Действительные причастия прошедшего времени

Разделы: Русский язык


Цели:

  • познакомить с образованием действительных причастий прошедшего времени;
  • вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её;
  • повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.

Р/Р. Формировать умение строить предложения с причастным оборотом. Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.

Ход урока

I. Орг. момент. 

II. Проверка Д/З.

Прочитайте выделенные вами причастия.

– Что такое причастный оборот?

– Сдайте тетради на проверку.

III. Повторение изученного материала.

1. Тест (работа на листочках)

  1. Причастие обозначает:
    А) признак предмета;
    Б) признак предмета по действию;
    В) признак другого предмета.

  2. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
    А) вид;
    Б) время;
    В) лицо.

  3. Чаще всего в предложении причастие бывает:
    А) дополнением;
    Б) обстоятельством;
    В) определением.

  4. Причастие с зависимым словом называется:
    А) предложением;
    Б) причастным оборотом;
    В) словосочетанием.

  5. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
    А) -ВШ-;
    Б) -Ш-;
    В) -УЩ-.

2. Кодированный диктант (на листочках).

Я читаю словосочетания, а вы определяете, какое в них причастие, действительное или страдательное.

Записываете только букву Д или С в строчку через запятую.

Хлопочущая хозяйка, построенный бригадой, приглашённый в гости, встретившийся на пути, читаемый детьми, победившая команда, соревнующийся отряд, добытые геологами, испечённая булочка, тающий снег, промокший насквозь, увлечённый делом.

3. Игра «Крестики – нолики»

Вам необходимо вставлять пропущенные буквы Ю и Я по принципу игры «Крестики – нолики». Кто первый заполнит пропуски по вертикали, по горизонтали или по диагонали, тот выигрывает.

приближа…щийся бор…щийся стел…щийся
колыш…щийся разреза…щий люб…щий
люб…щий хмур…щийся меркн…щий

проезж…щий зацвета…щий шелест…щий
дурман…щий вис…щий держ…щий
сбрива…щий движ…щийся завис…щий

увяд…щий клон…щийся смотр…щий
раскачива…щий холоде…щий убира…щий
трепеш…щий звон…щий мес…щий

стро…щийся дыш…щий уход…щий
гор…щий труд…щийся плыв…щий
пада…щий леж…щий скач…щий

ненавид…щий чист…щий кле…щий
надвига…щийся свиса…щий держ…щий
бушу…щий отража…щий искр…щийся
открыва…щийся терп…щий реш…щий
зубр…щий вид…щий мер…щий
та…щий корм…щий враща…щийся

крас…щийся улыба…щийся се…щий
верт…щийся але…щий сме…щийся
служ…щий таратор…щий хмур…щийся

тороп…щийся пен…щийся леч…щий
щебеч…щий гас…щий дума…щий
шепч…щий дыш…щий по…щий

4. Заменить сложные предложения предложениями с причастным оборотом.

Открыли тетради, записали число, классная работа, тему урока.

– М.В. Ломоносов писал: «Причастия служат сокращению слова человеческого». Докажите это утверждение.

Лучи солнца, которые едва пробиваются сквозь облака, скользят по воде, верхушкам деревьев, домам.
Ядрёный морозец, который ударил ночью, сразу всё преобразил.
Люблю каждую травинку, которая поникла; люблю каждое деревце, которое трепещет на ветру; люблю каждое облако, которое плывёт по серому осеннему небу.

– Выделите причастные обороты.

– Какие в них причастия, действительные или страдательные?

IV. Работа по теме урока.

1. Запись на доске.

Глагол ударить (сов. вид) ударять (несов. вид)
действ. прич. наст. вр. -------------------- ударяющий
действ. прич. пр. вр. ударивший ударявший

– Выделите основы в глаголах и причастиях. На гласный или согласный они заканчиваются?

– Выделите суффикс, при помощи которого образуются причастия.

– Какого вида глаголы?

– Сделайте вывод, от каких глаголов и как образуются причастия.

2. Изучение материала учебника на с. 45. 

3. Заполнение таблицы.

От основ каких глаголов и в какой форме образуются действительные причастия прошедшего времени?

– Когда пишется суффикс -ВШ-, а когда -Ш-?

– Какой гласный надо писать перед суффиксом?

– Запишите примеры.

4. Первичное закрепление.

Упр. 95 (по цепочке).

– Упр. 96 (если остаётся время)

V. Выводы по уроку.

В чём отличие образования причастий действительных настоящего времени и прошедшего времени?

– От чего зависит выбор гласного перед суффиксом в действительных причастиях прошедшего времени?

VI. Оценки за урок.

VII. Д/З:

& 17 (правило), упр. 98.