Программа профилактики аддитивного поведения у подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых            происходят значительные изменения физического и психологического состояний, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами и поступками.

Часто ломка представлений и установок, изменение желаний и привычек происходит быстро. Ребенок не успевает осознать происходящие изменения и адаптироваться к ним, результатом чего становится неуверенность в себе, уменьшение доверия к другим людям, повышенная конфликтность и склонность к депрессиям.

Все это может поставить детей и подростков в кризисные, нередко трудно решаемые жизненные ситуации.

Одним из самых сложных периодов в развитии человека является подростковый возраст, во время которого происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения и вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

В подростковом возрасте часто возникают: ссоры, конфликты с друзьями и родителями, споры и разногласия с одноклассниками, неприятности во взаимоотношениях с учителями.

Целями программы являются: профилактика и предупреждение межличностных конфликтов в классных коллективах; формирование у учащихся интереса к развитию навыков принятия самостоятельных и взвешенных решений для обеспечения самозащиты и снятия стресса.

Задачи программы:

  1. понижение тревожности;
  2. понижение агрессии;
  3. коррекция личностных социальных установок:
    • повышение самооценки (отношение к себе)
    • понижение конфликтности (отношение к окружающим)
  1. развитие качеств и способностей подростков:
    • коммуникативности
    • креативности
    • эмпатии
    • рефлексии

Принципы построения программы:

  1. Принцип позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  2. Принцип целостности развития усиливает значение прошлого опыта жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания, активизацию творческих возможностей, способностей к самопознанию и саморазвитию;
  3. Принцип индивидуального подхода (учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого подростка);
  4. Принцип духовности ( установление связи между высшими ценностями: добром, красотой, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением и смыслом жизни).

Программа рассчитана на подростков 14 – 16 лет. С определенной долей условности к ним можно отнести подростков:

  • проявляющих повышенную агрессивность;
  • имеющих трудности в общении;
  • с крайне ограниченными духовными интересами;
  • из многодетных семей;
  • малообеспеченных семей;
  • опекаемых семей и других.

Специфика участников группы такова, что многие не умеют конструктивно общаться, контролировать проявление своих эмоций и чувств, анализировать последствия своих поступков. Занятия проводятся как с классным коллективом, так и отдельной группой подростков. Число участников группы с двумя ведущими не должно превышать 15-20 человек (как правило это учащиеся одного класса).

Занятия можно проводить в классе, а для тренингов необходимо просторное помещение (можно использовать рекреацию после окончания занятий). Для проведения мероприятий необходимы двое ведущих - психолог и помощник. В роли помощника может выступать второй психолог , социальный педагог или классный руководитель. При выборе помощника нужно помнить о доверительной атмосфере занятий, подростки должны чувствовать себя комфортно, чтобы максимально раскрыться.

В программе используются основные методы психологии: наблюдение, беседа; виды психологической помощи: психодиагностика (для выявления проблем и определения показателей), психологическое просвещение; а также способы и приемы оказания психологической помощи: информирование, установление логических взаимосвязей, позитивный настрой, социальные пробы и релаксация.

Программа состоит из 2-х тренингов, 3-х занятий, 3-х классных часов (для диагностических исследований) и рассчитана на 10 часов.

Ожидаемые результаты:

  • снижение уровня тревожности у подростков;
  • развитие эмоционально-волевой сферы подростков;
  • расширение форм общения подростков.

Тематический план

Тема занятия Цель Кол-во часов
1 Диагностика (классный час) Характерологический опросник Шмишека Определение акцентуаций характера у подростков 1
2 Диагностика (классный час) Социометрия
Тест Басса-Дарки
Выявление особенностей межличностных отношений в классном коллективе.
Диагностика показателей и форм агрессии
1
3 Занятие «Стресс. Релаксация. Концентрация» Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. 1
4 Урок-общение "Почему люди ссорятся?" Познакомить с понятием “конфликт”; определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации 1
5 Занятие «Эффективные приемы общения» Повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений). 1
6 Тренинг формирования команды Повышение уровня эмпатии, снижение конфликтности и развитие творческих способностей. 3
7 Тренинг «Пристанище для души» Развитие навыков общения, взаимодействия, эмпатии, развитие самосознания, повышение уровня сплоченности группы. 1
8 Повторная диагностика (классный час) Социометрия
Тест Басса-Дарки
Выявление особенностей межличностных отношений в классном коллективе.
Диагностика показателей и форм агрессии
1
9 Итого   10

Литература

  1. И.Вачков. Пристанище для души. (ШП № 40 – 2000г)
  2. И.Вачков. Ответы за другого. (ШП № 38 – 1999г)
  3. Ю.Шевелева, А.Тагиев. Игровые семинары с подростками по гражданскому образованию. Как сделать так, чтобы возникало меньше конфликтов. М.: Центр «Подвал» - 2000 г
  4. Социально-психологическая работа с учащимися (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2007.

 Приложения.