Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.
Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится неуверенность в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессиям.
Все это может поставить детей и подростков в кризисные, нередко трудно решаемые жизненные ситуации.
Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с одноклассниками, неприятности во взаимоотношениях с учителями.
Целями программы являются: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в классных коллективах; формирование у учащихся интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса.
Задачи программы:
- понижение тревожности;
- понижение агрессии;
- коррекция личностных социальных установок:
- повышение самооценки (отношение к себе)
- понижение конфликтности (отношение к окружающим)
- развитие качеств и способностей подростков:
- коммуникативности
- креативности
- эмпатии
- рефлексии
Принципы построения программы:
- Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
- Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию;
- Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
- Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).
Программа рассчитана на подростков 14 – 16 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:
- проявляющих повышенную агрессивность;
- имеющих трудности в общении;
- с крайне ограниченными духовными интересами;
- из многодетных семей;
- малообеспеченных семей;
- опекаемых семей и других.
Специфика участников группы такова, что многие не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков. Занятия проводятся как с классным коллективом, так и отдельной группой подростков. Число участников группы с двумя ведущими не должно превышать 15-20 человек (как правило это учащиеся одного класса).
Занятия можно проводить в классе, а для тренингов необходимо просторное помещение (можно использовать рекреацию после окончания занятий). Для проведения мероприятий необходимы двое ведущих - психолог и помощник. В роли помощника может выступать второй психолог , социальный педагог или классный руководитель. При выборе помощника нужно помнить о доверительной атмосфере занятий, подростки должны чувствовать себя комфортно, чтобы максимально раскрыться.
В программе используются основные методы психологии: наблюдение, беседа; виды психологической помощи: психодиагностика (для выявления проблем и определения показателей), психологическое просвещение; а также способы и приемы оказания психологической помощи: информирование, установление логических взаимосвязей, позитивный настрой, социальные пробы и релаксация.
Программа состоит из 2-х тренингов, 3-х занятий, 3-х классных часов (для диагностических исследований) и рассчитана на 10 часов.
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня тревожности у подростков;
- развитие эмоционально-волевой сферы подростков;
- расширение форм общения подростков.
Тематический план
№ | Тема занятия | Цель | Кол-во часов |
1 | Диагностика (классный час) Характерологический опросник Шмишека | Определение акцентуаций характера у подростков | 1 |
2 | Диагностика (классный час) Социометрия Тест Басса-Дарки |
Выявление особенностей межличностных отношений в классном коллективе. Диагностика показателей и форм агрессии |
1 |
3 | Занятие «Стресс. Релаксация. Концентрация» | Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. | 1 |
4 | Урок-общение "Почему люди ссорятся?" | Познакомить с понятием “конфликт”; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации | 1 |
5 | Занятие «Эффективные приемы общения» | Повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений). | 1 |
6 | Тренинг формирования команды | Повышение уровня эмпатии, снижение конфликтности и развитие творческих способностей. | 3 |
7 | Тренинг «Пристанище для души» | Развитие навыков общения, взаимодействия, эмпатии, развитие самосознания, повышение уровня сплоченности группы. | 1 |
8 | Повторная диагностика (классный час) Социометрия Тест Басса-Дарки |
Выявление особенностей межличностных отношений в классном коллективе. Диагностика показателей и форм агрессии |
1 |
9 | Итого | 10 |
Литература
- И.Вачков. Пристанище для души. (ШП № 40 – 2000г)
- И.Вачков. Ответы за другого. (ШП № 38 – 1999г)
- Ю.Шевелева, А.Тагиев. Игровые семинары с подростками по гражданскому образованию. Как сделать так, чтобы возникало меньше конфликтов. М.: Центр «Подвал» - 2000 г
- Социально-психологическая работа с учащимися (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2007.