Современная школа: Уютные и технологично оборудованные кабинеты, информационные технологии, новые образовательные стандарты. Учитель и ученик проживают и осваивают новые роли: авторы и руководители социально-значимых проектов, исследователи, тьютеры. А родители? Неужели их роли "спонсор", "ответчик", "общественный защитник", "общественный обвинитель", "организатор досуга класса" так и останутся ведущими в современной образовательной системе школы? Готовы ли родители стать экспертами по оценке учебных достижений учащихся? Смогут ли отстоять в открытой дискуссии с подростками XXI века (поколением "нулевых", поколением "Y") жизненные ценности и принципы своего поколения?
Как учителю русского языка и литературы не раз приходилось слышать от родителей, что ребята мало читают, что произведения школьной программы по литературе не интересны и скучны. Как классному руководителю знакомо мнение родителей и ребят, что "опера - самый скучный вид искусства и современным подросткам просто не нужен". В доверительных личных беседах о проблемах в общении с детьми родители часто повторяли "скрытничает", "не понимаю я его", "ничего не хочет слышать", "что с ним делать". К сожалению, семья бывает не готова к проявлению подросткового индивидуализма, и родители часто, не находя общего языка с подростком, выбирают позицию либо "жёсткого контроля", либо "безграничного доверия". Это рождает в семье отчуждение, непонимание, мешает подростковому взрослению, и поэтому родители не могут донести до своих детей семейные, жизненные, нравственные ценности.
И на тревожном фоне "личностного пессимизма" совершенным диссонансом звучат "мажорные оратории" о модернизации образования, компетентностном подходе, ключевых компетенциях.
Но так уж устроен учитель, что всегда помнит и верит - "дорогу осилит идущий" и что "мы сильны тем, что вместе". Мы - это учитель русского языка и литературы, классный руководитель (учитель истории и обществознания), 26 восьмиклассников и 50 родителей. Мы решили доказать себе и тем, кто рядом, что читать и обсуждать русскую классику всей семьёй можно и интересно, возможно, тогда вечный конфликт "отцов и детей" будет преодолён без отчуждения и агрессии. На "вечные вопросы" отвечали все поколения, просто пришло время задать их себе.
Одним из способов решения названных проблем для нас стал образовательный проект. Проектная деятельность позволяет подходить к решению системно, используя разнообразные ресурсы семьи, школы, города, достигать реальных результатов. Именно совместная, личностно-ориентированная деятельность создаёт условия для формирования и проявления ключевых компетенций как учащимися, так учителями и родителями. Для учащихся и учителей нашей гимназии создание и реализация учебных, социально-значимых проектов дело знакомое: с 5 класса ребята осваивают факультативный курс "Технология работы с проектным текстом" (автор Л.А.Сальникова, заместитель директора по НЭР), участвуют в конкурсах учебно-исследовательских работ и проектов. Мы понимаем, что участие только в одном проекте не решит проблемы полностью, но это шаг к системному, активному и ответственному участию родителей в образовании своих детей.
Для совместного прочтения было выбрано произведение А.С.Пушкина "Пиковая дама". Школьная программа рекомендует эту повесть для внеклассного чтения, чтения самостоятельного и необязательного. Однако это произведение скрывает в себе не только "тайну трёх карт" и неоднозначность в определении жанра, но и тайну нравственного выбора героев. Неслучайно, литературные критики в разное время говорили о Германне как о герое века. Тема карточной игры, обогащения, достижения личных целей любыми средствами, манящий блеск "золотого тельца" актуальна сегодня как никогда и может стать поводом для серьёзного семейного обсуждения.
Реализация проекта началась с письма-обращения к родителям, в котором сообщалось об особенностях, целях, задачах, этапах реализации и предлагалось родителям принять участие в проекте. Семейное прочтение повести, совместное посещение пермского театра оперы и балета им. П.И.Чайковского (опера "Пиковая дама"), дискуссия "Всё в твоих руках" (компетентностная форма промежуточной аттестации по литературе), участие родителей в работе экспертной группы по оценке достижений учащихся 8 Г класса по литературе, рефлексия стали основными событиями проекта. Как равноправным участникам и партнёрам проекта родителям предлагалось самим определить степень участия в образовательном проекте. Своё мнение они представляли в Анкете участника образовательного проекта.
На этапе совместного семейного прочтения подростки и родители не только познакомились с повестью, но и с историей её создания, с мнением литературных критиков разных эпох, отзывами современников А.С.Пушкина. И родителям, и детям необходимо было разобраться в мистическом сюжете, понять поступки героев, нравы и обычаи далёкого XIX века, и это явилось поводом для разговора о главном. Интернет в данной ситуации стал не причиной ссор (пустое время препровождения подростка в Сети), а образовательным источником. Часть родителей впервые познакомились с современными образовательными порталами и сайтами, увидели своих детей продвинутыми Интернет-пользователями, которые самостоятельно находят, обрабатывают, интерпретируют необходимую информацию. А это не что иное, как проявление подростками информационной компетенции. После прочтения каждая семья могла предложить свои вопросы для обсуждения в дискуссии.
В рамках реализации проекта подростки посмотрели художественный фильм "Пиковая дама" (режиссёр Игорь Масленников).
Современные подростки - это поколение, воспитанное на рекламных и музыкальных (ярких и динамичных) клипах, для них классическая опера, с её полифоничностью, тонкой музыкальной организацией, чувственностью является чуждым, архаическим миром. Открытие и принятие этого уникального музыкального мира становится для подростков тяжёлой не только эмоциональной, интеллектуальной, но и, порой, физической работой. Необходимо сказать о сложившейся практике: часто подростки с родителями посещают яркие шоу и концерты популярных групп и артистов, аквапарки и экстремальные экскурсии (и это не плохо), а в театр (да ещё на оперу), где требуется "работа души и сердца", внутренняя сосредоточенность, погружение во внутренний мир себя и героев, ребята ходят классными коллективами в сопровождении учителей. Часто действие, оживающее на сцене, становится второстепенным, потому что одноклассники и друзья "переключают" внимание, на коллективное восприятие спектакля. Оторваться от мнения референтной группы бывает нелегко. Отсутствие родителей на спектакле ведёт к тому, что родители не могут поддержать разговор об увиденном (услышанном), разделить эмоциональное состояние юного зрителя, а это потерянный шанс искреннего, доверительного разговора о главном. Именно поэтому в рамках реализации проекта в театр ходили родители, дети, учителя. Важно отметить, что к посещению театра все готовились. Познакомились с историей создания оперы, либретто, музыкальной канвой спектакля.
Подросток всегда стремится проявить своё "Я", заявить своё мнение. Знакомство с авторскими интерпретациями повести "Пиковая дама" режиссёра фильма И.Масленникова, режиссёра пермского оперного театра им. П.И.Чайковского Г.И.Исаакяна, автором либретто М.И.Чайковским позволило подросткам увидеть не только многообразие прочтения повести, но и более смело и глубоко представить своё мнение в рамках дискуссии "Всё в твоих руках".
Кульминация образовательного проекта - дискуссия "Всё в твоих руках". Дискуссия одновременно являлась и ареной для обсуждения, и компетентностной формой промежуточной аттестации учащихся по литературе.
Дискуссия сопровождалась презентацией (Презентация 1) она визуально помогала поддерживать внимание, следить за ходом обсуждения и являлась иллюстративным учебным пособием. Класс был разделён на группы по 6-8 человек, родители выступали отдельной командой. Во время дискуссии работала экспертная группа в составе заместителя директора по НЭР, родителей, зав. отделом по работе с детской аудиторией театра оперы и балета и представитель театра. По правилам дискуссии на каждый вопрос мнение группы представлялось разными выступающими, но у каждого было право на свободное обсуждение. Каждая группа готовила по одному дополнительному вопросу.
Были предложены следующие вопросы: Почему такие разные оценки повести "Пиковая дама"? Чью точку зрения разделяете вы и почему? Почему опера не абсолютная копия повести? Назовите выразительные средства, используемые авторами повести и оперы, которые помогают глубже понять идею и содержание произведений. Кому из героев Вы хотели бы помочь и чем? Чему нас может научить повесть, написанная два столетия назад?
В формате статьи невозможно передать атмосферу дискуссии, эмоциональное напряжение и мнение каждого участника. Пусть об этом расскажут фотоматериалы (фото 1, фото 2, фото 3) и отзывы участников дискуссии. Вот некоторые фрагменты письменной рефлексии родителей. "Я стала лучше понимать своего ребёнка" (М.В.Маркова), ":нужны такие дискуссии, потому что родители учатся больше понимать своего ребёнка, его мнение. Происходит контакт и сближение детей и родителей" (Е.А.Костина), "Прочтение и просмотр "Пиковой дамы" ещё раз убедил меня: что не один человек на земле не вправе играть судьбами других людей:" (Л.А.Окунцева), "Наши дети выросли, у них появилось своё мнение, они высказывают свои чувства: Они умеют, не стесняясь, отвечать на вопросы" (Л.Л.Рудова), ":Работа в команде, умение слышать друг друга была очень полезна не только детям, но и родителям. Для ребят это богатый опыт:" (О.В.Акрамова). Мнения родителей и подростков были едины: дискуссия - это возможность серьёзного, искреннего, неформального разговора о жизненных ценностях, русская классика сближает поколения и даёт урок умения слышать, слушать, принимать.
Выше было сказано, что дискуссия является компетентностной формой промежуточной аттестации учащихся по литературе. Мы разделяем мнение, что компетенция это интегрированный результат образования. В МАОУ "Гимназия № 33" г.Перми апробируется система компетентностных форм промежуточной аттестации. Проект "Компетентностные формы промежуточной аттестации 5-8 классов "Учебный текст" (авторы Е.В.Плотникова, Л.А.Сальникова, М.В.Фофанова) стал дипломантом Международной ярмарки социально-педагогических инноваций - 2010 (г.Отрадный), отмечен дипломом I степени краевого конкурса инновационных образовательных проектов "Инноватика - 2009" (АНО "Эврика-Пермь"). Экспертная группа, оценивала уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся с помощью стандартизированной таблицы "Уровни сформированности устной коммуникативной компетенции". Разрабатывая шкалу оценки, используемой в таблице мы опирались на методологические разработки А.Б.Воронцова (г.Москва) [1] и авторского коллектива М.Г.Загребина, А.Ю.Плотникова, О.В.Севастьянова, И В.Смирнова (г.Самара) [2]. Дискуссия позволяет определить уровень сформированности устной коммуникативной компетенции каждого учащегося и обозначить перспективы дальнейшего формирования ключевых компетенций. Результаты работы экспертной группы являются независимой внешней экспертизой достижения учащихся и родители сами участвуют в её работе.
Подростковый возраст это время освоения разных социальных ролей. Важным завершающим этапом дискуссии стала письменная рефлексия участников. Для ребят это знакомый жанр, который освоен ими с 5 класса, для родителей это уравнение со многими неизвестными. Может быть, впервые подростки стали учителями для своих родителей. На экзамене не было психологов, и никто не считывал эмоциональное состояние детей и родителей, но, рассматривая фото этого фрагмента дискуссии, можно предположить, как складываются взаимоотношения "отцов и детей" в семье (фото 4, фото 5, фото 6).
У каждого проекта есть вещественный результат, в нашем случае совместно с родителями была составлена программа семейного внеклассного чтения.
Образовательный проект "Постигаем классику вместе" это шаг к современному образованию, где расширяются границы учебного пространства, где родители, дети, учителя равноправные партнёры.