Использование нестандартных форм домашнего задания на уроках физики
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника.
Домашнее задание является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация познавательной, поисковой деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.
Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.
В своей работе применяю следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания в виде сообщения, реферата, составления кроссвордов, ребусов, сказок, подборки загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков, связанных с физическими явлениями, мини-проектов.
Надо точно знать, какую цель мы преследуем, давая задание на дом, достоинства и недостатки данной формы. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Из опыта работы предлагаю описание некоторых форм домашнего задания.
№ |
Нетрадиционная форма домашнего здания (описание) | Цель использования | Достоинства, недостатки |
1. |
СООБЩЕНИЕ | · расширение и углубление знаний учащихся; · учить работать с дополнительной и справочной литературой; · развитие интереса к предмету; · развитие монологической речи. |
«+» · развивает умение работы с различными источниками информации; · расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; · развивает речь учащихся; · воспитывает самостоятельность. «-» · не умеют отбирать материал; · не могут делать выводы самостоятельно. |
2. |
Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ <Приложение 1> |
· развитие познавательного интереса; · развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; · отработка грамотности письма; · развитие абстрактного и логического мышления |
«+» · воспитывает самостоятельность; · развивает интерес к предмету. «-» · не умеют грамотно формулировать вопросы; · ошибки в словах. |
3. |
ПОДБОРКА ЗАГАДОК <Рисунок 1>, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК <Рисунок 2>, СТИХОТВОРЕНИЙ <Приложение 2>, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ, связанных с физическими явлениями <Приложение 3> |
· формирование у учащихся физического мышления, ясного и четкого понимания физических законов, понятий и представлений; · повышение общего уровня эрудиции учащихся · развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. |
«+» · межпредметная связь с литературой; · развивает любознательность · применение знаний в нестандартных ситуациях · воспитывает наблюдательность. «-» · не все учащиеся видят связь литературы и физического явления; · не все учащиеся могут объяснить данное явление с физической точки зрения. |
4. |
МИНИ-ПРОЕКТ | · повышение интереса к изучению физики; · создание мотивации учения; · развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; · обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. |
«+» · развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; · развивает умения решать поставленные задачи; · создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося · интегрирование с информатикой «-» · однотипность проектов; · не умение сжимать материал (т. е. выбирать главное) |
Для того, чтобы учащийся правильно выполнил домашнее задание ему необходимо предложить памятку-алгоритм, где идет разъяснение цели, ожидаемого результата, алгоритма выполнения и критерии оценивания. Ученик должен точно знать, какого результата он должен достичь. Из опыта работы предлагаю следующую памятку-алгоритм <Приложение3> и творческую работу выполненную учащимися <Приложение 4>.
Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника.
Домашнее задание является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация познавательной, поисковой деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.
Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.
В своей работе применяю следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания в виде сообщения, реферата, составления кроссвордов, ребусов, сказок, подборки загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков, связанных с физическими явлениями, мини-проектов.
Надо точно знать, какую цель мы преследуем, давая задание на дом, достоинства и недостатки данной формы. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Из опыта работы предлагаю описание некоторых форм домашнего задания.
№ |
Нетрадиционная форма домашнего здания (описание) | Цель использования | Достоинства, недостатки |
1. |
СООБЩЕНИЕ | · расширение и углубление знаний учащихся; · учить работать с дополнительной и справочной литературой; · развитие интереса к предмету; · развитие монологической речи. |
«+» · развивает умение работы с различными источниками информации; · расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; · развивает речь учащихся; · воспитывает самостоятельность. «-» · не умеют отбирать материал; · не могут делать выводы самостоятельно. |
2. |
Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ <Приложение 1> |
· развитие познавательного интереса; · развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; · отработка грамотности письма; · развитие абстрактного и логического мышления |
«+» · воспитывает самостоятельность; · развивает интерес к предмету. «-» · не умеют грамотно формулировать вопросы; · ошибки в словах. |
3. |
ПОДБОРКА ЗАГАДОК <Рисунок 1>, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК <Рисунок 2>, СТИХОТВОРЕНИЙ <Приложение 2>, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ, связанных с физическими явлениями <Приложение 3> |
· формирование у учащихся физического мышления, ясного и четкого понимания физических законов, понятий и представлений; · повышение общего уровня эрудиции учащихся · развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. |
«+» · межпредметная связь с литературой; · развивает любознательность · применение знаний в нестандартных ситуациях · воспитывает наблюдательность. «-» · не все учащиеся видят связь литературы и физического явления; · не все учащиеся могут объяснить данное явление с физической точки зрения. |
4. |
МИНИ-ПРОЕКТ | · повышение интереса к изучению физики; · создание мотивации учения; · развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; · обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. |
«+» · развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; · развивает умения решать поставленные задачи; · создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося · интегрирование с информатикой «-» · однотипность проектов; · не умение сжимать материал (т. е. выбирать главное) |
Для того, чтобы учащийся правильно выполнил домашнее задание ему необходимо предложить памятку-алгоритм, где идет разъяснение цели, ожидаемого результата, алгоритма выполнения и критерии оценивания. Ученик должен точно знать, какого результата он должен достичь. Из опыта работы предлагаю следующую памятку-алгоритм <Приложение3> и творческую работу выполненную учащимися <Приложение 4>.
Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника.
Домашнее задание является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация познавательной, поисковой деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.
Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.
В своей работе применяю следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания в виде сообщения, реферата, составления кроссвордов, ребусов, сказок, подборки загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков, связанных с физическими явлениями, мини-проектов.
Надо точно знать, какую цель мы преследуем, давая задание на дом, достоинства и недостатки данной формы. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Из опыта работы предлагаю описание некоторых форм домашнего задания.
№ |
Нетрадиционная форма домашнего здания (описание) | Цель использования | Достоинства, недостатки |
1. |
СООБЩЕНИЕ | · расширение и углубление знаний учащихся; · учить работать с дополнительной и справочной литературой; · развитие интереса к предмету; · развитие монологической речи. |
«+» · развивает умение работы с различными источниками информации; · расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу; · развивает речь учащихся; · воспитывает самостоятельность. «-» · не умеют отбирать материал; · не могут делать выводы самостоятельно. |
2. |
Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ <Приложение 1> |
· развитие познавательного интереса; · развитие общеучебных умений: формулирование вопросов; · отработка грамотности письма; · развитие абстрактного и логического мышления |
«+» · воспитывает самостоятельность; · развивает интерес к предмету. «-» · не умеют грамотно формулировать вопросы; · ошибки в словах. |
3. |
ПОДБОРКА ЗАГАДОК <Рисунок 1>, ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК <Рисунок 2>, СТИХОТВОРЕНИЙ <Приложение 2>, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ, связанных с физическими явлениями <Приложение 3> |
· формирование у учащихся физического мышления, ясного и четкого понимания физических законов, понятий и представлений; · повышение общего уровня эрудиции учащихся · развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности. |
«+» · межпредметная связь с литературой; · развивает любознательность · применение знаний в нестандартных ситуациях · воспитывает наблюдательность. «-» · не все учащиеся видят связь литературы и физического явления; · не все учащиеся могут объяснить данное явление с физической точки зрения. |
4. |
МИНИ-ПРОЕКТ | · повышение интереса к изучению физики; · создание мотивации учения; · развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления; · обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи. |
«+» · развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное; · развивает умения решать поставленные задачи; · создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося · интегрирование с информатикой «-» · однотипность проектов; · не умение сжимать материал (т. е. выбирать главное) |
Для того, чтобы учащийся правильно выполнил домашнее задание ему необходимо предложить памятку-алгоритм, где идет разъяснение цели, ожидаемого результата, алгоритма выполнения и критерии оценивания. Ученик должен точно знать, какого результата он должен достичь. Из опыта работы предлагаю следующую памятку-алгоритм <Приложение3> и творческую работу выполненную учащимися <Приложение 4>.
Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
- иметь опыт восприятия картины мира.
Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.