Введение
Дошкольный возраст характеризуется умением придумывать, фантазировать, сочинять, из чего следует то, что особую роль в развитии детей дошкольного возраста играет воображение.
Сегодня у многих детей седьмого года жизни психологи диагностируют низкий уровень воображения, когда на предложение педагога «сочинить сказку или то, что может быть», ребенок действует только в особой предметной среде или основывается на прошлом опыте, что показывает у него первый или второй уровни развития воображения. Лишь немногие дети, получив задание «сочинить», не зависят от прошлого опыта, а имеют собственную внутреннюю позицию.
В чем же нуждаются дети? Необходима предметная среда, насыщенная многофункциональными вещами, кроме того, ребенок должен получать достаточные и разносторонние знания об окружающем мире, и, наконец, дети с третьим уровнем воображения нуждаются в специальных заданиях, где надо что-то придумать (сказочный сюжет, историю, игру, загадку и т.д.).
Если у ребенка развито воображение, то он, как правило, отличается хорошей речью, интересными «теориями» и самостоятельно созданными сказками.
И так, умение сочинять требует от ребенка овладения связной (монологической) речью.
Монологическая речь достигает у детей довольно высокого уровня, когда ими накоплен определенный жизненный и литературный опыт, получили развитие аналитико-синтетические формы мышления и появилось умение предвосхищать свою речевую деятельность.
Замечательный итальянский сказочник Джанни Родари создал методику изготовления «сказочных салатов», при этом он хорошо изучил структуру и происхождение сказки, изложенные в работах В.Проппа – великого советского филолога и исследователя сказки. Однако, использование тех или иных «манипуляций» со сказками возможно только после того, как дети «преодолели определенный возрастной рубеж, когда они переросли свою верность сказке и привязанность к ее персонажам» [3].
По мнению Д.Б.Эльконина, при переходе к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода». И так, среди разных показателей развития ребенка важнейшее место, как утверждают наши ученые, занимает умение создать что-то новое, придумать, сочинить.
Но если проанализировать действующие сегодня в дошкольном образовании программы, то можно увидеть, что никаких рекомендаций по поводу развития воображения в этих программах нет [2].
Но существуют пособия, в которых «раскрываются общие задачи обучения рассказыванию, … выясняются особенности различных видов детского речевого творчества» [4].
Знакомясь очередной раз с пособием Э.П.Коротковой отметила, что оно содержит конспекты и планы занятий по всем видам детского сочинения:
- творческое сочинение по картинке, игрушке, набору игрушек;
- контаминации на темы художественных произведений;
- свободное сочинение:
а) сказок;
б) историй (рассказов).
В основу книги легли материалы исследований отечественных ученых Д.Б.Эльконина, А.П.Усовой, А.В.Запорожца и других, данные исследований самого автора, а также результаты передового опыта детских садов.
Таким образом, ввиду существования сегодня такой проблемы, как неумение детей сочинять сказки и истории, работа с этим пособием окажет неоценимую помощь воспитателю.
Говоря о программах дошкольного образования, хочется отметить, что исключением из общего правила может служить программа «Развитие», специфика которой заключается в ориентации на развитие умственных способностей и творчества в дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте предлагается «сочинять сказки и истории, опираясь … на пространственные модели» [5].
Автором настоящей публикации была проведена серия занятий как по пересказу литературных произведений с использованием двигательных и пространственных моделей, так и на темы детского сочинительства [6].
Проведение таких занятий с детьми показало, что этот вопрос заслуживает всестороннего дальнейшего изучения и применения при обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Особенности обучения сочинению сказок и историй с опорой на пространственные модели
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). Замещаемыми объектами могут быть герои сказок, которые сочиняют дети: люди, звери, гномы, волшебники. Иногда приходится замещать и предметы, с которыми дети действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, прямоугольники и т.д., различающиеся по цвету, форме и величине. Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки, и затем постепенно перейти к заданиям для детей такого рода: «сочини свою историю на эту тему, разыграй сюжет, подбери нужные кружки, квадраты, треугольники».
В старшей группе занятия также усложняются за счет появления готовых пространственных моделей, которые используются сначала при пересказе знакомой сказки [6].
В дальнейшем программа предлагает «сочинять сказки и истории, опираясь не только на отдельные признаки предметов, но и на пространственные модели; эти модели являются наглядными схематическими планами, которые можно наполнить любым содержанием» [5].
В подготовительной группе занятия все более усложняются в целях «развития способности к реализации образов воображения» [5].
Для детей предлагается большее количество заместителей, заместители меняются по цвету, форме, величине.
Кроме того, вводятся задания на коллективное сочинение историй, что развивает умение планировать ход придумываемой истории.
В основном же, все задания на воображение направлены на формирование у детей умения комбинировать образы объектов и сюжетов без опоры на какие-либо вспомогательные средства (заместители предметов, игрушки, модели).
Предполагается, что по окончанию занятий дети будут сочинять свободно истории и сказки, опираясь на собственные образы воображения [5].
Программа особое внимание уделяет «сюжетной связанности занятий», предлагается несколько занятий объединять общей сказочной ситуацией [5]. В роли объединяющего начала может быть какой-либо персонаж, сказочный предмет и др.
Важнейший методический вопрос при обучении сочинению является вопрос о выборе сюжетов. Он должен вызывать желание придумать сказку, историю, композиция истории должна быть четкой, обязательно с включением элементарных описаний. Сюжет истории, сказки должен соответствовать опыту детей и уровню их речевого развития, затрагивать нравственные и эстетические чувства. Тема рассказа, которая сообщается детям, обязательно должна содержать логику развития сюжета [4].
Известно, что типичный процесс обучения детей монологу состоит в том, что педагог помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов), не отступать от темы, излагать события в логической последовательности, достаточно выразительно, по-возможности, включая диалоги действующих лиц.
Если рассмотреть пространственную модель, для сочинения истории, сказки, то очевидно, что она представляет наглядный план (цепочку событий) во временной последовательности. Но в отличии от модели, используемой при пересказе, здесь внесен многофункциональный объект (предмет), который можно вообразить чем угодно и сочинить свою историю (сказку).
На занятиях по сочинению историй и сказок остаются актуальными такие известные приемы как - вопросы, указания, упражнения, оценка, образец педагога полный или частичный, т.е. также педагогу необходимо «побуждать детей к предварительному обдумыванию своих ответов, руководить процессом рассказывания и оценкой рассказов детей» [4].
В заключение хочется напомнить педагогам, что «в подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т.е. их перевод во внутренний план». Другими словами ребенку уже не нужна модель для сочинения истории (сказки), моделирование выступает «в функции планирования деятельности, что является ничем иным как ядром умственных способностей ребенка» [5].
Примерные конспекты занятий (Приложение 1)
Примерная наглядная модель для сочинения сказки (Приложение 2)
Выводы и предложения
Качество детских сочинений, полученных при использовании пространственных моделей просто ошеломляет. Рассказы получаются самостоятельными, большими по объему, дети не упускают возможности вставить в них описания и диалоги. Используя наглядную модель, ребенок успешно разворачивает сюжетную линию, а наличие многофункционального объекта заставляет работать его воображение.
Т.о. сознание ребенка наполняется самостоятельно созданными сказками, интересными «теориями». А ведь именно в том и состоит готовность к школьному обучению, «так как понять чужую теорию может тот, кто уже создал свою» [1].
Литература:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Москва: «Просвещение», 1996г.
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. Москва: «Просвещение», 1996г.
- Джанни Родари. Грамматика фантазии. Избранные отрывки из книги./Журнал «Дошкольное воспитание», № 12, 2010г.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. Москва: «Просвещение», 1978г.
- Программа «Развитие» (основные положения). Москва: «Новая школа», 1994г.
- Янович Н.А. Развитие у детей наглядных форм символизации при обучении пересказу литературных произведений. Материалы фестиваля «Открытый урок» на сайте www.1sept.ru, 2010г.