Пояснительная записка.
Необходимость в создании программы по сольфеджио повышенного уровня сложности появилась в связи с открытием в ДМШ им. С.М.Старикова профессионального исполнительского отделения. Опережающий характер занятий по специальности для учащихся исполнительского специализированного класса влечёт за собой углублённое изучение предметов музыкально-теоретического цикла. В группах профессиональной ориентации, нацеленных на подготовку учащихся к продолжению музыкального образования в колледжах, высших учебных музыкальных заведениях, обучаются одарённые дети 5–7 (8) классов (отделения “фортепиано” и “струнные инструменты”). Программа 8-го класса предназначена для учащихся, желающих продолжить обучение в средних специальных учебных заведениях, но не имеющих к моменту окончания 7-го класса ДМШ общего образования в объёме обязательной 9-летней (11-летней) школы.
Особое внимание в данной программе уделяется формам работы, сближающим сольфеджио с исполнительской практикой. Это:
- транспонирование одноголосия, двухголосия, а также мелодий с сопровождением, авторским и подобранным по слуху;
- подбор аккомпанемента с использованием разных видов фактуры;
- исполнение романсов и песен с сопровождением;
- исполнение полифонической музыки И.С.Баха и других композиторов;
- чтение с листа одноголосных и многоголосных примеров;
- анализ отдельных элементов музыкальной речи и целостный анализ произведений из музыкальной литературы и т.д.
Цели и задачи данной программы:
воспитание музыкального слуха, музыкального мышления, развитие творческих способностей учащихся, приобретение ими знаний, умений, навыков (ЗУН), необходимых для продолжения музыкального образования в средних и высших специальных учебных заведениях.
В результате изучения предмета “сольфеджио” учащиеся должны уметь:
- читать произведения с листа (петь с листа одноголосные и двухголосные примеры различной степени трудности, с сопровождением и без него);
- записывать музыкальный текст (одноголосные и двухголосные диктанты, интервальные и аккордовые последовательности);
- анализировать на слух отдельные элементы музыкального языка;
- сделать целостный анализ музыкального произведения по определённому плану: характер, жанр, форма, тональный план, особенности мелодии, ритма, фактуры, гармоническое содержание и т.д. (на слух и по нотам);
- точно интонировать;
- транспонировать одноголосные и многоголосные примеры;
- подбирать по слуху аккомпанемент к мелодиям с использованием разных видов фактуры;
- импровизировать и сочинять музыкальные построения в разных формах, с разной жанровой установкой.
Структура курса.
Курс сольфеджио для профессионального отделения ДМШ рассчитан на 3(4) года: 5-й, 6-й, 7-й специализированные классы и, по необходимости, 8-й спецкласс.
Занятия по сольфеджио в 5–8 классах профессионального отделения ДМШ проводятся в объёме 2 часов в неделю (из расчёта 34 учебные недели в год, что составляет 68 часов в год).
Примерный тематический план.
Пятый год обучения.
(5-й спецкласс)
№ | Наименование тем | Количество часов |
I-я четверть | ||
1. | Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. | 2 |
2. | Тональности H-dur, gis-moll | 2 |
3. | Буквенные обозначения звуков и тональностей. | 2 |
4. | Обращения D7. | 2 |
5. | Ум53 в мажоре и миноре | 2 |
6. | Интервалы и аккорды в тональности и от звука. Тритоны
от звука
с разрешением в 3 тональности. |
2 |
7. | Тональности Des-dur, b-moll | 2 |
8. | Контрольный урок письменно | 2 |
9. | Контрольный урок устно | 2 |
II-я четверть | ||
1. | Внутритональный хроматизм. Разные виды хроматических звуков, взятых в плавном движении и скачком. | 2 |
2–3. | Модуляционный хроматизм. Модуляция 3-х видов. |
4 |
4–5. | Ритмические рисунки в размерах 2/4, 3/4, 4/4:
Ритмические рисунки в размерах 3/8, 6/8:
|
4 |
6. | Контрольный урок письменно | 2 |
7. | Контрольный урок устно | 2 |
III-я четверть | ||
1–2. | Гармонический мажор. Минорная S, Ум53, тритоны гармонического мажора | 4 |
3. | Органный пункт. | 2 |
4. | Синкопа внутритактовая, междутактовая. | 2 |
5. | Переменный размер. Пунктирный ритм в размерах 3/8, 6/8. | 2 |
6. | Ув53 гармонического мажора и минора. | 2 |
7. | Тональности Fis-dur, dis-moll. | 2 |
8. | Творческие формы работы. Подбор по слуху. Разные виды аккомпанемента. Гармоническая фигурация. | 2 |
9. | Контрольный урок письменно. | 2 |
10. | Контрольный урок устно. | 2 |
IV-я четверть | ||
1. | Тональности Ges-dur, es-moll. | 2 |
2. | Альтерация в мажоре и миноре. | 2 |
3. | Интервалы от основных и производных ступеней. Тритоны с разрешением в 4 тональности. | 2 |
4. | D7 с обращениями, Ум53, Ув53 от основных и производных ступеней. | 2 |
5. | Повторение изученного. | 2 |
6. | Творческие формы работы. | 2 |
7. | Контрольный урок письменно. | 2 |
8. | Контрольный урок устно. | 2 |
Итого | 68 |
Шестой год обучения.
(6-й спецкласс)
№ | Наименование тем | Количество часов |
I-я четверть | ||
1. | Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей (повторение). | 2 |
2. | Тональности одноимённые, энгармонически равные. | 2 |
3. | Внутритональный хроматизм. Разные виды хроматических звуков. | 2 |
4. | Органный пункт, тонический и доминантовый. | 2 |
5. | Периоды разных структур и видов. Классификация каденций. | 2 |
6. | Характерные интервалы гармонического мажора. | 2 |
7. | Характерные интервалы гармонического минора. | 2 |
8. | Контрольный урок письменно. | 2 |
9. | Контрольный урок устно. | 2 |
II-я четверть | ||
1. | Тональности с 7 знаками. | 2 |
2. | Размеры 3/2, 2/2, 6/4. | 2 |
3. | Хроматическая гамма в мажоре. | 2 |
4. | Хроматическая гамма в миноре. | 2 |
5. | Секвенции тональные и модулирующие, мелодические и аккордовые. | 2 |
6. | Контрольный урок письменно. | 2 |
7. | Контрольный урок устно. | 2 |
III-я четверть | ||
1–2. | Простые формы (двухчастная, трёхчастная). Творческие формы работы. | 4 |
3. | Родственные тональности | 2 |
4–5. | Модуляция 3-х видов в параллельную тональность, в тональность S, D, III ступени из мажора и VI ступени из минора. | 4 |
6. | Тритоны от звука с разрешением в 4 тональности. | 2 |
7. | Характерные интервалы от звука. | 2 |
8. | Прерванный оборот D7–VI | 2 |
9. | Контрольный урок письменно. | 2 |
10. | Контрольный урок устно. | 2 |
IV-я четверть | ||
1. | МVII7, УмVII7 в мажоре и миноре. Разные способы разрешения. | 2 |
2–3. | Особые диатонические лады. Пентатоника. | 4 |
4. | Форма рондо. Творческая работа. | 2 |
5. | Интервалы и аккорды в тональности и от звука (включая МVII7, УмVII7). | 2 |
6. | Повторение изученного. | 2 |
7. | Контрольный урок письменно. | 2 |
8. | Контрольный урок устно. | 2 |
Итого: | 68 |
Седьмой год обучения.
(7-й спецкласс.)
№ | Наименование темы I-я четверть |
Количество часов |
1–2. | Творческие формы работы: импровизация, досочинение,
сочинение. Подбор по слуху. Разные виды аккомпанемента. |
4 |
3. | Квинтовый круг мажорных и минорных тональностей. Интервалы и аккорды в тональности и от звука (повторение изученного). | 2 |
4. | Модуляция в тональность II ступени из мажора. | 2 |
5. | Мелодический мажор. | 2 |
6. | Ритмические группы, включающие длительности с двумя точками: | 2 |
7. | Музыкальные термины. | 2 |
8. | Контрольный урок письменно. | 2 |
9. | Контрольный урок устно. | 2 |
II-я четверть | ||
1. | Сложные размеры 9/8, 12/8 и другие. | 2 |
2–3. | II7 в мажоре и миноре. Плагальное и сложное разрешение II7. Обращения II7. | 4 |
4. | Творческие формы работы: подбор по слуху, импровизация, сочинение. | 2 |
5. | Повторение изученного. | 2 |
6. | Контрольный урок письменно. | 2 |
7. | Контрольный урок устно. | 2 |
III-я четверть | ||
1–2. | Трезвучия побочных ступеней в мажоре и миноре | 4 |
3–4. | Родство тональностей (1 и 2 степень родства). Модуляции в тональности 1 и 2 степени родства. | 4 |
5. | Смешанные размеры 5/4, 5/8, 7/4 и др. | 2 |
6–7. | Куплетно-вариационная форма. Творческие задания. | 4 |
8. | Повторение изученного. | 2 |
9. | Контрольный урок письменно. | 2 |
10. | Контрольный урок устно. | 2 |
IV-я четверть | ||
1–6. | Повторение изученного материала. Подготовка к выпускному экзамену. | 12 |
7. | Выпускной экзамен письменно. | |
8. | Выпускной экзамен устно. | |
Итого: | 68 |
Восьмой год обучения.
(8-й спецкласс.)
№ | Наименование темы | Количество часов |
I-я четверть | ||
1. | Особые диатонические лады (повторение). Импровизация в диатонических ладах и пентатонике. | 2 |
2. | Повторение тональностей с 1–7 знаками (3 вида мажора, 3 вида минора). | 2 |
3–4. | Основные септаккорды лада и их обращения (в мажоре и
миноре). Плагальное и сложное разрешение II7 и его обращений. Два способа разрешения VII7 и его обращений. |
4 |
5–6. | Медианты и их обращения в мажоре и миноре. | 4 |
7. | Транспонирование. Творческие формы работы. | 2 |
8. | Контрольный урок письменно. | 2 |
9. | Контрольный урок устно. | 2 |
II-я четверть | ||
1–2. | Простые и составные интервалы в ладу. | 4 |
3. | Аккорды от звука: 4 вида трезвучий и их обращения. | 2 |
4–5. | Аккорды от звука: МБ7, ММ7, МУМ7, Ум7 с поиском разных вариантов разрешения. | 4 |
6. | Контрольный урок письменно. | 2 |
7. | Контрольный урок устно. | 2 |
III-я четверть | ||
1–2. | Тесное и широкое расположение звуков в аккорде. | 4 |
3–4. | Ладовая альтерация (продолжение). Аккорды альтерированной S, D в мажоре и миноре. | 4 |
5–6. | Модуляция в тональности 1 и 2 степени родства (продолжение). | 4 |
7. | Простые и составные интервалы от звука. | 2 |
8. | Повторение изученного. | 2 |
9. | Контрольный урок письменно. | 2 |
10. | Контрольный урок устно. | 2 |
IV-я четверть | ||
1–6. | Повторение изученного материала. Подготовка к выпускному экзамену. | 12 |
7. | Выпускной экзамен письменно. | |
8. | Выпускной экзамен устно. | |
Итого: | 68 |
Форма промежуточного и итогового контроля.
Формой промежуточного контроля являются контрольные уроки. Они проводятся в конце каждой четверти во всех классах в письменной и устной форме. Итоговый контроль – выпускной экзамен. Он проводится в 7-м, 8-м классах (письменно, устно).
Требования к контрольным урокам и экзаменам (Общие положения).
Письменно:
- Одноголосный диктант с внутритональным и модуляционным хроматизмом в форме периода, с ритмическими трудностями.
- Двухголосный диктант интервального типа в форме периода однотонального или модулирующего. Двухголосный диктант полифонического склада (по выбору).
- Аккордовая последовательность, однотональная, с отклонениями, или модуляцией-переходом в тональности I-й степени родства. Возможна запись интервальной цепочки (однотональной, с отклонениями или модулирующей).
- Смешанная цепочка вне лада.
Устно:
- Пение гамм (3 вида мажора, 3 вида минора, гаммы с альтерацией, хроматические гаммы в мажоре и миноре, звукоряды особых диатонических ладов и пентатоники).
- Пение в тональности отдельных интервалов (неустойчивых – с разрешением). Пение интервальной цепочки, включающей тритоны, характерные интервалы гармонических ладов (возможно и составные интервалы). Цепочки могут быть однотональные и модулирующие.
- Пение в тональности отдельных аккордов (неустойчивых – с разрешением). Пение аккордовой последовательности (однотональной, с отклонениями, модулирующей), включающей все изученные аккорды: T, S, D – трезвучия с отклонениями, D7 с обращениями, Ум53, Ув53, D7 –VI, МVII7, УмVII7, II7 с обращениями; трезвучия и септаккорды побочных ступеней. Возможно пение смешанных цепочек в тональности.
- Пение простых и составных диатонических интервалов, в том числе тритонов и характерных, от основных и производных ступеней ↑ и ↓(неустойчивые – с разрешением).
- Пение изученных аккордов от основных и производных ступеней ↑ и ↓ (неустойчивые – с разрешением): 4 вида трезвучий с обращениями, МБ7, ММ7, МУМ7, Ум7 (возможно с обращениями).
- Пение приготовленных одноголосных примеров по нотам или наизусть (возможно с аккомпанементом, авторским или подобранным по слуху).
- Пение двухголосных (трёхголосных) примеров гармонического, полифонического склада (приготовленных).
- Пение выученного произведения в гомофонно-гармонической фактуре (романс, песня с сопровождением).
- Пение выученного полифонического произведения имитационного или неимитационного склада (отдельные номера из сборников И.С.Баха: “Нотная тетрадь А.М.Бах”, “Маленькие прелюдии”, “Двухголосные и Трёхголосные инвенции” и др.).
- Пение сочинённых мелодических и аккордовых построений.
- Пение с листа одноголосия, двухголосия, а также примеров с сопровождением.
- Анализ на слух интервалов, аккордов в тональности и от звука.
- Опрос теоретического материала.
Программа также включает в себя:
– Методические положения (Приложение 1);
– Содержание предмета (Приложение 2);
– Список рекомендуемых учебных и методических пособий (Приложение 3).