Социальное партнерство в воспитательной системе класса как условие формирования духовно-нравственной личности

Разделы: Классное руководство


Чтобы быть успешным в современном обществе, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты. В период развития личности, становления человека как полноценного члена общества немаловажным является осознание своей значимости в жизни и деятельности людей, которые его окружают. Необходимость планомерной работы по социальному развитию школьников и формированию их гражданской активности побудило меня к созданию воспитательной системы, приоритетными ценностями которой являются “Отечество”, “долг”, “честь”, “труд”, “память”. Главным системообразующим фактором является краеведение.

Целевые ориентиры системы:

  1. Создание необходимых условий для проявления индивидуальности каждого ученика
  2. Формирование нравственной позиции школьников с использованием воспитательного потенциала краеведения

Задачи:

  1. Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества, своей малой родины и свое будущее
  2. Содействие развитию культуры общения и формированию гуманных межличностных отношений
  3. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности учащихся

Воспитательная система имеет достаточно широкие внутренние и внешкольные связи. Нашими социальными партнерами являются:

  1. Пограничный пункт пропуска “Русская Поляна”
  2. Дом детского творчества
  3. Детско-юношеский клуб физической подготовки
  4. Общество ветеранов труда, ВО войны и военной службы
  5. Администрация городского поселения “Русская Поляна”
  6. Краеведческий музей “Целины”
  7. Центральная районная библиотека
  8. Центральная районная больница
  9. Детская школа искусств

С пограничным пунктом пропуска “Русская Поляна” школьники тесно сотрудничают уже несколько лет. Ребята проходят теоретическую и практическую подготовку в качестве юных пограничников, узнают особенности пограничной службы. Занятия проходят и в стенах школы, и на территории пограничного пункта, где школьникам предоставляется возможность ознакомиться с оружием, узнать их характеристики, потренироваться в сборке-разборке автоматов. Сложились определенные традиции: дети обязательно поздравляют своих шефов с Днем пограничника, дарят подарок, изготовленный в мастерских девочками, шефы приходят в школу 1 сентября с тортом. За чаем обсуждается план работы на год. Каждый год ко Дню защитника Отечества в школе проводятся дружеские матчи по волейболу, баскетболу с участием спортивной команды пограничников.

Результат: В школьных соревнованиях, посвященных 23 февраля, мальчики нашего класса занимают, как правило, призовые места, также как и в районной спартакиаде по полиатлону. Савиных Стас имеет первый взрослый разряд по полиатлону. Весной 2010 года заняли первое место в игре “Зарница”, набрав наибольшее количество очков. 9 учащихся мечтают после школы пойти служить в армию.

С пятого класса больше половины ребят (13 человек) посещают различные секции Детско-юношеского клуба физической подготовки. Они страстные поклонники хоккея, футбола, баскетбола, легкой атлетики.

Результат: Победители и призеры ежегодных соревнований: "Спортивная эстафета", "Кросс наций", соревнований по легкой атлетике, футболу, хоккею, пионерболу школьного, муниципального и регионального уровней. В 2007 году сборная команда района, в которую входили два мальчика нашего класса, стала победителем региональных соревнований по футболу “Кожаный мяч”. Андреев Илья и Василенко Миша пополнили ряды юношеских хоккейных команд г. Омска. Двое представителей класса Савиных Стас и Кравцов Артем входят в школьную команду МЧС, которая достойно показывает себя в ежегодных областных соревнованиях на выживание. Только одному ребенку в классе, инвалиду с детства рекомендована спецгруппа по занятиям физкультурой, остальные ограничений не имеют.

Посещение кружков Дома детского творчества, занятий в Школе искусств дает возможность детям раскрыть творческие способности, совершенствовать свои умения и навыки в этой области, принимать участие в подготовке и проведении различных мероприятий школы и района: конкурсе рисунков ко Дню пограничника, персональных выставок, была создана уникальная авторская коллекция рисунков "Природа родного края".

Класс старается вносить свой вклад и в улучшение экологического состояния Русской Поляны, следит за порядком на территории школы. В рамках ежегодной Недели Добра участвует в акциях по очистке центрального парка от мусора и вымерших деревьев и кустарников. Принимали участие в закладке аллеи парка к столетию Русской Поляны, инициатором которой была Администрация городского поселения. Весной 2007 года изготовили 8 скворечников, которые собственноручно развесили на территории школы. Ребята считают, что этими действиями улучшают экологическую атмосферу нашего поселка. Во время летней трудовой практики учащимися класса в этом году была оборудована детская площадка для прогулок и развлечений школьников младших классов, отдыхающих в оздоровительном лагере при школе.

Изучая историю родного края, дети часто бывают в районном музее “Целины”, конечно же, участвуют в мероприятиях, проводимых в его стенах: выставках детского творчества, художественного творчества, встречах с интересными людьми, ведь центральное место в их изысканиях отводится людям, землякам. Русскополянцы в трудное для страны время всегда были ей опорой. Это касается и мирного времени, и военных лет. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в организации ежегодных встреч с учителями-пенсионерами стало традицией. С целью увековечивания памяти земляков-русскополянцев в течение двух лет принимали участие во всероссийских акциях “Солдатский платок” и “Детство, опаленное войной”. Сведения, собранные ими, находятся сейчас в музее на “Поклонной горе” в Москве.

Милосердная деятельность имеет одну очень важную особенность – она полезна как тем, кому помогают, так и тем, кто помогает: Как приятно было видеть мальчишкам и девчонкам счастливые лица малышей в стационаре детского отделения районной больницы и знать, что эту радость доставили им они, внеся в серое однообразие больничной жизни частичку праздника неожиданным изобилием игрушек и книжек, обустроив, ранее пустующую, игровую комнату. Вот уже несколько лет учащиеся периодически пополняют ее новыми коллекциями.

Постоянная исследовательская работа по краеведению сформировала индивидуальность класса, его своеобразное “лицо” в школьном сообществе. Тесная связь с школьной и районной библиотеками позволили детям стать победителями конкурсов “Самый активный читатель школы”, “А все-таки встречают по одежке”, тематических стенгазет, а также принять активное участие в годичной программе к столетию поселка для школьников и взрослых, организованной Администрацией городского поселения, Центральной библиотекой, газетой "Голос целины". В рамках данной программы участвовали в акции "Моя родная сторона", представляли школьную организацию “Дар” на районной конференции по проблемам экологического и культурного наследия Русско-Полянского района и провели презентацию исследовательских работ "Столетняя история поселка", "След на земле".

Лисовенко Сергей, Моисеева Маргарита были удостоены дипломами I степени на I Всероссийском конкурсе творческих работ “Гайдар. Время. Мы.” с правом публикации в 2008 году в журнале “Детское творчество”. В арсенале детей класса Красновой Юлии, Шкиря Ирины, Лисовенко Сергея первое место в областном конкурсе “Моя малая родина” в 2009 году. Дипломы первой степени Всероссийского конкурса “Первые шаги” за авторский фильм “Времен связующая нить” в 2010 году получили Сазонова Дарья, Лисовенко Сергей, Шпаков Дмитрий.

Сегодня учащиеся 11 класса готовятся к выпуску из школы. Каждый из них пройдет свой жизненный путь, но хочется верить, что годы, проведенные вместе, не пройдут бесследно, связь с малой родиной для каждого из них будет как путеводная звезда вести их по жизни, а активная гражданская позиция, любовь к Отечеству, милосердное отношение к людям помогут в принятии правильных судьбоносных решений.