Основания

Разделы: Химия


Цель: общее знакомство с классом неорганических соединений – основаниями.

Задача образовательная: познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями; рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Задача развивающая: развить у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.

Задача воспитательная: воспитать у обучающихся умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, умение слушать и уважать мнение товарищей.

Тип урока: изложение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядные пособия: твёрдые щелочи и их растворы (NaOH, KOH, Ca(OH)2 – в виде “известковой воды”), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы, мыла “Лесная поляна” (туалетное), “Palmolive” (глицериновое), “Dove” (на основе крема), таблицы “Растворимость кислот, оснований и солей в воде”, “Индикаторы”, дидактические карточки (Приложение 1).

План урока.

  1. Организационный этап (2 мин);
  2. Актуализация знаний (5 мин);
  3. Изучение нового материала (20 мин):
    – состав, названия и классификация оснований;
    – понятие о качественных реакциях (демонстрационные эксперименты);
    – применение едких щелочей (демонстрационный эксперимент);
  4. Закрепление материала (решение задач – 8 мин);
  5. Выводу по уроку (3 мин);
  6. Задание на дом. (1 мин);
  7. Рефлексия (1 мин).

Ход урока

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся и объявляет о предстоящей теме и цель урока.

II. Актуализация знаний.

а) Индивидуальная работа у доски.

К доске приглашаются двое учащихся из класса для выполнения задания. Пока они его выполняют, учитель проводит фронтальный опрос класса.

Задание. Найдите формулы всех оксидов, которые можно составить из записей в приведённых карточках и разбейте их на оксиды металлы и неметаллы. (см. Приложение 1).

Ответ: оксиды металлов: Al2O3, Li2O, Na2O, BaO, ZnO, CaO
оксиды неметаллов: P2O5, N2O5,

б) Фронтальный опрос класса.

1. Дать определение оксидам. Рассказать о классификации оксидов (с примерами);
2. Проверка домашнего задания (упражнения 1, страница 97);
в) Индивидуальная работа по карточкам.
Слабым учащимся предлагается выполнить задания по дидактическим карточкам. (см. Приложение 1)

III. Изучение нового материала.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо восстановить в памяти некоторые ранее изученные понятия.

Деятельность учителя. Деятельность обучающихся.
1. Состав и названия оснований.
Что такое бинарные соединения? − Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов.
Какие бинарные соединения вы знаете? − Оксиды, сульфиды, нитриды, силициды, гидриды, фториды, хлориды.
Учитель сообщает, что кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, состоящие из 3 элементов. На доске написаны химические формулы некоторых оснований: NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2.

Ребята зрительно воспринимают формулы оснований.

Что общего между записанными на доске химическими формулами оснований? − В состав химических формул оснований входят атомы металла, кислорода и водорода.
Учитель объясняет, что атомы кислорода и водорода входят в состав молекул оснований в виде гидроксогруппы (гидроксид-иона) OH-.

Учитель просит ребят определить суммарный заряд гидроксид-иона, записав степень окисления атомов водорода и кислорода –

Суммарный заряд гидроксид-иона “-1” (ОН-).

Общая формула оснований:
Men+(OH)n, где n – заряд иона металла, численно равный его степени окисления.
Записывают формулу оснований в тетрадь.
Учитель вместе с ребятами разбирают формулу на примере конкретного металла: калия, натрия, кальция, меди. K+OH, Na+OH, Са2+(OH)2, Cu(OH)2.
Учитель подводит учащихся к самостоятельному формулированию определения оснований. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и связанных с ними гидроксогруппами (записывают в тетрадь).
Учитель разбирает номенклатуру оснований: “гидроксид” + (кого? чего?) металла (с.о., если переменная) KOH – гидроксид лития,
NaOH – гидроксид алюминия,
Ca(OH)2 – гидроксид кальция,
Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)

2. Классификация оснований.

Учитель объясняет, что по растворимости в воде, все основания делятся на две группы: на растворимые и малорастворимые, или щёлочи и нерастворимые. Учащиеся зрительно воспринимают схему (см.ниже).
Учитель знакомит и учит учащихся пользоваться таблицей растворимости. Учащиеся помогают учителю соотнести вышеназванные формулы оснований к тому или иному типу оснований:

Учитель даёт задания по определению растворимости оснований:
Mg(OH)2, Al(OH)3, Ba(OH)2.
Mg(OH)2 – нерастворимое,
Al(OH)3 – нерастворимое,
Ba(OH)2 – растворимое (щёлочь)
Учитель демонстрирует в твёрдом виде образцы оснований и предлагает заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика оснований

Сравнительный
признак
Гидроксид
натрия
Гидроксид
кальция
1. Формула NaOH Ca(OH)2
2. Молекулярная масса 40 57
3. Молярная масса 40 г/моль 57 г/моль
4. Агрегатное состояние Твёрдое Твёрдое
5. Цвет Бесцветный Бесцветный
6. Растворимость в воде Растворяется хорошо Плохо растворяется

 

Ребята заполняют таблицу и приходят к выводу, что основания представляют собой твёрдые вещества.
Учитель объясняет, что оба гидроксида (обе щёлочи) являются едкими веществами – они сильно разъедают кожу, дерево, бумагу. Если раствор щёлочи попадёт на руку и его не смыть, кожу начинает щипать и вскоре образуется язва. Если щёлочь случайно попала на кожу, её надо немедленно смыть большим количеством проточной воды, а затем при необходимости протереть поврежденный участок кожи слабым раствором борной или уксусной кислоты. Поэтому, гидроксид натрия NaOH ещё известен под названием едкий натр, каустическая сода, каустик, а гидроксид кали KOH – как едкое кали. Сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь.

Едкие щёлочи (NaOH, KOH) применяются в производстве мыла и стиральных порошков.

Учащиеся слушают и запоминают.
Гидроксид кальция – малорастворимое основание, тем не менее, это щёлочь.
Учитель сообщает, что прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.
Учащиеся делают вывод: Ca(OH)2 – щёлочь, а его прозрачный раствор называется известковой водой.
Как отличить известковую воду от других растворов, например, от раствора гидроксида натрия?: пропустить через неё углекислый газ. К доске выходит (по желанию) один учащийся и через стеклянную трубочку пропускает свой выдыхаемый углекислый газ через известковую воду и раствор гидроксида натрия.
− Что мы наблюдали? − Помутнение известковой воды, образование осадка (мути).
Учитель вместе с учениками формулируют выводы эксперимента. В пробирке, раствор которой помутнел, находится известковая вода, в другой пробирке – раствор гидроксида натрия.
Учитель сообщает, что реакции, с помощью которых распознают данное вещество, называются качественными. Учащиеся запоминают определение.
Учитель сообщает, что существуют качественные реакции на целый класс веществ, например, все щёлочи можно определить с помощью особых реактивов – индикаторов (бесцветный лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин).

Учитель показывает растворы индикаторов, имеющихся в лаборатории и таблицу “Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды”, сопровождая её объяснениями.

Учащиеся внимательно слушают объяснения учителя. По ходу объяснения задают вопросы.
Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид натрия. Учащиеся наливают в три пробирки раствор гидроксида натрия. Полученные результаты фиксируют в таблице:
Сравнительный
признак
Гидроксид
натрия
Гидроксид
кальция
7. Взаимодействие с индикаторами:

а) бесцветный фенолфталеин;
б) фиолетовый лакмус;
в) метиловый оранжевый

а) малиновая окраска
б) синяя окраска
в) жёлтая

 

 
Учитель предлагает провести эксперимент: испробовать действие индикаторов на гидроксид кальция. Учащиеся наливают в три пробирки раствор гидроксида кальция. Полученные результаты фиксируют в таблице:
Сравнительный
признак
Гидроксид
натрия
Гидроксид
 кальция
7. Взаимодействие с индикаторами:

а) бесцветный фенолфталеин;
б) фиолетовый
лакмус;
в) метиловый оранжевый

 

а) малиновая окраска
б) синяя окраска
в) жёлтая окраска

 

а) малиновая окраска

б) синяя окраска

в) жёлтая окраска

 

Учитель приливает к нерастворимому основанию Cu(OH)2 (сначала получает его) раствор фенолфталеина. Учащиеся приходят к выводу, что при добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит.
Учитель ещё раз напоминает, что в производстве мыла используются сильноразбавленные растворы гидроксидов натрия и калия. Многократное использование мыл приводит к сухости кожи, поэтому, без использования крема никак не обойтись.

− Как вы думаете, если добавить каплю фенолфталеина к раствору мыла, изменение окраски индикатора будет заметно? Каким?

В заключение урока учитель проводит демонстрационный эксперимент: в трёх пробирках находятся растворы мыл: в первой пробирке – “Лесная поляна” (туалетное мыло), во второй – “Palmolive” (глицериновое), в третьей “Dove” (на основе крема). Во все пробирки добавляется капля индикатора фенолфталеина.

 

Учащиеся внимательно слушают.

 

 

Да, индикатор окрасится в малиновый цвет.

Учащиеся отмечают изменение цвета: в первой и второй пробирках индикатор окрасился в малиновый цвет, в третьей – остался бесцветным.

Туалетное мыло, глицериновое, мыло на основе крема

− Почему в третьей пробирке цвет раствора не изменился?

Наиболее сильнощелочную среду имеет хозяйственное мыло, им не рекомендуется стирать шерстяные и шёлковые вещи (ткани в этих растворах быстро разрушаются).

Раствор мыла “Dove” имеет нейтральную среду.

IV. Закрепление материала

1. Задание на соответствие.

Подберите к букве названия вещества соответствующую цифру формулы

А. Вода 1. NaCl
Б. Гидроксид железа (II) 2. H2O
В. Хлорид натрия 3. Fe(OH)2
Г. Оксид углерода (IV) 4. H2SO4
Д. Гидроксид натрия 5. CO2
Е. Серная кислота 6. NaOH

Ответ: А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 5; Д – 6; Е – 4.

2. В каждом ряду одно основание “лишнее” по какому-либо признаку. Установите соответствие:

Характеристика “лишнего” вещества Формулы оснований
A. Щёлочь среди нерастворимых в воде оснований 1. NaOH, KOH, Fe(OH)2, LiOH;
Б. Единственное нерастворимое основание среди растворимых 2. Al(OH)3, Mg(OH)2, NaOH, Cu(OH)2;
В. Основание, которое нельзя распознать индикатором 3. NaOH, KOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2

3. Впишите в клетки таблицы формулы перечисленных оснований в зависимости от степени окисления металла и растворимости оснований в воде: Fe(OH)2, Cu(OH)2, KOH, LiOH, Mg(OH)2, Zn(OH)2, Al(OH)3.

Характер основания Степень окисления
+1 +2 +3
1. Щёлочь      
2. Нерастворимое основание      

4. Игра “Веришь – не веришь”

Верите ли вы, что…

1. В состав формул оснований входит металл и гидроксильная группа? (Да);
2. Основания – это сложные вещества? (Да);
3. Каустическая сода – это хлорид кальция? (Нет);
4. Степень окисления металла и количество гидроксогрупп совпадают? (Да);
5. Гидроксид кальция – это малорастворимое в воде основание?

V. Выводы по уроку.

1. Основания – сложные вещества, состоящие из ионов металла и гидроксид-ионов;
2. По растворимости в воде основания делят на две основные группы растворимые (щёлочи) и нерастворимые.
3. Качественные реакции − реакции, с помощью которых доказывают наличие данного вещества.
4. Качественной реакцией на известковую воду является взаимодействие его с углекислым газом.
5. Качественной реакцией на растворимые основания (щёлочи) является взаимодействие их с индикаторами:
− фиолетовый лакмус – синим;
− метиловый оранжевый – жёлтым;
− фенолфталеин – малиновым.

VI. Домашнее задание.

§19, страница 98 – 101. Составить кроссворд по теме “Основания”

VII. Рефлексия.

Каждому учащемуся раздаются листочки с таблицей для последующего заполнения.

Понравился ли урок? Что узнали нового? Что хотели бы узнать?
     

Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 267 с.
  2. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии: 8-й класс. – М.: ВАКО, 2007. – 368 с.
  3. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. – М.: 5 за знания, 2007. – 112 с.
  4. Толкачёва Т.К. и другие. Уроки химии по интегральной технологии. 8-й кл.: метод.пособие. – М.: Дрофа, 2007. – 174 с.