Решение текстовых задач с помощью схем и краткой записи

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Актуализация знаний учащихся по работе над схемой и краткой записи задач.
  2. Формировать умение работать со схемой при решении задач; составлять задачи по краткой записи; составлять схемы по задачам.
  3. Развивать внимание, память, логическое мышление;
  4. Воспитывать солидарность, взаимопомощь, доброжелательность к товарищу во время работы в группах, парах и в ходе учебного диалога.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: рисунки с изображением планет Солнечной системы, карточки с изображением человечков, «лесенка», карточки с числами, схемы к задачам.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку, какое у вас настроение. Покажите.

– Вы готовы к уроку?

– Что нам нужно, чтобы урок прошел успешно?

II. Рефлексия.

– Какую учебную задачу мы решали на предыдущих уроках математики?

– Решили мы эту задачу?

– Научились решать и составлять задачи по краткой записи?

– Кто считает, что научился? Кому еще трудно? (продемонстрировать на лесенке)

III. Постановка учебной задачи.

– Сегодня мы с вами продолжим решать задачи, составлять схемы и краткую запись.

Для этого мы с вами отправимся в путешествие на ракете по Солнечной системе.

– Что такое Солнечная система?

– На каком уроке мы с ней познакомились?

– Итак, в путь!

IV. Решение учебной задачи.

А) Устный счет (Работа с карточками)

– Начнем мы наше путешествие с устного счета. Я вам показываю пример, а вы записываете ответ.

  • 560-30-521=
  • 6+310-307=
  • 819-19-791=
  • 397-300-88=

– Переходим на другую строчку.

  • 18*3=
  • 80:10=
  • 360:60=
  • 200:200=

– Что интересное вы заметили?

– Совершенно верно. Эту цифру мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания.

– Составьте разные числа, используя цифру 9.

– Как вы думаете, почему мы именно эту цифру прописываем?

– Какая планета Солнечной системы самая близкая к солнцу?

– Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Давайте узнаем, сколько земных суток длится год на Меркурии. Для этого решим пример на порядок действий.

Б) Работа в парах.

– Работаем в парах. Условие примера у вас на столе, Определите порядок действия в паре на листочках, а решение запишите в тетрадь.

– Проверим, что у нас получилось. Порядок действий, согласны? (Знаки согласия)

– Со значением согласны?

– Я заметила пока вы работали в парах вот такой прядок действия, сначала *, затем:. Правильно?

– Сколько всего длится земной год на Меркурии? (88)

– А на Земле? (365 сут.)

– На сколько суток меньше длится год на Меркурии, чем на Земле? (277 сут.)

– Как узнали? (365-88=277 сут.)

– Год на Меркурии проходит быстрее или медленнее?

– Правильно, поэтому за быстроту и проворность Меркурий древние римляне называли небесным гонцом.

Что же, дружок,
В жизни много дорог.
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далек.

– Мы с вами приземлились на планете Венера. Что вы знаете об этой планете? (...)

– Свое название планета получила в честь древнегреческой богини Венеры. По размерам эта планета равна Земле. Как вы думаете, сколько земных суток длится год
на Венере?

– Чтобы это узнать, предлагаю составить задачу по краткой записи. На доску прикрепляется условие задачи.

– Пожалуйста, ваши варианты. Знаки согласия и несогласия.

– Мы составили задачу, используя краткую запись. А как будет выглядеть схема к этой задаче?

– Запишите решение задачи в виде выражения. ((88+365) - 228= 225)

– Сколько земных суток длится год на Венере? (225 сут.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

– У нас осталось еще несколько планет, о которых мы еще не говорили. Назовите их. -Что вы знаете о планете Марс, Юпитер?

В) Работа в группах.

– Я вам предлагаю решить задачи об этих планетах в группах.

– Вспомните, как мы работаем в группах?

– В конверте у вас задача. Выберите к вашей задаче подходящую схему, записываете решение и ответ.

Задача 1. Диаметр Земли равен 12740 км, а диаметр Юпитера в 11 раз больше диаметра Земли. На сколько диаметр Земли меньше диаметра Юпитера? 

Задача 2. Диаметр Меркурия равен 4880 км, а диаметр Венеры в 3 раза больше. На сколько диаметр Венеры больше диаметра Меркурия?

Задача 3. Диаметр Юпитера 14140 км, а диаметр Марса в 2 раза меньше. На сколько диаметр Юпитера больше диаметра Марса?

Итак, в первой группе была задача. Схема – согласны? Решение – согласны?

– О каких планетах мы узнали из этой задаче? Что мы про них узнали? (диаметр Земли = 12740 км, Юпитера = 140140 км).

– Задача второй группы... Схема – согласны? Решение – согласны?

– О каких планетах мы узнали из этой задаче? Что мы про них узнали? (...)

– Задача третий группы... Схема – согласны? Решение – согласны?

– О каких планетах мы узнали из этой задаче? Что мы про них узнали? (...)

– Итак, мы с вами решали задачи о диаметрах планет. Диаметр, какой планеты самый наибольший? А самый наименьший?

– А на какой из планет год длится самое наименьшее количество суток? А наибольшее?

V. Постановка учебной задачи на следующий урок.

– Ребята, а вот мне интересно: год есть год, но почему на Меркурии он длится 88 сут., на Венере 225 сут., а на Земле 365 сут.?

– От чего это зависит?

– Может быть, я не могу с вами спорить. Давайте подумаем, что происходит с планетой в Солнечной системе?

– Как?

– Мне понравилась эта идея. Значит, планета Земля вращается как по сравнению с планетой Меркурий?

– А Меркурий?

– Одна планета движется быстрее, а другая медленнее, значит, у них разное, что?

– А что такое скорость?

– Да, я согласна. Придумайте мне задачу со скоростью про планеты Земля и Меркурий.

– Решите. Сможете ли вы это сделать?

– Почему?

– Совершенно верно. Этому мы еще с вами не учились.

– Значит, мы любые задачи умеем решать?

– Чему мы должны научиться? (Решать задачи на нахождение скорости).

– Такие задачи называются задачами на движение.

– Подумайте, какая следующая учебная задача перед нами будет стоять? (Наша следующая учебная задача будет, научится решать задачи на движение.)

VI. Итоговая рефлексия.

– Какую учебную задачу мы решали на этом уроке?

– Был ли урок интересен?

– Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое?

– Что повторили?

– На какой ступени знания нашей лестницы вы сегодня находитесь?