Класс: 10 (2часа).
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века», цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ.
- Развитие коммуникативных умений учащихся, навыков выделять главное, сопоставлять, обобщать факты, знания. Развитие навыков вести дискуссии, общественные дебаты, аргументировать свою точку зрения, уважая при этом мнение оппонента.
Узнать:
- Расширить представления учащихся о сущности и причинах обострения «Восточного вопроса» к середине XIX века.
- Выделить главные направления внешней политики России в середине XIX века.
- Обобщить знания учащихся по сущности «Восточного вопроса».
- Сопоставлять интересы различных государств, в первую очередь России, в решении «Восточного вопроса».
- Оценить результаты внешней политики России в период правления Николая I, проследить последствия поражения России в Крымской войне.
Анализировать:
- Опредлить круг проблем, стоящих перед Россией в середине XIX века во внешней политике.
- Проследить ход событий, причин поражения и последствий Крымской войны.
- Мотивировать вовлечение учащихся в дискуссию, дебаты по оценке результатов Крымской войны для России: поражение России - это национальная трагедия или стимул к возрождению.
- Продолжить обучение учащихся умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения.
- Развивать умения выделять основные мысли в документальных источниках и отрывках из Севастопольских рассказов Толстой Л.Н..
Понять:
- Установить коммуникативные связи при работе учащихся в группах.
- Уважать мнение оппонентов.
- Сформировать свою точку зрения на результаты Крымской войны для России: поражение России – это позор и крах внутренней и внешней политики самодержавия или стимул к возрождению страны?»
Краткое описание идеи занятия: Организация самостоятельной работы учащихся с документами в группах, вовлечение учащихся в дебаты для формирования своей аргументированной точки зрения по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?»
Основные понятия и словарь занятия:
«Восточный вопрос» дипломатическая война «вооружённый нейтралитет» иностранная интервенция традиционное общество индустриальное общество модернизация палестинские святыни кризис традиционного общества конвенция повод |
Евпатория р. Альма Бахчисарай Балаклава Карс Кронштадт Крым Соловки Кавказ Малахов курган |
Англия Франция Сардинское королевство Османская империя Австрия Синоп Босфор Палестина Дарданеллы Пруссия |
Петропавловск-Камчатский |
Персоналии:
Николай I Н.И. Пирогов Э.И. Тотлебен В.И. Истомин В.А. Корнилов Н.И. Костомаров |
Александр II Дарья севастопольская Матрос Кошка Л.Н. Толстой Капитан 2-го ранга П.С. Нахимов |
|
Французский маршал Канробер |
Основные даты:
Первый этап войны (ноябрь 1853 – апрель 1854 гг.) – русско-турецкая война.
- Синопское сражение – 18 ноября 1853 г.
Второй этап войны (апрель 1854-февраль 1856 гг.) – Крымская война
- Англо-французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях, на Камчатке.
- Высадка англо-французско-сардинских войск у Евпатории – сентябрь 1854 г.
- Сражение на р. Альма – 8 сентября 1854 г.
- Героическая оборона Севастополя – (октябрь 1854 - август 1855 гг.)
Парижский мирный договор – март 1856 г.
Вопросы:
- Причины обострения «Восточного вопроса», причины русско-турецкой войны (ноябрь 1853 – апрель 1854гг.).
- Причины дипломатического поражения России, «вооружённого нейтралитета», вступления Англии, Франции, Сардинского королевства в вооруженный конфликт между Россией и Турцией на стороне последней.
- Примеры мужества и героизма защитников Севастополя.
- Причины поражения России в Крымской войне.
- Последствия поражения России в Крымской войне.
Раздаточные материалы:
- Вроченский М.А. Севастопольский разгром.
- Арбузов Е.В.. Воспоминания о кампании на Крымском полуострове в 1854 и 1855 годах./ Военный сборник.1874. № 4 (Родина. Весна 1995. №№ 3-4).
- Дельвиг А.И. Мои воспоминания. Т.II. М. 1913 (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
- Из письма капитан-лейтенанта П.И. Лесли.
- Из воспоминаний французского маршала Канробера.
- Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М. Советская Россия. 1981. Стр. 18-19,22-24.
- Иллюстрированный листок Тимма.
- Бейтнер В. Действия в Альминском сражении Московского пехотного полка.// Сборник рукописей представленных ЕИВ Государю Наследнику Цесаревичу о Севастопольской обороне севастопольцами. Т. III. СПБ, 1873. (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
- Зарубаев В. Воспоминание о Севастополе.
- Алабин П.В. Походные записки в войну 1853, 1854, 1855 гг. Ч.II. Вятка.1861 г. (Родина. Весна 1995. №№ 3-4)
- Гравюра Симпсона. Первая железная дорога в Крыму.
- Иллюстрация картины художника К.Н. Филиппова «Большая дорога между Симферополем и Севастополем».
- Гравюра Симпсона. Атака британской Лёгкой бригады под Балаклавой.
- А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов. История России. XVI – XIX века. Часть II. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.6-е издание. §§ 27, 28. (экспертиза РАН и РАО 2006 г.) М., 2009. «Русское слово».
а) Стр. 324-333 «Государство и капиталистическое предпринимательство».
б) Стр. 335-339.Россия и европейские державы.
в) Стр. 339-343.Крымская война.
г) Стр. 343-344.Итоги Крымской войны. - В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России конец XVII – XIX век. Под редакцией Сахарова А.Н. М., Просвещение. § 62.
а) Восточный вопрос. Стр. 166-167.
б) Спор из-за палестинских святынь. Стр. 167-168.
в) Начало войны. Стр. 168-169, 172.
г) Смерть Николая I. Стр. 174-175.
д) Парижский мир. Стр. 176-177. - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина история России. XIX век. М., Просвещение, 2008. §14.
а) Обострение восточного вопроса. Стр.84-85.
б) Начальный этап войны. Стр.85-86.
в) Вступление в войну Англии и Франции. Стр.86-87.
г) Борьба на Кавказе. Стр. 88-89.
д) Парижский мир 1856г. Итоги войны. Стр.89. - В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова. Книга для чтения по истории СССР XIX век. Пособие для учащихся под редакцией профессора П.А. Зайончковского. М. Просвещение 1978 г. Стр. 10-103.
- Гравюры Симпсона «Русский флот», «Англо-французская эскадра».
Оборудование:
- Настенная карта «Крымская война 1853-1856 гг.».
- Схемы «Синопское сражение», «Оборона Севастополя».
- Атласы по истории России.
- Видеохрестоматия по истории России. Ожившая история. «Синопское сражение».
- Портреты Николая I, Александра II, Н.И. Пирогова, Э.И. Тотлебена, П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, матроса Кошка, Л.Н. Толстого.
- Картина «На старом уральском заводе».
- Картина «Молотобойный цех Нижне-Тагильского завода».
Этапы занятия
I. Мотивация. Вводная часть.
Задание: почему смерть императора Николая I озадачила русское общество?
Зачитывается отрывок из документа «При дворе двух императоров. Воспоминания» А.Ф. Тютчева.
II. Обновление полученных результатов и хода занятия.
III. Новая тема.
Учитель предлагает учащимся составить план работы над темой. Учащиеся используют алгоритм изучения военных событий.
IV. Интерактивная часть занятия.
Работа учащихся в группах с дидактическими материалами. Класс делится на пять групп по 5-6 человек.
Группы 1, 2 работают с документами № 14, 15, 16, картой, атласами и выполняют задание на выявления причин обострения «Восточного вопроса». Группа даёт объяснение термина «Восточный вопрос» и раскрывает его сущность.
Группа 3 работает с документами № 14, 15, 16, картой, атласами и в тетради в виде таблицы выписывает цели каждой стороны (России, Англии, Франции, Австрии, Османской империи).
Группы 4, 5 работают с документами № 14, 15, 16 и выполняют задание на выявления причин дипломатического поражения России, «вооружённого нейтралитета», вступления Англии, Франции, Сардинского королевства в вооруженный конфликт между Россией и Турцией на стороне последней.
Общее задание 1: работая с атласом карт и документами № 14, 15, 16 определить хронологические рамки Крымской войны, два её этапа, составить хронологическую таблицу, найти на карте основные сражения каждого этапа, передвижения войск и военного флота антироссийской коалиции.
Общее задание 2: Просмотр видеохрестоматии по истории России: «Синопское сражение». Работа с настенной картой и атласами, с заданиями к видеохрестоматии «Синопское сражение».
Общее задание 3: используя основные понятия и словарь занятия, а также список персоналий, собрать пазлы «основные события Крымской войны».
Продолжение работы в группах.
Группы 1, 2 работают с документами № 2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 15, 16, портретами П.С. Нахимова, В.И. Истомина, В.А. Корнилова, матроса Кошка, Н.И. Пирогова, Э.И. Тотлебена, схемой «Оборона Севастополя» и выполняют задание на выявления примеров мужества, героизма, стойкости защитников Севастополя (домашнее задание: краткие сообщения учащихся о П.С. Нахимове, В.И. Истомине, В.А. Корнилове, матросе Кошка, Н.И. Пирогове, Э.И. Тотлебене, Дарье севастопольской).
Группы 3 работает с документами № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, картинами «На старом уральском заводе», «Молотобойный цех Нижне-Тагильского завода», картой, атласом и выполняет задание на определение причин поражения России.
Группа 4 работает с документами № 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, картой, атласом и выполняет задание на определение причин поражения России и составляет сравнительную таблицу «Состояние российских и союзнических вооруженных сил в ходе Крымской войны».
Группа 5 работает с документами № 14, 15, 16, картой и атласом, выполняет задание на выявления итогов Крымской войны.
V. Подведение итогов занятия.
Организация общественных дебатов по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?».
На доске – высказывания:
- «Мы с болью воспринимали сведения о поражении России, зная, что известия о победах привели бы нас в пропасть» С.М. Соловьев.
- «Россия в целом устояла под ударами объединенной Европы. Почему же до сих пор продолжают твердить о «разгроме царской России в Крымской войне?!» Д.И. Иловайский.
Класс делится на три группы:
- сторонники точки зрения, что поражение России в Крымской войне явилось позором России и крахом внешней политики самодержавия;
- сторонники точки зрения, что поражение России в Крымской войны явилось стимулом к возрождению страны;
- аналитики (заранее подготовленные учащиеся).
Подводим итоги общественных дебатов по главной проблеме урока «Чем стало наше поражение в Крымской войне: позором России и крахом внешней политики самодержавия или стимулом к возрождению страны?». Формулирование вывода.
VI. Рефлексия.
Оценивание занятия и своего личного участия.
Критерии | Оценка |
1. Доступность. Оценка своего личного участия на занятии и его полезность изучения нового материала. |
Высокая – 5 баллов Средняя – 3 балла Низкая – 1 балл |
2. Полученные знания. | · Останутся невостребованными – 1 балл · Смогу применить на занятиях – 3 балла · Смогу применить в будущем на практике – 5 баллов |
3. Объём нового материала | · Недостаточный – 1 балл · Достаточный – 3 балла · Оптимальный – 5 баллов |
4. Работа в группе | · Мешала – 1 балл · Не имела значения – 3 балла · Помогала – 5 баллов |
5. Своё личное участие в работе группы, общественных дебатах | · Недостаточный – 1 балл · Достаточный – 3 балла · Активный – 5 баллов |
20 и выше баллов – высокий уровень участия учащихся и полезности занятия.
19-10 баллов – средний уровень участия учащихся и полезности занятия.
5-9 баллов – низкий уровень участия учащихся и полезности занятия.
Оценивание учителем деятельности учащихся на занятии.
Умения | Критерии (в баллах) |
1. Работа с ключевыми понятиями | · Чётко и полностью выделяют и определяют важные ключевые понятия – 4 · Чётко выделяют, но не всегда полностью определяют важные ключевые понятия – 3 · Отбирается незначительное количество важных ключевых понятий, не всегда полностью их определяют балл – 0 |
2. Логика изложения | · Использование правильной структуры ответа – 4 · Частичное нарушение правильной структуры ответа – 2 · Нарушена последовательность изложения – 0 |
3. Манера подачи учебного материала | · Речь грамотная, соблюдена последовательность изложения, развито умение говорить – 4 · Небольшая логическая неточность, повтор слов – 2 · Недостаточно развита – 0 |
4. Ценности | · Оценка и самооценка, умение слушать, применение знаний на практике – 4 · Знает, но не использует другие точки зрения – 2 · Не имеет своей точки зрения или легко отказывается от неё – 0 |
16 баллов – «отлично»
10-15 баллов – «хорошо»
4-9 баллов – «удовлетворительно