Поражение России в Крымской войне: позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?

Разделы: История и обществознание


Класс: 10 (2часа).

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века», цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ.
  • Развитие коммуникативных умений учащихся, навыков выделять главное, сопоставлять, обобщать факты, знания. Развитие навыков вести дискуссии, общественные дебаты, аргументировать свою точку зрения, уважая при этом мнение оппонента.

Узнать:

  1. Расширить представления учащихся о сущности и причинах обострения «Восточного вопроса» к середине XIX века.
  2. Выделить главные направления внешней политики России в середине XIX века.
  3. Обобщить знания учащихся по сущности «Восточного вопроса».
  4. Сопоставлять интересы различных государств, в первую очередь России, в решении «Восточного вопроса».
  5. Оценить результаты внешней политики России в период правления Николая I, проследить последствия поражения России в Крымской войне.

Анализировать:

  1. Опредлить круг проблем, стоящих перед Россией в середине XIX века во внешней политике.
  2. Проследить ход событий, причин поражения и последствий Крымской войны.
  3. Мотивировать вовлечение учащихся в дискуссию, дебаты по оценке результатов Крымской войны для России: поражение России - это национальная трагедия или стимул к возрождению.
  4. Продолжить обучение учащихся умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения.
  5. Развивать умения выделять основные мысли в документальных источниках и отрывках из Севастопольских рассказов Толстой Л.Н..

Понять:

  1. Установить коммуникативные связи при работе учащихся в группах.
  2. Уважать мнение оппонентов.
  3. Сформировать свою точку зрения на результаты Крымской войны для России: поражение России – это позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?»

Краткое описание идеи занятия: Организация самостоятельной работы учащихся с документами в группах, вовлечение учащихся в дебаты для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?»

Основные понятия и словарь занятия:

«Восточный вопрос»
дипломатическая война
«вооружённый нейтралитет»
иностранная интервенция
традиционное общество
индустриальное общество
модернизация
палестинские святыни
кризис традиционного общества
конвенция
повод
Евпатория
р. Альма
Бахчисарай
Балаклава
Карс
Кронштадт
Крым
Соловки
Кавказ
Малахов курган
Англия
Франция
Сардинское королевство
Османская империя
Австрия
Синоп
Босфор
Палестина
Дарданеллы
Пруссия
Петропавловск-Камчатский

Персоналии:

Николай I
Н.И. Пирогов
Э.И. Тотлебен
В.И. Истомин
В.А. Корнилов
Н.И. Костомаров
  Александр II
Дарья севастопольская
Матрос Кошка
Л.Н. Толстой
Капитан 2-го ранга
П.С. Нахимов
Французский маршал Канробер

Основные даты:

Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.) – русско-турецкая война.

  • Синопское сражение – 18 ноября 1853 г.

Второй этап войны (апрель 1854-февраль 1856 гг.) – Крымская война

  • Англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях, на Камчатке.
  • Высадка англо-французско-сардинских войск у Евпатории – сентябрь 1854 г.
  • Сражение на р. Альма – 8 сентября 1854 г.
  • Героическая оборона Севастополя – (октябрь 1854 - август 1855 гг.)

Парижский мирный договор – март 1856 г.

Вопросы:

  1. Причины обострения «Восточного вопроса», причины русско-турецкой войны (ноябрь 1853 – апрель 1854гг.).
  2. Причины дипломатического поражения России, «вооружённого нейтралитета», вступления Англии, Франции, Сардинского королевства в вооруженный конфликт между Россией и Турцией на стороне последней.
  3. Примеры мужества и героизма защитников Севастополя.
  4. Причины поражения России в Крымской войне.
  5. Последствия поражения России в Крымской войне.

 Раздаточные материалы:

  1. Вроченский М.А. Севастопольский разгром.
  2. Арбузов Е.В.. Воспоминания о кампании на Крымском полуострове в 1854 и 1855 годах./ Военный сборник.1874. № 4 (Родина. Весна 1995. №№ 3-4).
  3. Дельвиг А.И. Мои воспоминания. Т.II. М. 1913 (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
  4. Из письма капитан-лейтенанта П.И. Лесли.
  5. Из воспоминаний французского маршала Канробера.
  6. Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М. Советская Россия. 1981. Стр. 18-19,22-24.
  7. Иллюстрированный листок Тимма.
  8. Бейтнер В. Действия в Альминском сражении Московского пехотного полка.// Сборник рукописей представленных ЕИВ Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. Т. III. СПБ, 1873. (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
  9. Зарубаев В. Воспоминание о Севастополе.
  10. Алабин П.В. Походные записки в войну 1853, 1854, 1855 гг. Ч.II. Вятка.1861 г. (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
  11. Гравюра Симпсона. Первая железная дорога в Крыму.
  12. Иллюстрация картины художника К.Н. Филиппова «Большая дорога между Симферополем и Севастополем».
  13. Гравюра Симпсона. Атака британской Лёгкой бригады под Балаклавой.
  14. А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России. XVI – XIX века. Часть II. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.6-е издание. §§ 27, 28. (экспертиза РАН и РАО 2006 г.) М., 2009. «Русское слово».
    а) Стр. 324-333 «Государство и капиталистическое предпринимательство».
    б) Стр. 335-339.Россия и европейские державы.
    в) Стр. 339-343.Крымская война.
    г) Стр. 343-344.Итоги Крымской войны.
  15. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России конец XVII – XIX век. Под редакцией Сахарова А.Н. М., Просвещение. § 62.
    а) Восточный вопрос. Стр. 166-167.
    б) Спор из-за палестинских святынь. Стр. 167-168.
    в) Начало войны. Стр. 168-169, 172.
    г) Смерть Николая I. Стр. 174-175.
    д) Парижский мир. Стр. 176-177.
  16. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина история России. XIX век. М., Просвещение, 2008. §14.
    а) Обострение восточного вопроса. Стр.84-85.
    б) Начальный этап войны. Стр.85-86.
    в) Вступление в войну Англии и Франции. Стр.86-87.
    г) Борьба на Кавказе. Стр. 88-89.
    д) Парижский мир 1856г. Итоги войны. Стр.89.
  17. В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова. Книга для чтения по истории СССР XIX век. Пособие для учащихся под редакцией профессора П.А. Зайончковского. М. Просвещение 1978 г. Стр. 10-103.
  18. Гравюры Симпсона «Русский флот», «Англо-французская эскадра».

Оборудование:

  1. Настенная карта «Крымская война 1853-1856 гг.».
  2. Схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя».
  3. Атласы по истории России.
  4. Видеохрестоматия по истории России. Ожившая история. «Синопское сражение».
  5. Портреты Николая I, Александра II, Н.И. Пирогова, Э.И. Тотлебена, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, матроса Кошка, Л.Н. Толстого.
  6. Картина «На старом уральском заводе».
  7. Картина «Молотобойный цех Нижне-Тагильского завода».

Этапы занятия

I. Мотивация. Вводная часть.

Задание: почему смерть императора Николая I озадачила русское общество?

Зачитывается отрывок из документа «При дворе двух императоров. Воспоминания» А.Ф. Тютчева.

II. Обновление полученных результатов и хода занятия.

III. Новая тема.

Учитель предлагает учащимся составить план работы над темой. Учащиеся используют алгоритм изучения военных событий.

IV. Интерактивная часть занятия.

Работа учащихся в группах с дидактическими материалами. Класс делится на пять групп по 5-6 человек.

Группы 1, 2 работают с документами № 14, 15, 16, картой, атласами и выполняют задание на выявления причин обострения «Восточного вопроса». Группа даёт объяснение термина «Восточный вопрос» и раскрывает его сущность.

Группа 3 работает с документами № 14, 15, 16, картой, атласами и в тетради в виде таблицы выписывает цели каждой стороны (России, Англии, Франции, Австрии, Османской империи).

Группы 4, 5 работают с документами № 14, 15, 16 и выполняют задание на выявления причин дипломатического поражения России, «вооружённого нейтралитета», вступления Англии, Франции, Сардинского королевства в вооруженный конфликт между Россией и Турцией на стороне последней.

Общее задание 1: работая с атласом карт и документами № 14, 15, 16 определить хронологические рамки Крымской войны, два её этапа, составить хронологическую таблицу, найти на карте основные сражения каждого этапа, передвижения войск и военного флота антироссийской коалиции.

Общее задание 2: Просмотр видеохрестоматии по истории России: «Синопское сражение». Работа с настенной картой и атласами, с заданиями к видеохрестоматии «Синопское сражение».

Общее задание 3: используя основные понятия и словарь занятия, а также список персоналий, собрать пазлы «основные события Крымской войны».

Продолжение работы в группах.

Группы 1, 2 работают с документами № 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 15, 16, портретами П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, матроса Кошка, Н.И. Пирогова, Э.И. Тотлебена, схемой «Оборона Севастополя» и выполняют задание на выявления примеров мужества, героизма, стойкости защитников Севастополя (домашнее задание: краткие сообщения учащихся о П.С. Нахимове, В.И. Истомине, В.А. Корнилове, матросе Кошка, Н.И. Пирогове, Э.И. Тотлебене, Дарье севастопольской).

Группы 3 работает с документами № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, картинами «На старом уральском заводе», «Молотобойный цех Нижне-Тагильского завода», картой, атласом и выполняет задание на определение причин поражения России.

Группа 4 работает с документами № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, картой, атласом и выполняет задание на определение причин поражения России и составляет сравнительную таблицу «Состояние российских и союзнических вооруженных сил в ходе Крымской войны».

Группа 5 работает с документами № 14, 15, 16, картой и атласом, выполняет задание на выявления итогов Крымской войны.

V. Подведение итогов занятия.

Организация общественных дебатов по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?».

На доске – высказывания:

  1. «Мы с болью воспринимали сведения о поражении России, зная, что известия о победах привели бы нас в пропасть» С.М. Соловьев.
  2. «Россия в целом устояла под ударами объединенной Европы. Почему же до сих пор продолжают твердить о «разгроме царской России в Крымской войне?!» Д.И. Иловайский.

Класс делится на три группы:

  • сторонники точки зрения, что поражение России в Крымской войне явилось позором России и крахом внешней политики самодержавия;
  • сторонники точки зрения, что поражение России в Крымской войны явилось стимулом к возрождению страны;
  • аналитики (заранее подготовленные учащиеся).

Подводим итоги общественных дебатов по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?». Формулирование вывода.

VI. Рефлексия.

Оценивание занятия и своего личного участия.

Критерии Оценка
1. Доступность.
Оценка своего личного участия на занятии и его полезность изучения нового материала.
Высокая – 5 баллов
Средняя – 3 балла
Низкая – 1 балл
2. Полученные знания. · Останутся невостребованными – 1 балл
· Смогу применить на занятиях – 3 балла
· Смогу применить в будущем на практике – 5 баллов
3. Объём нового материала · Недостаточный – 1 балл
· Достаточный – 3 балла
· Оптимальный – 5 баллов
4. Работа в группе · Мешала – 1 балл
· Не имела значения – 3 балла
· Помогала – 5 баллов
5. Своё личное участие в работе группы, общественных дебатах · Недостаточный – 1 балл
· Достаточный – 3 балла
· Активный – 5 баллов

20 и выше баллов – высокий уровень участия учащихся и полезности занятия.
19-10 баллов – средний уровень участия учащихся и полезности занятия.
5-9 баллов – низкий уровень участия учащихся и полезности занятия.

Оценивание учителем деятельности учащихся на занятии.

Умения Критерии (в баллах)
1. Работа с ключевыми понятиями · Чётко и полностью выделяют и определяют важные ключевые понятия – 4
· Чётко выделяют, но не всегда полностью определяют важные ключевые понятия – 3
· Отбирается незначительное количество важных ключевых понятий, не всегда полностью их определяют балл – 0
2. Логика изложения · Использование правильной структуры ответа – 4
· Частичное нарушение правильной структуры ответа – 2
· Нарушена последовательность изложения – 0
3. Манера подачи учебного материала · Речь грамотная, соблюдена последовательность изложения, развито умение говорить – 4
· Небольшая логическая неточность, повтор слов – 2
· Недостаточно развита – 0
4. Ценности · Оценка и самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 4
· Знает, но не использует другие точки зрения – 2
· Не имеет своей точки зрения или легко отказывается от неё – 0

16 баллов – «отлично»
10-15 баллов – «хорошо»
4-9 баллов – «удовлетворительно