Конспект занятия по развитию зрительного восприятия с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме "Посуда"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Формировать правильное представление о посуде, ее назначении, учить дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная), при рассматривании предмета учить выделять части, как опознавательный признак.
  • Развивать скорость и полноту зрительного обследования, обучать выделять различное и общее.
  • Упражнять в сличении контурных изображений посуды и соотносить их с реальными предметами.
  • Совершенствовать зрительно – моторную координацию: развивать прослеживающие движения глаза и руки, контролирующую функцию зрения при выполнении соотносящих действий (наложение одного объекта на другой).
  • Расширять словарный запас названиями посуды (кувшин, масленка, сахарница и др.).
  • Воспитывать желание помогать окружающим.

Материал к занятию:

  • Демонстрационный: предметные картинки “посуда”, зашумленное изображение на цветном фоне (контуры посуды).
  • Раздаточный: прозрачные карточки: одна с неполным силуэтным (контурным) изображением посуды, другая – с различными деталями, фишки, экран для копирования, контурные изображения посуды, карточки – задания “Наводим порядок”, листы бумаги, фломастеры.

Предварительная работа: Чтение книги К.П. Нефедовой “Посуда и столовые принадлежности. Какие они?”, беседа по ее содержанию, рассматривание и обследование предметов посуды.

Ход урока

1. Организационный момент

Педагог: “Ребята, сегодня к нам в гости снова пришла сказка. В волшебной стране сказочные персонажи живут все вместе. Ходят в гости из одной сказки в другую, живут меж собой дружно. И вот в такой стране по – соседству жили и дружили Иванушка и Бабушка – Яга. Давайте вспомним эпизод из знакомой нам сказки:

“Как-то раз Бабушка попросила Ивана сходить на базар за молоком и сметаной. Иван собрался и пошел. Дойдя до рынка, он увидел торговку и купил у нее молоко. Только вылить его не во что. Не растерялся Иван, снял с себя шапку, и продавщица налила молоко прямо в шапку. Идет Иван, радуется своей сообразительности и видит – сметану продают, свежую, густую. Подошел, купил сметану, а положить ее некуда. Иван, не будь плох, взял шапку с молоком и вывернул ее наизнанку. Молоко вылилось на землю, зато Иван наполнил свою шапку сметаной. Дошел Иван до дома, а Бабушка его спрашивает:

– Ну что, купил молока и сметаны?
– Купил.
– Где же они?

Иван показал шпаку со сметаной.

– Хорошо, а молоко?
– Молоко я купил прежде, вот оно – с другой стороны шапки!

И Иван вывернул шапку на другую сторону. Густая сметана вся вылилась на пол. Так и Иван, и Бабушка остались без молока и сметаны”.

2 этап

Педагог: “Ребята, кто скажет, что забыл Иванушка, отправляясь на рынок? (Посуду.)

Конечно, посуду! Если бы он захватил с собой кувшин для молока и горшок для сметаны, то, возможно, все продукты он благополучно донес бы до дома”.
– Найдите на своих карточках контурные изображения посуды, которые Иван должен был взять с собой на рынок для молока и сметаны, и отметьте их фишками”.

3 этап

Педагог:Конечно, мы можем посмеяться над Иваном из сказки. Но понятно одно – без посуды пришлось бы сложно всем.

– Если б не было посуды
Нам пришлось бы очень худо
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей

– А какую посуду вы еще знаете? Какая посуда нужна для приготовления пищи, для еды и питья? Какую посуду знаете для хранения продуктов? (масленка, сахарница, хлебница). Педагог на доске выставляет предметные картинки “посуда”. Дети называют различное и общее между предметами посуды.

4. Рисование

Педагог:Ребята, я предлагаю вам путешествие в сказку. А что, если мы с вами посетим наших сказочных персонажей. Давайте, мы нарисуем кувшин и отнесем им. В волшебной стране наши рисунки превратятся в настоящую посуду. Будет им чем за молоком ходить”.

(На установленных экранах для копирования развивающей игрушки “Зазеркалье”, дети копируют рисунок (кувшин). С левой стороны лежит копируемый рисунок, а с правой стороны чистый лист бумаги. Дети с помощью фломастера повторяют рисунок)

Физкультминутка, зрительная гимнастика

(Дети “отправляются” в гости к сказочным персонажам. Вдалеке видят дом на курьих ножках. Прищуриваясь, вглядываются: дома ли хозяйка?).

– В темном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперед (дети поворачиваются)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка – Яга живет (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальчиком)
Глаза большие (широко открывают глаза)
Словно угольки горят (часто моргают)
Ух, сердитая какая (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)

5. Дидактическое упражнение “Назови, что изображено на запутанном рисунке”

Педагог: “Давайте заглянем в избу, по-моему хозяйки нет дома. Какой беспорядок! (на доске выставлена демонстрационная картинка с запутанными контурными изображениями посуды). Какие предметы посуды вы видите? (дети перечисляют)

6. Дидактическое упражнение “Поможем навести порядок”

Педагог: “Поможем в доме навести порядок, расставим посуду. На своих карточках при помощи стрелок расставьте чайную посуду на стол, столовую – в шкаф, кухонную – на плиту”

7. Соотнесение частей предметов посуды (совмещение контуров)

Педагог: “ Продолжаем наводить порядок. Чего не хватает у кастрюли, чашки, чайника и другой посуды? Подберите недостающую часть: соедините прозрачные карточки так, чтобы получился целый предмет”

8. Итог

Возвращается хозяйка дома, благодарит детей за оказанную помощь в наведении порядка в доме и благодарит за подарки.