Ты и твоя будущая профессия

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии;
  • рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека;
  • дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности;

Эпиграфы:

  • «Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)
  • «Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия» (Стендаль)
  • «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

Вступительное слово учителя

В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда наше общество вступило в рыночные отношения. От человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для тог чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело не методом «тыка», а разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных, говоря психологическим языком, установках.

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно... Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профес­сиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

Анализ профессии.

Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.

    1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
    2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
    3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
    4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
    5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
    6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
    7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
    8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
    9. Где можно её получить?

Двое учащихся подходят к доске и пишут в колонку положительные качества профессии, _ предлагается стать на минутку оптимистом), другому - все отрицательные качества профессии, т.е.отнестись к данной профессии достаточно скептически.

Учитель. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

  • работа имеет огромное общественное значение;
  • высокая зарплата;
  • встреча с интересными людьми;
  • командировки, дающие возможность многое увидеть;
  • использование современной техники.

Скептик:

  • трудности, связанные с устройством на работу;
  • частые командировки, осложняющие личную жизнь;
  • трудности получения образования (например, наличие печатных работ);
  • большая ответственность;
  • нервные перегрузки;
  • ненормированный рабочий день;
  • постоянное общение с людьми.

Тест «Профпригодность» (Приложение 1)

Итак, с выбором мы как будто немного прояснили ситуацию. Теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на следующие вопросы.

«Классификация распространенных ошибок»:

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию
  • перенос отношения к человеку на саму профессию
  • отождествление учебного предмета с профессией
  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии
  • незнание требований профессии к человеку.

Тренинг "Рука судьбы"

  • Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
  • На отдельных листочках написать профессии, которые каждый хочет выбрать.
  • Складываем все эти листочки в пакет и перемешиваем, затем вытягивают все ребята из пакета, не глядя.
    Учитель: Так какие же должны быть условия оптимального выбора профессии?
  • Ребята: Должны выполняться три условия (открывается 2 слайд)
  • Хочу ------------мои желания
  • Могу-------------способности и возможности
  • Надо--------------востребованность профессии

Справка. Самые востребованные на рынке труда профессии

Сопоставив поданные объявления об открывшихся вакансиях и резюме, эксперты сайта Карьерист.ру (www.careerist.ru) определили наиболее востребованные в настоящее время профессии. По их данным, большая часть вакансий приходится на финансовый сектор (28%), которому немногим уступают IT-отрасль (22%) и сфера продаж (20%). Также работодатели активно ищут специалистов инженерных и строительных отраслей (8%). Архитекторы, проектировщики, конструкторы востребованы на рынке труда примерно так же, как секретари и офис-менеджеры (7%). Минимальная разница наблюдается в спросе на специалистов по маркетингу/рекламе (6%) и HR-менеджеров (5%).

Кому же легче найти работу? Это можно понять, сопоставив количество вакансий и резюме в каждой отрасли. В сфере продаж эти цифры приблизительно одинаковы. Однако спрос на опытных продавцов на рынке труда остается достаточно высоким.

Практически такая же ситуация наблюдается и с IT-специалистами: количество резюме программистов и системных администраторов только на 10% превосходит потребности работодателей.

Ситуация в финансово-банковской сфере чуть хуже: избыток экономистов - одной из самых популярных специальностей середины и конца 90-х оставляет работодателям выбор: число финансистов, бухгалтеров, аналитиков, находящихся в активном поиске работы на 30% превышает количество актуальных вакансий.

На управленческие позиции претендентов не намного больше, чем открытых вакансий. Одной открытой вакансии соответствует только два резюме, хотя для эффективного закрытия типовой позиции необходимо обеспечить конкурс в 10-20 человек на место.

В десятку самых востребованных сотрудников входят секретари, помощники руководителя, офис-менеджеры. Соотношение вакансий и резюме в данной области таково: на одну открытую вакансию приходится около двух актуальных резюме.

Игры. «Угадай профессию»

  1. Назовите профессию, содержание которой меняется, как только она переходит из мужских рук в женские. ( машинист-машинистка)
  2. Представитель какой профессии управляет процессами роста. созревания, уборки урожая. ( агроном)
  3. Что общего у ЭВМ и коровы? ( оператор машинного доения и оператор ЭВМ)
  4. Кем бы могли работать в наши дни:
    - волк из сказки « Волк и семеро козлят».
    - Красная шапочка
    - Кот Матроскин
  5. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе: музыканта, сталевара и врача (ложка)

Новые профессии.

Многие иностранные слова в последнее время вошли в нашу жизнь и понятны без перевода. Сегодня почти каждый знает, что означает такое хот-дог, круассан, поп-корн. Почти всем известно , что мышью называют не только млекопитающее, но и необходимую комплектующую деталь компьютера. А вот слова, обозначающие профессии, понятны не всем. Такие названия, как «трейдер», « медиапленнер», «риелтор», «стрингер», привлекают внимание и вызывают необъяснимый трепет. Откуда появляются новые профессии и что означают незнакомые слова?

Со значением названий новых профессий вас познакомят эксперты. (сообщения заранее раздается детям, которые и являются экспертами)

Задания на эрудицию.

Для того чтобы определить, какая команда является наиболее эрудированной, выполним следующее задание.

Сейчас вам будет предложены две буквы. Ваша задача – назвать профессии, начинающие с этой буквы. Каждая команда должна написать как можно больше профессий на предложенные буквы за 5 минут. Через 5 минут команды зачитывают профессии.

У кого список получится длиннее, тот и получит жетон.(Буквы М и П)

Задание «Самая-самая»

Сейчас вам будет предложны некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, а в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую профессию ученик получает жетон.

  • самая зеленая профессия (садовник, лесник)
  • самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)
  • самая волосатая (парикмахер)
  • самая детская (воспитатель)
  • самая смешная (клоун)
  • самая общительная (учитель, журналист)
  • самая серьезная (атомщик)
  • самая умная (ученый, профессор)
  • белая (врач)
  • самая зубастая (стоматолог)

«Растить способности».

Учитель. Счастливая способность психики со­стоит в том, что недостаток одних свойств человека до определенного предела может компенсироваться другими. Классический пример - Александр Суворов. От природы хилый, болезненный мальчик, он, решив стать полководцем, обтирался снегом, колол дрова, бегал на дальние расстояния и так укрепил здоровье, что позднее совершил переход через Альпы, который выдержали, как известно, далеко не все из его дюжей гвардии. Упорство и трудолюбие сотворили чудо.

Известный древнегреческий оратор Демосфен начал с жестокой неудачи. От оратора требовались зычный голос, четкая дикция, выра­зительная речь. А Демосфен от рождения картавил, голосом обладал таким слабым, что слова просто не долетали до слушателей. Вдобавок нервная привычка подергивать плечом делала его не величавым, а смешным. Почти всякий на его месте и не подумал бы о политической карьере. Но будущий оратор уходил на берег моря, набирал полный рот камешков, чтобы чисто произносить букву «р», и часами произно­сил речи, заглушая шум прибоя. И даже подвешивал над непослушным плечом острый меч, чтобы избавиться от подёргивания. Наконец, Демосфен произнес речь о сохранении Афин, против македонского царя Филиппа Второго, желавшего подчинить Афины, сограждане устроили овацию и понесли Демосфена на руках. Эти и по следующие его речи против Филиппа остались в истории не только как непревзойденный образец гражданского мужества, но и как шедевр ораторского искусства.

Фонвизина в 37 лет разбил паралич. Когда его возили в коляске мимо Академии наук (там тогда был университет), он кричал выходящим оттуда студентам: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что со мной сделала литература». В разочаровании и отчаянии он умер на 48 – ом году жизни.

Но есть и другие примеры, показывающие величие духа человека. Например, знаменитого французского натуралиста основоположника микробиологии Луи Пастера тоже разбил паралич на 40-м году жизни. Он обложил себя медицинскими книжками и, изучив себя и свою болезнь, возвратил себе здоровье. Правда, до конца жизни он приволакивал ногу, но прожил почти до 74 лет, сделав основные свои научные открытия именно после выздоровления.

Рефлексия.

И последним этапом нашего классного часа проведем рефлексивный анализ урока. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.

Рефлексивный анализ занятия.

Сегодня на занятии:

  • Я научился…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Заставило задуматься…

Презентация.

Приложение 1

Приложение 2