Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника.
Домашнее задание является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация познавательной, поисковой деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.
Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.
В своей работе применяю следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания в виде сообщения, реферата, составления кроссвордов, ребусов, сказок, подборки загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков, связанных с физическими явлениями, мини-проектов.
Надо точно знать, какую цель мы преследуем, давая задание на дом, достоинства и недостатки данной формы. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Из опыта работы предлагаю описание некоторых форм домашнего задания.
№ |
Нетрадиционная форма домашнего здания (описание) | Цель использования | Достоинства, недостатки |
1. |
СООБЩЕНИЕ | · расширение и углубление знаний учащихся; · учить работать с дополнительной и справочной литературой; · развитие интереса к предмету; · развитие монологической речи. |
«+» · развивает умение работы с различными источниками информации; · расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; · развивает речь учащихся; · воспитывает самостоятельность. «-» · не умеют отбирать материал; · не могут делать выводы самостоятельно. |
2. |
Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ <Приложение 1> |
· развитие познавательного интереса; · развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; · отработка грамотности письма; · развитие абстрактного и логического мышления |
«+» · воспитывает самостоятельность; · развивает интерес к предмету. «-» · не умеют грамотно формулировать вопросы; · ошибки в словах. |
3. |
ПОДБОРКА ЗАГАДОК <Рисунок 1>, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК <Рисунок 2>, СТИХОТВОРЕНИЙ <Приложение 2>, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ, связанных с физическими явлениями <Приложение 3> |
· формирование у учащихся физического мышления, ясного и четкого понимания физических законов, понятий и представлений; · повышение общего уровня эрудиции учащихся · развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. |
«+» · межпредметная связь с литературой; · развивает любознательность · применение знаний в нестандартных ситуациях · воспитывает наблюдательность. «-» · не все учащиеся видят связь литературы и физического явления; · не все учащиеся могут объяснить данное явление с физической точки зрения. |
4. |
МИНИ-ПРОЕКТ | · повышение интереса к изучению физики; · создание мотивации учения; · развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; · обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. |
«+» · развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; · развивает умения решать поставленные задачи; · создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося · интегрирование с информатикой «-» · однотипность проектов; · не умение сжимать материал (т. е. выбирать главное) |
Для того, чтобы учащийся правильно выполнил домашнее задание ему необходимо предложить памятку-алгоритм, где идет разъяснение цели, ожидаемого результата, алгоритма выполнения и критерии оценивания. Ученик должен точно знать, какого результата он должен достичь. Из опыта работы предлагаю следующую памятку-алгоритм <Приложение3> и творческую работу выполненную учащимися <Приложение 4>.
Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.