I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Цель проекта:
- формирование экологического мировоззрения;
- воспитать чувство любви к природе и бережного отношения к ней;
- изучить степень влияния автомобильного транспорта на атмосферный воздух поселка Рыздвяного.
1.2. Задачи:
- выявить основные загрязняющие вещества от автомобильного транспорта;
- рассмотреть специфику влияния автомобильного транспорта на окружающую среду;
- проанализировать уровень загрязнения атмосферного воздуха в поселке Рыздвяном.
1.3. Обзор проекта
Человек не может не изменять природу. Но он может и должен перестать изменять её необдуманно и безответственно, не учитывая экологические законы. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с этими законами, и не вопреки им, изменение природы человеком станет способом её сохранения, а не разрушения.
Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствует удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой увеличивает масштаб негативного воздействия на общество и окружающую среду, приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов. Очевидная позитивность первой тенденции повлекла за собой ярко выраженные нежелательные последствия. А сейчас обосновалась новая угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства – реальная экологическая опасность для жизнедеятельности, связанная с достигшим гигантских масштабов уровнем автомобилизации.
Сегодня в мире 600 млн. автомобилей. Машины выбрасывают в атмосферу около 43 млн. тонн вредных веществ в год. Каждая третья машина эксплуатируются с нарушением установленных норм. Отечественные автомобили потребляют жидкое топливо на 20 – 40 % больше, чем их западные аналоги, а значит, дополнительно загрязняют атмосферу. В 2009 году в воздушном бассейне Ставропольского края было выброшено более 400 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе углеводородов, оксидов азота, тяжелых металлов 2,3 тыс. тонн. Загрязнение воздушного бассейна оказывает губительное действие на здоровье людей, животный и растительный мир, почву, воду.
1.4. Актуальность проекта.
Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.
Изучение негативных последствий развития транспорта позволяет определить два пути воздействия автомобильного транспорта на природную среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства. Во-первых, автотранспорт потребляет значительное количество природных материалов и сырья и, прежде всего, невозобновляемых и дефицитных энергоносителей, таких, например, как нефть, а во-вторых – загрязняет окружающую среду.
1.5. Методика исследований.
В проекте использовались известные методики, применяемые для школьного экологического мониторинга:
- методика учета движения автотранспорта и расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта;
- методика учета представителей почвенной фауны и определение влияния на неё близости автотрассы;
- методика физического анализа воздуха;
- методика определения степени загрязнения воздуха по лишайникам.
Результаты исследований обрабатывались в виде таблиц, схем, диаграмм.
1.6. Район исследования.
Участок дороги (?1 км) по улице Южной поселка Рыздвяный Изобильненского района Ставропольского края, соседствующий со школьным двором МОУ “СОШ №11”.
Улица Южная является центральной улицей поселка. На ней находятся центральный рынок поселка, кафе “Рыздво” и кафе “Женева”, Ставропольское Управление подземного хранения газа (СУПХГ), Управление технологического транспорта и специальной техники с гаражом (УТТиСТ), 3 частных продуктовых магазина, жилые дома (многоквартирные и частные), общежитие ПХГ. Вдоль дороги идут аллеи из лип, ясеня, акации, каштана, можжевельника. К улице примыкают сквер из берёз и школьный сад. (См. Приложение. Фото 1,2.)
1.7. Сроки выполнения.
Над проектом работала ученица 11 В класса Белоусова Евгения. Помогали учащиеся 11 В и 11 Б классов. Подготовительный этап проходил с мая 2010 по август 2010 года. Время сбора материала и его обработки сентябрь-октябрь 2010 года. Мы благодарим за помощь в реализации проекта химическую лабораторию при ЛПУМГе, отделы по технике безопасности УТТиСТ и ЛПУМГа.