Метод проектной деятельности как средство развития социальной активности и профессионального самоопределения учащихся

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


 «Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать собственный труд»
В.А. Сухомлинский

Цель региональной политики нашей республики состоит в обеспечении конкурентоспособности Татарстана на российском и мировом уровнях. Основным средством достижения данной цели является развитие образования, в котором формируются будущие кадры и специалисты разных областей. Важным подходом в реализации развития образования стал переход на профильное обучение. В настоящее время это обусловлено необходимостью формирования у школьников готовности к осознанному выбору будущей профессии, устойчивого мотива к обучению, а значит и более глубокого усвоения знаний.

В своей педагогической деятельности, руководствуясь основными положениями школы, я работаю по теме: «Метод проектов как средство формирования всесторонне развитой личности». Метод проектов в образовательной школе реализует личностно-ориентированное, деятельное обучение учащихся. Данный метод осуществляется путем интеграции информационно-коммуникационных технологий с образовательной технологией. Он используется как на уроках, так и во внеклассной работе, решая следующие задачи:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие в школьниках трудолюбия, усердия, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности;
  • воспитание в учащихся лидерских качеств;
  • воспитание высокой нравственности и гражданственности;
  • создание комфортной среды в триаде «ученик - учитель - родители».

Основной целью проектного метода обучения является формирование всесторонне развитой личности. Личностно-ориентированный подход в данном методе позволяет дифференцированно подходить к обучению предмету, что способствует формированию у учащихся следующих характеристик:

  • способность продемонстрировать знания, умения и навыки;
  • способность эффективно использовать знания, умения и навыки в жизни;
  • положительная мотивация к обучению;
  • адекватно-позитивная самооценка;
  • положительная динамика общего развития;
  • позитивные отношения между учеником и учителем, между одноклассниками;
  • хорошее физическое и психологическое здоровье;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе.

Примечательно, что в современном мире происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Проблема «С помощью чего делать?» отходит на второй план и уступает место проблеме «Как делать?». Отсюда возникает необходимость изменения самого подхода к образованию. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до ее реализации в продукте труда. Использование различных видов проектов в обучении способствует созданию такой среды, которая позволяет применять жизненно важные основы технологических знаний и умений в различных видах практической деятельности с учетом экономической, экологической и предпринимательской целесообразности, а также социального опыта человека.

С 1995 года я стала широко использовать метод проектов в образовательной практике. Метод проектов способствует не только формированию у учащихся адекватной самооценки, но и усилению убеждений «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». Сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка - это важнейшая задача образования подрастающего поколения и основа раннего профессионального самоопределения школьников.

Основу метода проектов составляет гуманистический подход к технологии, а основу творчества - проектно-технологическая система обучения школьников. Созданная своим разумом и изготовленная своими руками вещь с учетом достижений научно-технического прогресса, требований дизайна и техноэтики делает человека добрее, гуманнее, бережливее. При этом подходе техника создается не для побед, а для разрешения технологических проблем, улучшающих жизнь, обеспечивающих счастливое долголетие, сохраняющих и умножающих среду обитания человека, космическое пространство.

Проектный метод обучение реализуется посредством использования таких видов проектов как творческие, исследовательские, информационные, ролевые, игровые, практико-ориентированные.

Творческие проекты предполагают творческий подход к выполнению и оформлению объекта труда (швейные изделия, изделия декоративно-прикладного творчества, виды рукоделья и т.д.).

Примеры творческих проектов которые занимали призовые места в конкурсах и конференциях различного уровня:

  • «Зимняя сказка», Хуснутдинова Римма, 8 кл.
  • «Осенний вальс», Габдрахманова Алия, 11 кл.

Исследовательские проекты предполагает формулирование проблемы, исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение вариантов решения проблемы, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования.

Пример исследовательского проекта: «Вышивка золотом», Габдрахманова Алия, 11 кл.

Информационные проекты направлены на сбор нужной информации о каком-то объекте, предмете или явлении, его оформлении и представлении.

Пример информационного проекта: «Культура питания», коллектив 7Б класса

Ролевые, игровые проекты. Участники распределяют между собой определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Пример ролевого, игрового проекта: «Эш беткәч, уйнарга ярый», коллектив 6Б класса

Практико-ориентированные проекты имеют хорошо обозначенный с самого начала результат деятельности учащихся. Этот результат должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников или интересы окружающего социума.

Пример практико-ориентированного проекта: «Оформление холла школы».

Характер оценки проекта зависит от типа проекта, от его темы и от условий проведения. По завершении работы над проектом можно применить разные приемы, методы и формы защиты в зависимости от типа выполненной работы. Защиту творческих проектов можно организовать в виде выставок, презентаций, концертных номеров, а также докладов, рефератов, стендов и т.п.

Главное для меня – это развитие ребенка. Именно проектная методика позволяет формировать личностные качества, которые развиваются в деятельности. К таким качествам относятся умение творчески относиться к любому делу, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранные решения, анализировать результаты деятельности, а это в дальнейшей взрослой жизни позволит быть инициативной, успешной, конкурентоспособной личностью. Участие в проектной деятельности позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Сегодня мало кто сомневается в том, что творчество – надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания. Но эта проблема не так проста, как кажется.

Во-первых, учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто увлечен творчеством. Во-вторых, успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития логического и образного мышления учащихся.

Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни - один из основных путей активизации образного мышления. Развивая технические способности детей, надо развить эстетический вкус, видеть в нем как можно больше доброго, светлого и радостного.

В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии, в деле. Это я реализую в организованном мной кружке декоративно-прикладного искусства «Жемчужина».

Специфика детской физиологии и психики требует периодической смены видов техники изготовления изделий, плавного перехода от простого к сложному. Умение ставить перед собой и перед детьми цели, как умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и обратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы; способность создать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состязательность, поощрение, создание ситуации успеха, четкое определение требований к выполнению задания).

Основным кредо кружка является создание условий для стимулирования познавательных потребностей учащихся, их теоретического и образного мышления, развитие способности к анализу и планированию, творческому самовыражению.

В рамках деятельности кружка были созданы следующие проекты:

  1. Коллективный творческий проект «Оформление школьного холла и столовой», который включал изготовление учащимися панно с использованием разной техники: коллаж, флористический коллаж, цветы из ткани, объемные аппликации, бисероплетение.
  2. Творческий проект, посвященный дню рождения Г.Тукая «Ак, кызыл, сары чәчкәләр...». Учащимися были оформлены три вида настенного панно, основанных на сценах из сказки-поэмы Г.Тукая «Шурале». Эти работы использовались для оформления школьной библиотеки.

В планах кружка – осуществление проекта «Кукольный театр».

Работа кружка строится на основе моей авторской экспериментальной программы, в которой отражена система деятельности кружка на всех этапах. В 2006 году программа прошла апробацию и была издана в авторском методическом пособии «Сборник материалов опыта работы учителя технологии»к этому сборнику была приложена разработка на тему «Национальная вышивка» выполнена с помощью компьютерной программы Power Point.

Таким образом, практика показывает, что использование в педагогической деятельности метода проектных технологий, дает хорошие результаты. Практическая польза проекта становится средством достижения обучающих целей проектной технологии. Наши проекты имеют ярко выраженный творческий характер, потому что являются основной целью поддержания устойчивого интереса и мотивации к предмету, а также формированию у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.