Использование нестандартных форм домашнего задания на уроках физики

Разделы: Физика


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование нестандартных форм домашнего задания является основой развития познавательной компетентности школьника.

Домашнее задание является важной ступенью в учебном процессе. Оно даёт ребёнку возможность формировать умение самостоятельного поиска. В процессе подобной деятельности школьники формируют определённое отношение к учению. Здесь огромную роль играет научная и познавательная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой. Самое важное в домашних заданиях – организация познавательной, поисковой деятельности учащихся, которая непосредственно даёт возможность ребёнку переживать радость самостоятельных открытий.

Творческие домашние задания раскрывают индивидуальность и «спрятанные» способности ребёнка, придают ему самобытность и уникальность. Очень важно предоставлять оригинальные задания, проблемные ситуации, которые бы подталкивали ученика самостоятельно искать ответ на вопрос. Домашние задания – та сценическая площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются личностные особенности учащихся. Домашняя работа значительно в большей степени, чем урок, может быть индивидуализирована творчески.

В своей работе применяю следующие виды нетрадиционных форм домашнего задания в виде сообщения, реферата, составления кроссвордов, ребусов, сказок, подборки загадок, пословиц, стихотворений, художественных отрывков, связанных с физическими явлениями, мини-проектов.

Надо точно знать, какую цель мы преследуем, давая задание на дом, достоинства и недостатки данной формы. Это важно не только для решения вопроса, стоит или нет давать такое задание, не только для определения его содержания и формы, но и для мотивирования заданной работы учащимся. Из опыта работы предлагаю описание некоторых форм домашнего задания.

Нетрадиционная форма домашнего здания (описание) Цель использования Достоинства, недостатки

1.

СООБЩЕНИЕ · расширение и углубление знаний учащихся;
· учить работать с дополнительной и справочной литературой;
· развитие интереса к предмету;
· развитие монологической речи.

«+»
· развивает умение работы с различными источниками информации;
· расширяет и углубляет знания учащихся по конкретному вопросу;
· развивает речь учащихся;
· воспитывает самостоятельность.
«-»
· не умеют отбирать материал;
· не могут делать выводы самостоятельно.

2.

Составление КРОССВОРДОВ, РЕБУСОВ
<Приложение 1>
· развитие познавательного интереса;
· развитие общеучебных умений: формулирование вопросов;
· отработка грамотности письма;
· развитие абстрактного и логического мышления
«+»
· воспитывает самостоятельность;
· развивает интерес к предмету.
«-»
· не умеют грамотно формулировать вопросы;
· ошибки в словах.

3.

ПОДБОРКА ЗАГАДОК
<Рисунок 1>,
ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК
<Рисунок 2>,
СТИХОТВОРЕНИЙ
<Приложение 2>,
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОТРЫВКОВ, связанных с физическими явлениями
<Приложение 3>
· формирование у учащихся физического мышления, ясного и четкого понимания физических законов, понятий и представлений;
· повышение общего уровня эрудиции учащихся
· развитие эмоционального восприятия учащихся, стимулирование их творческой активности.
«+»
· межпредметная связь с литературой;
· развивает любознательность
· применение знаний в нестандартных ситуациях
· воспитывает наблюдательность.
«-»
· не все учащиеся видят связь литературы и физического явления;
· не все учащиеся могут объяснить данное явление с физической точки зрения.

4.

МИНИ-ПРОЕКТ · повышение интереса к изучению физики;
· создание мотивации учения;
· развитие у учащихся исследовательских умений (выявление проблем, сбор информации из литературы и т. д.), умение выдвигать гипотезы, обобщать, развитие аналитического мышления;
· обеспечение механизма развития критического мышления ребенка, умение искать пути решения поставленной задачи.
«+»
· развивает умение работать с дополнительной литературой, выделять главное;
· развивает умения решать поставленные задачи;
· создает реальную возможность индивидуального свободного творчества учащегося
· интегрирование с информатикой
«-»
· однотипность проектов;
· не умение сжимать материал (т. е. выбирать главное)

Для того, чтобы учащийся правильно выполнил домашнее задание ему необходимо предложить памятку-алгоритм, где идет разъяснение цели, ожидаемого результата, алгоритма выполнения и критерии оценивания. Ученик должен точно знать, какого результата он должен достичь. Из опыта работы предлагаю следующую памятку-алгоритм <Приложение3> и творческую работу выполненную учащимися <Приложение 4>.

Изложенные выше нетрадиционные формы домашнего задания позволяют формировать следующие учебно-познавательные компетенции:

  •  ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  •  организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  •  задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  •  ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
  •  выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;
  •  иметь опыт восприятия картины мира.

Таким образом, применение нетрадиционных форм домашнего задания можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника средней школы.

Презентация.