оценку. Весь класс фронтально работает со слайдом 26, задание – узнать схему по описанию.
Слайд 26
Описание схем:
1) Цепь состоит из источника питания, четырёх последовательно включенных резисторов, причём в ней измеряется ток.
2) Цепь состоит из источника питания, четырёх параллельно включенных резисторов, причём в ней измеряется ток.
3) Цепь состоит из источника питания, четырёх смешанно включенных резисторов, причём в ней измеряется напряжение.
4) Цепь состоит из источника питания, четырёх последовательно включенных резисторов, причём в ней измеряется напряжение.
5) Цепь состоит из источника питания, четырёх параллельно включенных резисторов, причём в ней измеряется напряжение.
(Номер описания соответствует номеру схемы)
Индивидуальное задание:
- соберите цепь, состоящую из источника тока, лампы и ключа. В этой цепи измеряется ток.
- начертите схему этой цепи.
- подключите вольтметр так, чтобы, не меняя точек его присоединения, им можно было бы поочерёдно измерять напряжение на лампе и на источнике тока.
После обсуждения выполнения индивидуального задания можно предложить задание – рассчитать сопротивление лампы.
А сейчас практическое применение ваших знаний об электрических схемах – помогите электрику больницы – слайд 27.
Слайд 27
9. А сейчас – завершающий этап – “Графики” Вы должны найти по графику сопротивление проводника на рисунке а).
На рисунке б) сравните сопротивления двух проводников А и В.
Обоснуйте свое мнение, рассчитав по графику численное значение RA и RB
10. Сейчас вашему вниманию предлагается видеофрагмент с вопросом. Будьте внимательны и постарайтесь ответить на вопрос.
Демонстрируется видеофрагмент о коротком замыкании.
11. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Итак, наш урок закончен. Какое из заданий вызвало наибольшее затруднение? Почему? Выявились ли пробелы в знаниях? Чувствуете ли вы себя готовыми к выполнению контрольной работы? Какой материал необходимо повторить дома?
Спасибо за урок, желаю вам всем успехов на контрольной работе и отличных оценок!
12. Домашнее задание.
- Повторить материал учебника §25-55.
- Решить задачи № 1276, № 1277 (Лукашик)
- Творческое задание – изготовить шпаргалку для выполнения контрольной работы. (Выполняя это задание дети, как правило, выписывают формулы, определения, схемы, что позволяет им лучше запомнить материал. Перед проведением контрольной работы шпаргалки оцениваются и изымаются у учеников.)
Используемая литература
Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/ сост. Ю.В.Щербакова. – М.: Глобус, 2008.