К.Г. Паустовский. "Кот-ворюга". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Познакомить детей с повадками, с поведением, особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим удивительно разным по своему характеру животным.
  2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать, высказывать своё мнение, делать выводы.
  3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы; воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.

Методы: методика направленного чтения, объяснительно-иллюстративный, сравнение.

Оборудование: иллюстрации, опорные слова, плакаты с пословицами и скороговорками.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Мотивационно-целевой этап.
1. Приветствие. Начинаем урок. Соберитесь с мыслями, настройтесь хорошо и быстро работать.  
2. Мотивационный настрой.
– Любите ли вы читать?
– Чему учат уроки чтения?
2-3 ученика
3. Актуализация знаний.
– Вспомните, кто из писателей писал о животных. Книги этих писателей представлены на этой выставке. Их вы можете взять в библиотеке и прочитать.
Зверев, Мамин-Сибиряк, Бианки…
4. Создание мотива деятельности , формулировка цели.
– Сейчас мы проведём викторину.
По отрывку вам необходимо назвать произведение.
 
«– Ты что, одурел? – крикнул ветеринар.
– Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
– А вы не лайтесь, это заяц особенный, – хриплым шепотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить».
– "Заячьи лапы".
«Из зарослей вылез маленький барсук. Он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся.»
– "Барсучий нос".
– Что объединяет данные произведения? – О животных, один и тот же автор.
– Для чего писатели создают рассказы о животных? Они учат любить природу, животных.
Назовите цель нашего урока. Продолжить знакомство с произведениями Паустовского о животных.
II. Операционный этап.
А вы знаете, что … Приложение 1
Строки из биографии К. Д. Паустовского.
– О каком животном будет идти речь сегодня, вы
узнаете из загадки:
«Сидит на окне зверёк.
Всё как у кошки:
И носик, как у кошки,
И глазки, и ушки,
Но не кошка»
Подготовленные ученики
– Назовите однокоренные слова к слову «Кот»
– Прочтите с разной интонацией (Удивление, восторг, негодование, сочувствие)
– Прочтите название произведения.
Кот, котёнок, котик, котище, котяра.
Работа с рисунками. Приложение 2
– Рассмотрите рисунки, запишите характерные признаки, увиденных вами, котов. Приложение 3
– Какой из котов мог бы быть героем данного рассказа?
– Почему?
Заполнение диаграммы «Венна»
Предположения.
Работа с ключевыми словами.
Прочитайте слова.
– Попробуйте составить свой вариант рассказа.
– Хотите узнать, что было на самом деле?
Рыжий кот, обворовывал, попался, удирал, сторож
(Работа в группах)
Лексическая работа.
Прочитайте слова. Обсудите смысл слов.
Отчаяние, кукан, тесовую, плотицу, подпалины, босяцкий, негодование
(Работа в парах со словарями)
Подготовка речевого аппарата.
– Проговорите скороговорку сначала беззвучно, затем переходите на шёпот и лишь потом – вслух; сначала в медленном темпе, потом в быстром.
– Теперь прочитаем текст и сравним, какая из групп была близка к версии автора.
Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
Чтение первой части. (Жужжащее чтение)
– Как характеризует кота автор?
– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Работа с деревом предсказаний. Приложение 4
Вор, бродяга, бандит, потерявший всякую совесть, ловкий, дикий, грозный.
2-3 версии
Чтение второй части. (До слов «Что же нам с ним делать?»)
– Оправдались ли ваши прогнозы?
– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?
 
Остановка во второй части.
Как вы думаете, что сделают с котом?
2-3 версии
Чтение второй части до конца.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Найдите описание пейзажа. Какую роль играет он в тексте?
– Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть?
На фоне прекрасного пейзажа выходки кота производят особенно неприглядное впечатление и оправдывают действия героев по поимке кота.
Ответы детей
Гимнастика для глаз.
– Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
2-3 версии
Чтение третьей части.
– Какая из групп была близка к версии автора? Были ли вы правы, выбрав этого кота?
– Что понравилось в рассказе больше всего?
 
Работа в группах. 1 группа: Назовите и докажите жанр произведения. Какую основную мысль высказал автор, рассказав нам историю про кота.
2 группа: Прочитайте первую часть и озаглавьте её.
3 группа: Прочитайте и озаглавьте вторую часть.
4 группа: Прочитайте и озаглавьте третью часть.
– Можно ли сказать, что вы составили план текста?
– Для чего его можно использовать?
Этот план поможет подготовиться к пересказу.
План:
1) Бандитские выходки кота.
2) Кот пойман.
3) Новые заслуги.
Работа над развитием антиципации.
Воровать
Посеянное добро
Наказания не избежать
Добром вернётся
Доказывают, что данные пословицы можно отнести к рассказу.
III. Контроль.
Напишите сочинение Синквейн (пятистишье)
Приложение 5
1 вариант: Кот – в начале рассказа.
2 вариант: Кот – в конце рассказа.
IV. Итог.
Кластер «Добро» Приложение 6
– Что понравилось на уроке?
– Оцените работу вашего соседа.
(Индивидуальная работа)
V. Домашнее задание.
По выбору. 1) Пересказать рассказ, проиллюстрировать понравившийся отрывок.
2) Написать весёлый рассказ о домашнем любимце.

Приложения.