Цели:
- Актуализация знаний учащихся по работе над схемой и краткой записи задач.
- Формировать умение работать со схемой при решении задач; составлять задачи по краткой записи; составлять схемы по задачам.
- Развивать внимание, память, логическое мышление;
- Воспитывать солидарность, взаимопомощь, доброжелательность к товарищу во время работы в группах, парах и в ходе учебного диалога.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: рисунки с изображением планет Солнечной системы, карточки с изображением человечков, «лесенка», карточки с числами, схемы к задачам.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку, какое у вас настроение. Покажите.
– Вы готовы к уроку?
– Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?
II. Рефлексия.
– Какую учебную задачу мы решали на предыдущих уроках математики?
– Решили мы эту задачу?
– Научились решать и составлять задачи по краткой записи?
– Кто считает, что научился? Кому еще трудно? (продемонстрировать на лесенке)
III. Постановка учебной задачи.
– Сегодня мы с вами продолжим решать задачи, составлять схемы и краткую запись.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие на ракете по Солнечной системе.
– Что такое Солнечная система?
– На каком уроке мы с ней познакомились?
– Итак, в путь!
IV. Решение учебной задачи.
А) Устный счет (Работа с карточками)
– Начнем мы наше путешествие с устного счета. Я вам показываю пример, а вы записываете ответ.
- 560-30-521=
- 6+310-307=
- 819-19-791=
- 397-300-88=
– Переходим на другую строчку.
- 18*3=
- 80:10=
- 360:60=
- 200:200=
– Что интересное вы заметили?
– Совершенно верно. Эту цифру мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания.
– Составьте разные числа, используя цифру 9.
– Как вы думаете, почему мы именно эту цифру прописываем?
– Какая планета Солнечной системы самая близкая к солнцу?
– Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем, сколько земных суток длится год на Меркурии. Для этого решим пример на порядок действий.
Б) Работа в парах.
– Работаем в парах. Условие примера у вас на столе, Определите порядок действия в паре на листочках, а решение запишите в тетрадь.
– Проверим, что у нас получилось. Порядок действий, согласны? (Знаки согласия)
– Со значением согласны?
– Я заметила пока вы работали в парах вот такой прядок действия, сначала *, затем:. Правильно?
– Сколько всего длится земной год на Меркурии? (88)
– А на Земле? (365 сут.)
– На сколько суток меньше длится год на Меркурии, чем на Земле? (277 сут.)
– Как узнали? (365-88=277 сут.)
– Год на Меркурии проходит быстрее или медленнее?
– Правильно, поэтому за быстроту и проворность Меркурий древние римляне называли небесным гонцом.
Что же, дружок,
В жизни много дорог.
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далек.
– Мы с вами приземлились на планете Венера. Что вы знаете об этой планете? (...)
– Свое название планета получила в честь древнегреческой богини Венеры. По
размерам эта планета равна Земле. Как вы думаете, сколько земных суток длится год
на Венере?
– Чтобы это узнать, предлагаю составить задачу по краткой записи. На доску прикрепляется условие задачи.
– Пожалуйста, ваши варианты. Знаки согласия и несогласия.
– Мы составили задачу, используя краткую запись. А как будет выглядеть схема к этой задаче?
– Запишите решение задачи в виде выражения. ((88+365) - 228= 225)
– Сколько земных суток длится год на Венере? (225 сут.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
– У нас осталось еще несколько планет, о которых мы еще не говорили. Назовите их. -Что вы знаете о планете Марс, Юпитер?
В) Работа в группах.
– Я вам предлагаю решить задачи об этих планетах в группах.
– Вспомните, как мы работаем в группах?
– В конверте у вас задача. Выберите к вашей задаче подходящую схему, записываете решение и ответ.
Задача 1. Диаметр Земли равен 12740 км, а диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли. На сколько диаметр Земли меньше диаметра Юпитера?
Задача 2. Диаметр Меркурия равен 4880 км, а диаметр Венеры в 3 раза больше. На сколько диаметр Венеры больше диаметра Меркурия?
Задача 3. Диаметр Юпитера 14140 км, а диаметр Марса в 2 раза меньше. На сколько диаметр Юпитера больше диаметра Марса?
– Итак, в первой группе была задача. Схема – согласны? Решение – согласны?
– О каких планетах мы узнали из этой задаче? Что мы про них узнали? (диаметр Земли = 12740 км, Юпитера = 140140 км).
– Задача второй группы... Схема – согласны? Решение – согласны?
– О каких планетах мы узнали из этой задаче? Что мы про них узнали? (...)
– Задача третий группы... Схема – согласны? Решение – согласны?
– О каких планетах мы узнали из этой задаче? Что мы про них узнали? (...)
– Итак, мы с вами решали задачи о диаметрах планет. Диаметр, какой планеты самый наибольший? А самый наименьший?
– А на какой из планет год длится самое наименьшее количество суток? А наибольшее?
V. Постановка учебной задачи на следующий урок.
– Ребята, а вот мне интересно: год есть год, но почему на Меркурии он длится 88 сут., на Венере 225 сут., а на Земле 365 сут.?
– От чего это зависит?
– Может быть, я не могу с вами спорить. Давайте подумаем, что происходит с планетой в Солнечной системе?
– Как?
– Мне понравилась эта идея. Значит, планета Земля вращается как по сравнению с планетой Меркурий?
– А Меркурий?
– Одна планета движется быстрее, а другая медленнее, значит, у них разное, что?
– А что такое скорость?
– Да, я согласна. Придумайте мне задачу со скоростью про планеты Земля и Меркурий.
– Решите. Сможете ли вы это сделать?
– Почему?
– Совершенно верно. Этому мы еще с вами не учились.
– Значит, мы любые задачи умеем решать?
– Чему мы должны научиться? (Решать задачи на нахождение скорости).
– Такие задачи называются задачами на движение.
– Подумайте, какая следующая учебная задача перед нами будет стоять? (Наша следующая учебная задача будет, научится решать задачи на движение.)
VI. Итоговая рефлексия.
– Какую учебную задачу мы решали на этом уроке?
– Был ли урок интересен?
– Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое?
– Что повторили?
– На какой ступени знания нашей лестницы вы сегодня находитесь?