Цели: активизировать знания учащихся о химии как науке, пропедевтически изучаемой в 6-7 классе.
Задачи:
Обучающая: охарактеризовать основные
направления развития современной химии,
расширить и углубить знания об истории развития
химической науки;
Основные понятия:
- химия, вещество,
- физическое тело,
- физические свойства,
- молекулы, атомы.
Средства обучения:
Портреты ученых химиков - Д.И.Менделеева, М. Ломоносова, таблица Д.И. Менделеева. Коллекция простых и сложных химических веществ, школьный мел, раковины черноморских моллюсков. Мультимедийные слайды. Выставка детских рефератных работ старшеклассников, участников школьной научно-практической конференции "Твори, выдумывай, пробуй!" о проблемах нарушения биохимического равновесия на планете.
Этапы урока:
1. Вводная беседа учителя о химии как комплексной, сложной науке.
Химия вместе с биологией, географией, физикой относится к естественным наукам. Она дает ключ к познанию многих природных явлений и разгадке тайн природы. Химия - экспериментальная наука. Законы химии, свойства веществ можно проверить и исследовать самому, проводя химические опыты. И сегодня на уроке представят свои отчеты творческие группы учащихся, подготовленные совместно со старшеклассниками.
2. Работа творческих групп.
Класс делится на шесть исследовательских групп, во главе которых старшеклассники. Они заранее подготовили учащихся к уроку, приготовили тематические мультимедийные слайды и презентации, разучили стихи.
3. Презентации работ творческих групп.
Тема "Химия вокруг нас"1 творческая группа учащихся.
Цель деятельности группы: научить учащихся понимать основу науки химии, показать ее положительные стороны, и какие она несет глобальные разрушения при нарушении закона природы.
(Стихи читают старшеклассники.)
1.
Пришла пора, малыш подрос
С тебя другой сегодня спрос.
Предметы ты изучишь все,
Во всей логической красе.
2.
Пусть Менделеевым не станешь,
Но восхищаться не устанешь.
Азы ты химии изучишь,
И знанья дополнительно получишь.
3.
Откроем дверь мы в храм науки,
Без всякой лени, страха, скуки.
Узнать о мельчайших частицах нам стоит,
Пусть дело это совсем не простое.
Станция "Знакомство с таблицей Д.И. Менделеева"
(стихи читают восьмиклассники и старшеклассники)
1.
Не сразу мы все элементы узнаем,
В таблице их вместе мы все посчитаем.
Они, как солдаты строятся в ряд,
Кто дружат с "О2"- те, сразу горят.
2.
Литий, натрий, магний, бор,
Как не похож на них ГАЗ-хлор.
Калий, цинк, крутой - АЗОТ,
Дружит с ними кислород.
3.
Сера, фосфор, углерод,
Очень радует народ.
Входят в состав они нашего тела,
Ты запомни, дружочек, их смело.
4.
Медь не скажешь, что крутая,
Но валентность, знай, - двойная!
Кремний встретишь в речке горной
Иль в морской волне просторной.
5.
Фтор, хлор, бром и твердый йод
Галогенов в ряд зовет.
Есть в таблице инертные газы,
Если не знаешь, найдешь их не сразу.
6.
Ряд их гелий открывает,
Кто внимателен - тот знает.
Есть железо, кобальт, хром
Каждый знает место, дом.
7.
Они молчаливо в рядочках стоят,
Кто знает закон, тот может сказать.
Простые, конечно, они вещества.
Не знаем мы свойства о них, лишь пока.
Учитель: Я по тропинке к ним приведу, расскажу об их жизни в природе, в быту.
Игра "Повторяй и запоминай":
- кто быстрее найдет элемент, названный учителем;
- что ни шаг, то элемент.
Станция "Опытная"
Учитель показывает набор "Чистые вещества и смеси", учащиеся определяют по внешнему виду представленные экспонаты :
Медь(в), Почва(с), Сахар(в),Воздух (с) ,фосфор(в).
2 творческая группа учащихся
Тема "Великий русский ученый Дмитрий Менделеев"Цель деятельности группы: познакомить уч-ся с биографией русского химика, его открытиями.
Станция "О великих людях" (читают старшеклассники)
Мир сложен, он полон событий, сомнений.
И тайн бесконечных и смелых догадок.
Но чудом природы является - гений
И в хаосе этом наводит порядок.
Нашел он правило простое,
Что целый мир объединит.Таблицу Менделеев строит:
Природы ищет "Алфавит"
Нет, не гадал , а верил он -
Тут должен быть простой Закон!
Он элементы ставит в строй
Находит место и покой.
Учитель: М.В. Ломоносов- человек поистине энциклопедических знаний. Он сделал немало открытий в таких науках, как химия, физика, астрономия. С большим успехом работал в области литературы. В прошлом году исполнилось 300 лет со дня рождения великого русского ученого.
Станция "Новости" (учащиеся дают характеристику элементам).
-порядковый номер,
- определяют заряд ядра, количество электронов, траекторию движения,
- атомную массу,
- определяют их зависимость.
Станция " Мы строим "дом" ". (Дети обмениваются составленными кроссвордами из элементов).
3 творческая группа учащихся
Тема "Переполох в таблице Д.И.Менделеева, где он расставлял все элементы по местам"
Цель деятельности группы: практическими опытами доказать особенности и свойства разных элементов ( готовят старшеклассники, помощниками являются восьмиклассники.) Станция " Переполох"
1.
В природе должен быть порядок,
Среди животных и цветов.
Не может мир быть без загадок-
Такой закон для всех веков.
2.
Случился вдруг переполох
Среди всех элементов.
Хаос совсем, кажись, не плох
Но, где - же, комплементы?
3.
Все кружились и мелькали,
Кто водили хоровод.
Кто взрывались и сверкали,
Был спокоен водород.
4.
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда: "Стройся войско!".
Стали строиться ряды.
5.
Во втором ряду волненья:
Все боятся окисленья.
Поглядите! Злится литий.
Фтор ужасный окислитель.
6.
Но бериллий мрачно мыслит:
Кислород нас всех окислит!
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой.
7.
"Стойте,-крикнул углерод,-
Я и уголь, и алмаз,
За себя я и за вас.
С кислородом я дружу,
Я вас лучше помирю"
8.
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне
Все похожие стоят.
9.
По порядку все стоит:
Вот природы "алфавит".
Станция " Практическая"
Проводятся опыты: горения веществ, реакции окисления.
Станция "Знай-ка"
Учитель: в каких предложениях речь идет о химическом элементе, а где о - веществе.
- Медь входит в состав медного купороса (элемент)
- Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде (вещество)
- Железо входит в состав ржавчины (вещество)
- Сера смешана с железом (вещество)
Учитель:
Прекрасная таблица!
Дружок, ты восхищен?
Улыбочку на лицах.
Приветствуйте закон!
4 творческая группа
Тема "Кислород"
Цель деятельности группы: обобщить знания учащихся о кислороде.
Учитель: Кому нужен кислород? Каково значение дыхания в жизни человека?
Станция "Кислородная"
Кто открыл кислород? Михаил Ломоносов в 1750 искал секрет горения.
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходства стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Не знал он суть горенья
Реакций сложных звенья.
Открыл кислород английский ученый Джозеф Присли -1774г.
Здесь истина простая
Джозеф Присли, как-то раз
Окись ртути нагревая,
Обнаружил странный газ.Газ без цвета, без названья
Ярче в нем горит свеча.
И невредный для дыханья,
Узнавал он у врача.
Станция " Ода кислороду!"
Основа жизни - мудрый кислород
Им дышит все живое
Все к солнцу тянется, растет.
Но, что за диво на земле такое?Входит он в состав воды.
Нет его- то, жди беды.
Жизни нет и без него.
Город пропадет, село.Познакомимся поближе:
Символ " О"-валентность-2
Без него никак не может
Даже талая вода.Кислород - бесцветный газ.
Он без запаха сейчас.
Модификация - О
Синий цвет имеет он.
Станция "Великая роль кислорода"
Из атомов мир создавала природа.
Два атома легких взяла водорода,
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды:Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород, как нестранно,
Из голубой глубины океана.
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов про Черное море)
5 творческая группа
Тема "Углерод - школьный удивил народ".
Цель деятельности творческой группы: познакомить учащихся со свойствами углерода.
Организационный момент:
Здравствуй, добрый углерод!
Ты порадуешь, народ?
Тебя увидели в таблице -
Мы успели удивиться!
Учитель показывает его положение в таблице Д.И.Менделеева.
Станция "Углеродная" ( стихи читают восьмиклассники)
1.
Мы узнали, углерод!
Где и с кем сейчас живет.
Знаем, что ты не металл.
Интерес наш не пропал.
2.
С водородом - ты метан
Газ даешь в дома ты сам.
С кислородом - тоже газ
От него костер погас.
3.
Диоксид углерода известен всем.
Не опасен он - совсем.
Фотосинтез не может пройти без него,
Продуцентам на планете с этим газом повезло.
4.
Модификации имеет:
Самый прочный, то - алмаз.
Многогранен и прозрачен,
Работу ювелирам даст.
5.
Угадайте! Черно-серы,
Он помощник в классе первом.
Карандаш в руке у вас -
То графит, а не алмаз.
6.
"СО"- формула опасна
Беспокойства не напрасны.
Если в камине дрова не сгорели,
Домочадцы - угорели!
7.
Да, строптивый, элемент!
Но в адрес скажем комплемент:
Важный газ он в биосфере.
В Кайнозойской нашей эре.
8.
Продуцентам - он бальзам.
Фотосинтез обожает.
И, конечно, знает сам,
Он природе помогает.
9.
С металлом получится крепкий корбит.
С парами воды водород выделяет.
И что бы не было в доме беды
В камине поленья пусть догорают.
10.
В знойное лето ты пьешь лимонад.
Он пузырьками в носик стреляет.
Если кто хочет подробно узнать-
Угольной кислотой ее называют.
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов пожара)
Станция" Биографические" подробности".
Углерод - тебя узнали,
Но не все мы рассказали.
Атомный вес по таблице - двенадцать.
Валентность - четыре, но можешь меняться.
Входит в состав он горных пород,
В пещеры отправимся с классом в поход.
Пишем мелом на доске.
Домик моллюска - любуйся красе!
(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов моллюсков)
Учитель: Запомните! Углерод хоть и - прекрасен, и полезен, но опасен!
6 творческая группа учащихся.
Тема "Водород и его свойства"
Цель деятельности творческой группы: ознакомить учащихся с особенностями водорода.
Станция "Характеристика водорода"
Учитель: вспомните основные характеристики водорода, используя буквы из которых это слово состоит.
в о д о р о д
(Например: В - восстановитель., О - опасный, Д - дружит с кислородом., О - очень нужен, Р - резкий запах, и т.д.)
Станция" Водородная"
1.
Водород он самый страстный,
Но в "воде" он не опасный.
Больше всех его в Вселенной.
Восстановитель он отменный.
2.
Символ он имеет важный.
Буква "Н" -(прим. "аш") всегда поймешь.
Но бывает он - опасный
Если спичку поднесешь.
3.
Сделал "пых" своим дыханьем.
Знай меня не лыком шит.
В газообразном состоянье
Минус -200 закипит.
4.
В Атмосфере - легкий газ.
А таблице - самый первый.
Вес сравнишь, хотя б на глаз,
С единицей самой верной.
5.
"Н"- простое вещество.
С кислородом очень страстен!
Получаем Н2О.
Опыт вам сегодня ясен.
6.
Он опасен с серой, хлором.
Служит правдой, может верой.
С металлом в реакцию хочет - вступает
В оксидах металлы всегда вытесняет
Станция "Запоминай-ка"
- Н2 - молекула водорода.
- состоит из атома "Н"
- находится в первой группе.
- Атомная масса - 1 г/моль
- Молярная масса - 2 г/моль.
Учитель:
Запомни, дружок!
И скорей повтори.
Пока я считаю 1,2,3.
Вывод сделаем спять
И начнем все вспоминать.
"Царь вселенной",
Н2 - зовет его народ.
8 творческая группа.
Тема "Металлы и неметаллы"
Цель деятельности творческой группы: познакомить учащихся с типичными металлами и неметаллами.
Игра: "Металлы и неметаллы".
Две команды в таблице на скорость отыскивают свои элементы. Кто за минуту их соберет больше в свою корзину.
Станция "Узнавай-ка".
1.
Познакомимся поближе
Вот металлы встали в ряд.
Влево, вправо, выше, ниже,
Ни о чем не говорят.
2.
Мы в таблицу заглянули
В первой группе, во второй
Щелочные элементы -
Символ знаешь, где какой?
3.
Сосчитаем элементы:
Раз, два, три, четыре, пять.
Литий, калий, натрий, магний
Их начнем считать опять.
4.
В третьей группе - алюминий
Как его нам получить?
Электролизом расплава
Нам его восстановить.
5.
Поле действия узнаем
У металлов не простой,
Электрон отдаст другому,
Стал - положительный такой.
6.
С галогенами все дружат.
Дружбой этой дорожат,
Кислород всегда поможет
Их в оксиды превратят.
7.
Кислота - партнер отличный.
Выделяют водород.
Если водный "душ", кто примет
Гидроксидом станет тот.
8.
Мы все неметаллы сейчас перечислим:
Их восстановим, а может, окислим.
Кремний, фтор и кислород-
Время их узнать придет.
Станция " Наши помощники"
1.
Сейчас мы расскажем Вам о металлах
Они очень важны сегодня в быту,
Заводы, машины и даже вокзалы
Кастрюли, вагоны, протезы во рту.
2.
Ручка дверная, печка для газа,
Кастрюли на печке не для показа.
Ложки и вилки, консервные банки,
Микродетали, компьютеров, танки.
3.
Дружок, неметаллы нам тоже нужны.
Они, как металлы очень важны.
Лечит растения - сера простая.
Кремний сыпучий - на речке песок.
Йод - кровь остановит, ранку латает
Фосфор, азот - белок создает.
Итог занятия
Учитель:
Прошу мне ответить без всякой заминки:
Химия, друг, посложнее травинки?
Вы скажете дружно: "Конечно, сложнее!
Она для науки бывает важнее!".
Тогда вам услышать, быть может, в новинку,
Что сделать нельзя полевую травинку.Верней, для травинки найдутся детали,
Но вы соберете травинку едва ли
Без химии, сложной и важной науки!
Вперед, к изучению - без лени и скуки!