Цели:
- Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Познакомить детей с повадками, с поведением, особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим удивительно разным по своему характеру животным.
- Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.
- Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы; воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
Методы: методика направленного чтения, объяснительно-иллюстративный, сравнение.
Оборудование: иллюстрации, опорные слова, плакаты с пословицами и скороговорками.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Мотивационно-целевой этап. | |
1. Приветствие. Начинаем урок. Соберитесь с мыслями, настройтесь хорошо и быстро работать. | |
2. Мотивационный настрой. – Любите ли вы читать? – Чему учат уроки чтения? |
2-3 ученика |
3. Актуализация знаний. – Вспомните, кто из писателей писал о животных. Книги этих писателей представлены на этой выставке. Их вы можете взять в библиотеке и прочитать. |
Зверев, Мамин-Сибиряк, Бианки… |
4. Создание мотива деятельности , формулировка цели. – Сейчас мы проведём викторину. По отрывку вам необходимо назвать произведение. |
|
«– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец! – А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить». |
– "Заячьи лапы". |
«Из зарослей вылез маленький барсук. Он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся.» |
– "Барсучий нос". |
– Что объединяет данные произведения? | – О животных, один и тот же автор. |
– Для чего писатели создают рассказы о животных? | Они учат любить природу, животных. |
– Назовите цель нашего урока. | Продолжить знакомство с произведениями Паустовского о животных. |
II. Операционный этап. | |
А вы знаете, что … Приложение 1 Строки из биографии К. Д. Паустовского. – О каком животном будет идти речь сегодня, вы узнаете из загадки: «Сидит на окне зверёк. Всё как у кошки: И носик, как у кошки, И глазки, и ушки, Но не кошка» |
Подготовленные ученики |
– Назовите однокоренные слова к слову «Кот» – Прочтите с разной интонацией (Удивление, восторг, негодование, сочувствие) – Прочтите название произведения. |
Кот, котёнок, котик, котище, котяра. |
Работа с рисунками. Приложение 2 – Рассмотрите рисунки, запишите характерные признаки, увиденных вами, котов. Приложение 3 – Какой из котов мог бы быть героем данного рассказа? – Почему? |
Заполнение диаграммы «Венна» Предположения. |
Работа с ключевыми словами. – Прочитайте слова. – Попробуйте составить свой вариант рассказа. – Хотите узнать, что было на самом деле? |
Рыжий кот, обворовывал, попался, удирал, сторож (Работа в группах) |
Лексическая работа. – Прочитайте слова. Обсудите смысл слов. |
Отчаяние, кукан, тесовую, плотицу, подпалины, босяцкий, негодование (Работа в парах со словарями) |
Подготовка речевого аппарата. – Проговорите скороговорку сначала беззвучно, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух; сначала в медленном темпе, потом в быстром. – Теперь прочитаем текст и сравним, какая из групп была близка к версии автора. |
Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке. |
Чтение первой части. (Жужжащее чтение) – Как характеризует кота автор? – Какая сцена вызвала у вас улыбку? – Работа с деревом предсказаний. Приложение 4 |
Вор, бродяга, бандит, потерявший всякую совесть, ловкий, дикий, грозный. 2-3 версии |
Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?») – Оправдались ли ваши прогнозы? – Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома? |
|
Остановка во второй части. – Как вы думаете, что сделают с котом? |
2-3 версии |
Чтение второй части до конца. – Оправдались ли ваши предположения? – Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он в тексте? – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? |
На фоне прекрасного пейзажа выходки кота производят особенно неприглядное впечатление и оправдывают действия героев по поимке кота. Ответы детей |
Гимнастика для глаз. – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится? |
2-3 версии |
Чтение третьей части. – Какая из групп была близка к версии автора? Были ли вы правы, выбрав этого кота? – Что понравилось в рассказе больше всего? |
|
Работа в группах. | 1 группа: Назовите и докажите жанр произведения. Какую основную мысль высказал автор, рассказав нам историю про кота. 2 группа: Прочитайте первую часть и озаглавьте её. 3 группа: Прочитайте и озаглавьте вторую часть. 4 группа: Прочитайте и озаглавьте третью часть. |
– Можно ли сказать, что вы составили план текста? – Для чего его можно использовать? |
Этот план поможет подготовиться к пересказу. План: 1) Бандитские выходки кота. 2) Кот пойман. 3) Новые заслуги. |
Работа над развитием антиципации. Воровать Посеянное добро Наказания не избежать Добром вернётся |
Доказывают, что данные пословицы можно отнести к рассказу. |
III. Контроль. | |
Напишите сочинение Синквейн (пятистишье) Приложение 5 |
1 вариант: Кот – в начале рассказа. 2 вариант: Кот – в конце рассказа. |
IV. Итог. | |
Кластер «Добро» Приложение 6 – Что понравилось на уроке? – Оцените работу вашего соседа. |
(Индивидуальная работа) |
V. Домашнее задание. | |
По выбору. | 1) Пересказать рассказ, проиллюстрировать понравившийся отрывок. 2) Написать весёлый рассказ о домашнем любимце. |