Приоритетным направлением работы ДС № 193 “Земляничка” г.о. Тольятти с 2005 года является комплексное сопровождение развития ребёнка, предложенное профессором Л. М. Шипицыной, которое мы называем “экологией детства” [1]. Оно предполагает:
- воспитание духовной культуры;
- заботу о защите естественных “природных” прав;
- раскрытие собственной индивидуальности;
- медико-социо-психо-педагогическое сопровождение ребенка.
Сопровождение может пониматься как поддержка ребенка, направленная на развитие и саморазвитие личности, активизирующее собственные ресурсы. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение “педагогики успеха”).
Актуальность данного направления мы видим в практическом воплощении личностно-ориентированного подхода в воспитании детей.
Сопровождение основывается на интеграции модульной системы деятельности специалистов в виде взаимодействующих модулей (управленческий модуль, медицинский модуль, психологический модуль, педагогический модуль, социально-педагогический модуль, модуль диагностики и комплексного ПМПк) с четким определением задач каждого [2].
Работа каждого модуля и их взаимодействие определяет выбор психолого-педагогических технологий в системе комплексного сопровождения. По результатам работы модуля диагностики и комплексного ПМПк дошкольники условно делятся на следующие типологические группы:
- соматически ослабленные (часто болеющие и диспансерные);
- дети “группы риска” (с проявлениями агрессии, гиперактивности, замкнутости);
- дети с трудностями в обучении;
- дети с ярко выраженными способностями;
- дети без особенностей в развитии [1].
Следующий этап работы – коррекционная и развивающая работа. Здесь помощь оказывается как непосредственно самому ребенку, так и опосредованно – педагогам и родителям.
В коррекционно-развивающей работе выделяются два вида сопровождения – индивидуальное и общее. В индивидуальном сопровождении детей “группы риска” основной задачей специалистов является коррекция негативных форм поведения. Общее сопровождение охватывает большое количество детей, даёт возможность разрешать общие психологические проблемы и предупредить их возникновение.
Очень важным аспектом общего сопровождения развития детей является взаимодействие с родителями, поиск новых путей просвещения и консультирования (социально-педагогический модуль). С этой целью в детском саду внедряются следующие формы сотрудничества с родителями:
- встречи с родителями и детьми в Центре семейного творчества “Земляничкины друзья” (пикники, мастерские, песенные фестивали, конкурсы, эстафеты, тренинги и т.д.);
- участие родителей в открытых просмотрах занятий специалистов в День открытых дверей;
- участие родителей в акциях, экскурсиях, походах;
- итоговые конференции с родителями выпускников;
- ведение детских портфолио;
- работа мини-центров для родителей в группах и др. [3]
В каждой возрастной группе для родителей организованы мини-центры, в которых они могут найти полезную информацию об особенностях психического развития детей, рекомендации по взаимодействию с ребенком “группы риска”. Данный материал размещён в энциклопедиях, шпаргалках, памятках. Также здесь размещены игры, пособия, которые родители могут взять домой для того, чтобы поиграть с ребёнком, возможно, закрепить те навыки и умения, которые их сын или дочь получили в детском саду.
Особое место в материалах мини-центров заслуживают памятки, которые помогают родителям ориентироваться в психологических особенностях детей разного возраста, а значит учитывать эти особенности в своём взаимодействии и помогать детям в нужной жизненной ситуации.
Все памятки, предлагаемые родителям очень лаконичны, имеют компактный внешний вид (буклет), их удобно и просто изучить во время прихода родителей с ребёнком в д/с, взять с собой после тренинга или консультации. Содержание памятки, в виде конкретных рекомендаций и пожеланий, облегчает усвоение изложенного и помогает родителям корректировать свои взаимоотношения с ребёнком.
Тематика памяток для родителей разнообразна и касается актуальных сфер развития, воспитания и обучения ребёнка-дошкольника. Кроме этого мы предлагаем памятки, которые помогают взрослым в стрессовых ситуациях справляться со своим эмоциональным состоянием, включать механизмы саморегуляции (памятки “Как защитить себя от стресса?”, “Шесть рецептов избавления от гнева” и др.)
Памятки для родителей позволяют психологизировать процесс взаимодействия родителя с ребёнком в ненавязчивой, адресной форме. Их можно использовать в качестве обобщения в конце практических встреч с родителями, в качестве своеобразных “путеводителей” в повседневном общении с ребёнком. В практике своей работы мы убедились в том, что памятки очень эффективны во взаимодействии с семьями воспитанников и пользуются популярностью среди родителей.
Предлагаем несколько вариантов памяток по следующим темам.
- Возрастные психологические особенности дошкольников.
- Особенности детей типологических групп.
- Гендерные особенности развития детей.
- Памятки по тематике встреч педагога-психолога с родителями.
Памятка для родителей
“Основные линии развития ребёнка”
3–4 года
Линия развития – развитие личности:
– осознание своей половой принадлежности;
– осознание себя во времени;
– осознание себя в обществе;
– притязание на признание;
– формирование произвольности к предметному миру.
Проблемная линия развития – кризис трёх лет, формирование образа Я:
– негативизм;
– упрямство;
– капризы при обособлении от взрослого.
Рекомендации:
- Выстраивать деятельность ребёнка в соответствии с его полом (“Ведь ты мальчик, а мальчики и мужчины всегда уступают девочкам”).
- Не ругать ребёнка за погрешности, связанные с туалетом (мокрые штанишки, лужа рядом с горшком), а терпеливо и настойчиво объяснять, как и что нужно делать.
- Предлагать рассматривать фото ребёнка в младенчестве, раннем возрасте и проговаривать моменты сегодняшних достижений (“Когда ты был вот такой, ты совсем не умел есть из тарелки, я кормила тебя из бутылочки через соску”; “Здесь ты не умел ходить и всё время держался за меня”; “Посмотри, на этой фотографии ты в своих первых сандаликах. Ты ещё не умел их надевать, и за тебя это делала я” и т.д.)
- Обозначать перспективы развития ребёнка (“Ещё чуть-чуть подрастёшь и будешь сам завязывать шапку”; “Совсем скоро ты сам научишься убирать игрушки, правильно держать ложку, просить о помощи друга” и т.д.)
- Поощрять дружеское отношение к другим детям, хвалить за то, что ребёнок делится игрушками, учить вежливо просить что-то у других, благодарить.
- Ни в коем случае не оставлять без внимания отрицательное, негативное отношение к другим, пытаться анализировать с ребёнком плохие поступки, объяснять, что ребёнок иногда бывает не прав.
- Воспитывать ребёнка на примерах положительных поступков литературных героев.
- Замечать и одобрять малейшие достижения ребёнка (научился сам застёгивать сандалии, куртку и т.д., научился убирать за собою игрушки, помог брату или бабушке, рассказал стихотворение и т.д.)
- Терпеливо относиться к проявлениям кризиса 3-х лет (негативизм, упрямство, капризы), объяснять ребёнку, как лучше что-то сделать, не ущемляя его стремления к самостоятельности. В тоже время контролировать его действия и поступки (“Хорошо, ты сам польёшь цветок, но я обязательно потом проверю, как ты с этим справился”; “Помой посуду сам, но не забудь её хорошо сполоснуть, так, чтобы не осталось пены” и т.д.)
- Эмоционально всегда поддерживать ребёнка, быть его другом и помощником.
По материалам лекций доцента кафедры возрастной психологии МПГУ
Л.А. Григорович, г. Москва.
Памятка для родителей
Если Ваш ребенок с проявлениями агрессивности, то:
- Необходимо быть последовательными в воспитании ребенка.
- Стараться быть внимательными к нуждам ребенка.
- Стараться вводить меньше запретов и не повышать голос на ребенка, помнить, что это самые неэффективные способы для преодоления агрессивности.
- Все вводимые вами запреты должны высказываться в тактичной форме.
- Давать возможность ребенку выплескивать свой гнев, смещая его на другие объекты.
- Показывать ребенку личный пример эффективного поведения (чаще демонстрировать ребенку свое доброжелательное, положительное отношение к окружающим).
- Стараться не допускать при ребенке вспышек собственного гнева; если вы все же в гневе – старайтесь не прикасаться к ребенку, лучше всего уйти в другую комнату.
- Наказывать ребенка можно только за конкретные поступки, наказания не должны унижать ребенка.
- Не нужно стесняться лишний раз пожалеть, приласкать ребенка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.
- Ограничивайте просмотр телепередач.
- Заведите дома животное. Посещайте выставки животных, цирковые представления с их участием.
- Не покупайте игрушки, вызывающие агрессию.
Памятка для родителей
Если Ваш ребенок с проявлениями гиперактивности, то:
- В своих отношениях с ребенком придерживайтесь “позитивной модели”. Чаще поддерживайте его успехи. Это поможет ребенку укрепить уверенность в своих силах.
- Когда вы отдаете распоряжения, вы можете их формулировать следующим образом: “ Мне нужна помощь. Пожалуйста, убери обувь от двери”. Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
- Избегайте частых повторений слов “нет”, “нельзя”.
- Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
- Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.
- Для подкрепления устных конструкций используйте зрительную стимуляцию.
- Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
- Поддерживайте дома четкий распорядок дня (дети чувствуют себя в безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями).
- По возможности избегайте скопления людей (это оказывает на ребенка чрезвычайно стимулирующее действие).
- Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных приятелей.
- Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
- Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезно ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
- Чаще берите своего ребенка на руки, сажайте на колени, обнимайте его, поглаживайте по голове, спине.
- Ограничивайте употребление ребенком сладостей, это приводит к его перевозбуждению.
Памятка для родителей
Если Ваш ребенок с проявлениями замкнутости, то:
- Не принуждайте ребёнка к общению.
- Старайтесь не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, и не пытайтесь общаться “за ребёнка”
- Введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребёнка; не раздражайтесь на то, что ваш ребёнок отказывается от общения.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Лучше сравните его с самим собой (“сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера”)
- Старайтесь быть примером эффективно общающегося человека.
- Привлекайте ребёнка к “вынужденному” общению: попросите сделать покупку, узнать, который час и т.д.
- Если ребёнок захотел пообщаться с вами, постарайтесь отложить все свои дела и поддержите это желание.
- Заведите дома животное. Посещайте выставки животных, цирковые представления с их участием.
- Будьте снисходительны к ошибкам своего ребёнка.
“Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста” под редакцией Л.М. Шипицыной
Памятка для родителей
Если Вы воспитываете мальчика, то Вам необходимо знать:
- Кровеносные сосуды мальчиков менее эластичны, поэтому при кровотечениях у мальчиков, им нужна экстренная помощь.
- Тазовые кости мальчиков расположены выше, чем у девочек. Поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений на ограниченной возвышенной поверхности мальчиков необходимо страховать.
- У мальчиков хорошо развита крупная моторика, а мелкая недостаточно. Поэтому мальчикам необходимо как можно чаще предлагать упражнения и задания на развития мелкой моторики рук (штриховка, рисование, лепка, конструирование, аппликация и т.д.).
- Мальчики не так быстро включаются в деятельность, но работоспособность сохраняют более длительное время.
- Общаются мальчики для того, чтобы получить новые знания.
- В душе мальчики исследователи, находящиеся в постоянном поиске, способные ради нового оставить старое, долго одним и тем же им заниматься тяжело.
- Очень большое значение для мальчиков имеет мнение группы, особенно того же пола. Поэтому, чтобы сподвигнуть мальчика на какой-то поступок или дело, нужно отметить, что это очень поднимет его авторитет в глазах друзей – мальчиков.
- В любых видах соревнований для мальчика очень важно быть первым.
- Агрессия мальчика, как правило, направлена вовне, на других. Возможность невротизации мальчиков в полтора раза выше, чем у девочек. Поэтому в процессе воспитания мальчиков необходимо стараться уменьшать количество невротизирующих ситуаций.
Памятка для родителей
Если Вы воспитываете девочку, то Вам необходимо знать:
- У девочек темп развития выше, они быстрее созревают.
- У девочек слабые связки, хрящи быстрее, чем у мальчиков заменяются костью. Поэтому их больше надо страховать при выполнении упражнений, развитии двигательных навыков.
- Девочки быстро включаются в деятельность, но пик работоспособности наступает раньше, чем у мальчиков.
- Девочки быстрее эмоционально утомляются, часто именно это является причиной их капризов.
- При возможности выбора девочки предпочитают знакомую, хорошо освоенную деятельность.
- В общении девочки больше ориентированы на взрослого, его мнение для них очень важно. Общаются девочки ради общения.
- В любых видах соревнований самое главное для девочки не быть последней.
- Девочки более целеустремленны, более упрямы в достижении цели. Но чаще бывают непоследовательными.
- Чаще агрессия девочки направлена внутрь (аутоагрессия – ребёнок грызёт ногти, сосёт пальцы и т.д.). Помочь им может только любовь и ласка.
По материалам лекций к.п.н., доцента МГПУ Григорович Л.А.
Памятка для родителей
“Правила позитивного общения с ребёнком”
- Тон голоса и выражение лица должны быть доброжелательными!
- Как можно меньше употреблять слово “нельзя” и частицу “не”!
- Всегда стараться выслушивать и понимать детей!
- Стараться объяснить, а не просто предъявлять требования!
- Предлагать ребёнку варианты и обозначать перспективу!
- Как можно чаще высказывать эмоциональное одобрение, хвалить!
- Оценивать поступки ребёнка. А не его самого!
- Помнить о том, что от нас ребёнку просто нужно как можно больше телесных контактов: обнять, погладить, прижать, приласкать, посадить на колени.
- Проявлять к ребёнку как можно больше терпимости и любви!
По материалам пособия Ю.С. Бениловой “Доброжелательные взгляды на общение с детьми”, М.: Книголюб, 2005
Памятка для родителей
“Как помочь ребёнку поддерживать дружеские отношения с детьми”
- Настраивайте ребёнка на положительное общение со сверстниками, выражайте уверенность в том, сын или дочь смогут поиграть не поссорившись.
- Постоянно пополняйте словарь детей словами и выражениями, которые помогут им вступать в контакт со сверстниками: “Давай играть вместе”, “Пожалуйста, ходи первым”, “Будь добр, уступи мне” и т.д.
- В процессе игры или общения детей интересуйтесь “как идут дела” (если Вы рядом).
- Оценивая ребёнка, делайте акцент на его поступках, а не на личности. Правильно сказать не “ты плохой – обидел Марину!”, а “ты поступил нехорошо – обидел Марину, попробуй исправить свою ошибку!”
- Обязательно спрашивайте у ребёнка, какие чувства и ощущения у него остались после встречи с другом. Заострите внимание на эмоционально– положительных моментах общения.
- Чаще играйте, что-то делайте вместе с ребёнком. Ставьте себя в роль ведущего и ведомого. Полученные навыки такого общения с Вами очень пригодятся ребёнку во взаимоотношениях с детьми.
- Обращайте внимание на дружеские взаимоотношения героев произведений художественной литературы, обсуждайте особо яркие моменты.
- Будьте настоящим, верным другом своему ребёнку! Только тогда он по-настоящему научится ценить дружбу и дорожить ею!
С пожеланиями успехов педагог-психолог ДС №193 Курынова С.С.
Библиографический список
- Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 240 с.
- Карабанова, Н.А., Курынова, С.С., Руденко, И. В., Тумакова, О.Е. Экология детства. Комплексное сопровождение ребёнка в условиях ДОУ: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2005. – 132 с.
- Портфолио в детском саду: методические рекомендации для руководителей и практических работников детского сада/ сост. О.Е. Тумакова [и др.]; под ред. И.В. Руденко. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 58 с.