Внутренние воды России. Реки. 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


На изучение темы "Внутренние воды и моря" отводится 7 часов. Это 3 урок по теме. Урок изучения нового материала.

УМК "Сферы" издательство "Просвещение", 2008.

Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс.

Цель: Воспитание ценностного отношения к водным ресурсам России.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания о реках России.
  • Показать влияние рельефа и климата на реки. Сформировать понятия уклон, падение реки и умение определения уклона и падения реки.
  • Отрабатывать навыки работы с источниками географической информации

Оборудование: Физическая карта России; картины горных и равнинных рек, атлас стр.16-17, звукозапись течения ручья, электронное приложение, тетрадь-тренажер, презентации, приложения, дополнительный материал.

Ход урока

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Вводное слово учителя и актуализация знаний

- значение воды в жизни человека. (Показать эстетическое влияние рек на человека).

- описание воды в литературных произведениях (стихи, рассказы)

- звукозапись с шумом воды.

Вопросы темы Основное содержание по теме Деятельность учащихся (на уровне учебных действий)
Виды внутренних вод на территории страны: поверхностные - реки, озера, болота, ледники, водохранилища; подземные - грунтовые, межпластовые.

Слайды презентации

Определяют состав внутренних вод по рис.2.3.12 учебника
Связь внутренних вод с другими компонентами природы Проблемный вопрос: Чем объясняется богатство России внутренними водами? Рис.2.3.12 стр. 76.
Распределение рек по бассейнам океанов Понятия: водосборный бассейн, водораздел.

Просмотр электронного приложения

1. Определяют реки, относящиеся к бассейнам разных океанов по физической карте;

2. Наносят на контурную карту водоразделы океанских бассейнов

3. Выполняют задания тренажера стр. 51 задание 6 ;стр. 57 задание 7.;

Основные речные системы Повторение понятий: исток, устье, речная система, речная долина, притоки, русло реки, терраса

Эл.приложение

Рис. учебника 2.3.14; рис.2.3.13 стр. 77.

Тренажер стр. 51 зад. 9.

Влияние рельефа на характер течения рек Равнинные и горные реки:

Проблемные вопросы: От чего зависит характер течения рек? Каких рек больше? Почему? Какое значение характер течения имеет для хозяйственной деятельности человека?

(чтение стихов о реках)

Падение и уклон реки: стр. учебника 77 рис. 2.3.15.

Слайды презентации.

1. Описывают характер течения рек по картинам и электронному приложению учебника.

2. Решение задач на определение падения и уклона рек ( задания презентации)

3. Тренажер стр. 51 зад. 8.

Влияние климата на реки А) речной сток

Б) типы питания рек

В) режим рек

ледостав, весеннее половодье, ледоход, ледяные заторы, паводки, наводнения, межень.

Время половодий на реках рис.2.3.17

Эл.приложение.

1. Определяют речной сток стр. учебника 78 (мои географические исследования).

2. Анализируют стр. 78 рис. 2.3.16.

3. Выполняют тренажер стр.59 зад. 12

Тренажер стр.58 зад. 11

Практическая работа Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны Выполняют практическую работу по плану:

1. Крупные реки

2. Бассейны океанов

3. Типы питания

4. Режим рек

Закрепление знаний Вопросы для закрепления:

1. Самая длинная река России?

2. Самая полноводная река России?

3. Почему Волга разливается весной, а Амур - летом?

4. Что такое годовой сток?

5. Чем отличается паводок от половодья?

6. Как защититься от наводнения?

Дифференцированное закрепление знаний:

1. Решение теста электронного приложения

2. Решение теста в бумажном варианте

3. Словарная работа.

4. Ответы на вопросы учителя.

Номенклатура по теме Крупные речные системы: Волга с Окой и Камой; Печора, Онега, Сев.Двина, Обь с Иртышем, Енисей с Ангарой; Подкаменная и Нижняя Тунгуски; Лена,Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур с Уссури, Зеей, Буреей; Западная Двина, Днепр, Дон. Работа по контурной карте
Рефлексия С природными особенностями какой реки похоже ваше внутреннее состояние сегодня, иногда, чаще всего? Характер, режим, питание(пополнение энергии)

Домашнее задание: стр. учебника76-79; тренажер стр.54 задание 4 и 5

Творческие задания:

1. Подобрать стихи и загадки о реках.

2. Описание рек нашего края.

3. Презентация о внутренних водах

Тест по теме "Реки России"

Вариант 1.

1. Главная река со всеми притоками - это:

А) речная система;

Б) режим реки;

В) бассейн реки.

2. Превышение истока над устьем - это:

А) уклон реки;

Б) падение реки.

3. Место, где река берет начало, называется:

А) исток;

Б) устье.

4. Внезапный подъем уровня воды в реке:

А) паводок;

Б) половодье;

В) наводнение.

5. Объем воды, который протекает в русле реки за год, называется:

А) твердый сток;

Б) годовой сток;

В) расход воды.

6. Наиболее низкий уровень воды в реке - это:

А) половодье;

Б) межень;

В) паводок.

7. Большинство рек России имеют питание:

А) дождевое;

б) ледниковое;

В) снеговое;

Г) смешанное.

8. От климата зависит:

А) режим реки;

Б) скорость течения;

В) направление течения.

9, Если уклон реки 20 см на 1 км, то река имеет:

А) спокойное течение;

Б) бурное течение;

В) пороги и водопады.

10. Чем больше падение реки, тем:

А) больше скорость течения реки;

Б) больше годовой сток;

В) больше площадь бассейна реки.

Вариант 2

В нашей стране преобладают реки:

А) с весенним половодьем

Б) с летним половодьем

В) с паводочным режимом.

2. Горной рекой является река:

А) Урал

Б) Печора

В) Ока

Г) Терек

3. На режим рек наибольшее влияние оказывает:

А) рельеф

Б) климат

В) растительность

4. Если для рек характерно весеннее половодье, зимняя и летняя межень и летнее-осенние дождевые паводки, то питание этих рек:

А) смешанное с преобладанием снегового;

Б) ледниковое

В) дождевое

5. Внезапный подъем уровня воды в реке - это:

А) половодье

Б) межень

В) паводок

6. Причинами половодья являются:

А) весеннее таяние снега на равнинах

Б) летнее таяние снежников в горах

В) выпадение ливневых дождей

7. Наводнения чаще всего бывают на реках, текущих

А) с севера на юг

Б) с юга на север

8. Количество воды, которое река выносит за год, называется:

А) твердым стоком

Б) годовым стоком

В) расходом воды

9. Уровень воды в Ладожском озере 4 метра, а уровень Финского залива - 0 м, падение реки Невы равно:

А) 0 м.

Б) 4 м.

В) -4 м.

10. Самая многоводная река России:

А) Лена

Б) Волга

В) Енисей

Г) Амур.