"Россия – Родина моя"

Разделы: Внеклассная работа


Цель внеклассного мероприятия: познакомить учащихся с официальной символикой страны, Волгоградской области, Фроловского района.

Задачи:

  • сформировать понятие “малая Родина”,
  • сформировать первоначальные представления детей о символике Российской Федерации, Волгоградской области, Фроловского района,
  • воспитывать любовь и уважительное отношение к родной земле.

Учащихся в классе: 17.

Обеспечение: электронная Презентация (запись музыки “С чего начинается Родина…” на 1 и 20 слайдах, гимн России на 7 слайде, звуки балалайки на 13 слайде), выставка книг, карточки с пословицами на тему “Родина” и любые другие, рисунки флагов и гербов Российской Федерации и других стран на выбор.

Ход занятия

Учитель:
(говорит на фоне музыки “С чего начинается Родина…”)

Россия… (Слайд 1)
Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа –
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом Русь.

– Ребята, нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. Не зря говорят: “Одна у человека мать, одна у него и Родина”.
– Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? (Слайд 2)
– Да, вы правы, сегодня здесь пойдёт разговор о самом главном и важном для каждого из вас – о Родине. Сегодня мы ближе познакомимся с нашей Родиной: мы поговорим о государственных символах, о нашей малой родине.

(Стук в дверь.)

– Давайте посмотрим, кто к нам пришёл.

(Заходит девочка и говорит на английском языке.)

Девочка: “Здравствуйте, ребята. Меня зовут Элизабет. Я живу в Америке.
Я изучаю русский язык и хочу больше узнать о вашей стране – России”

Учитель: – Ты знаешь Элизабет, мы с ребятами как раз собрались поговорить о нашей Родине. Ребята, вы согласны помочь девочке?
–Тогда послушайте стихотворение Васильева и подумайте над вопросом, который он задаёт “Что мы Родиной зовём?”

(Ученик рассказывает стихотворение.)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.

Учитель: – Ребята, скажите, как называется страна, в которой мы живём?

(Россия.)

А наше государство называется Российская Федерация.

– У каждого государства есть свои символы. Символами называются предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства. Какие символы вы знаете?

(Флаг, герб, гимн.)

– Что вы можете рассказать о Российском флаге? (Слайд 3)

1-й ученик: Российский флаг – это прямоугольный кусок материи, состоящий из трёх горизонтальных цветных полос, называют ещё триколором. Отношение ширины флага к его длине – 2 : 3.

Учитель: – Посмотрите на наш флаг. Каждый цвет имеет своё значение:
белый цвет – мир и чистота, синий – это небо и верность, а красный цвет означает отвагу, мужество и героизм. (Слайд 4)

– Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников. А ещё флаг висит на каждом административном здании. Мы должны гордиться своим флагом – ему уже более 300 лет! (Слайд 5)

2-й ученик: Государственный герб. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава. Скипетр – это жезл, символ власти. Держава – это золотой шар с крестом наверху. (Слайд 6)

Учитель: – Знаете, ребята, корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. И сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, колющего змия. Наш современный герб очень древний. Ему уже более 500 лет.
(Слайд 7)

3-й ученик: Государственный гимн – это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине. Гимн – точно такой же символ государства как герб или флаг. Но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидать, его можно ещё и услышать или спеть самому.

Учитель: – Гимн исполняется в особых, торжественных случаях: в дни торжественных праздников, собраний, когда проводятся парады. Когда исполняется гимн, люди встают, мужчины должны снять головные уборы. Давайте послушаем гимн РФ.

(Прослушивается запись гимна.)

– Наш гимн значительно моложе флага и герба. Однако и он имеет свою историю. Музыке гимна уже более 50 лет.
– А вы знаете, что 12 декабря мы отметили государственный праздник –

День Конституции. Что такое – Конституция?

(Слайд 8)

4-й ученик: Конституция РФ – это список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.

Учитель: – Ребята, вы знаете, кто же управляет нашим государством?

(Президент.)

Да, верно. Первым президентом был Б.Н. Ельцин, потом ему на смену пришёл В.В. Путин. Знаете ныне действующего президента? (Д.А. Медведев) (Слайд 9)

– Мы рассказали о государственных символах нашей страны. Но есть ещё и неофициальные символы, по которым можно узнать Россию. (Слайд 10)

Кремль. Московский Кремль является историческим центром Москвы. Именно с появлением Кремля начинается история Москвы как таковой. Это уникальный памятник архитектуры и является символом не только нашей столицы, но и всей России в целом. Посмотрите, как красив Кремль. (Слайд 11)

Берёза всегда считалась символом России, символом её одухотворённости, процветания и долголетия. (Слайды 12)

5-й ученик:

Русь моя, люблю твои берёзы,
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз!
Николай Рубцов

Учитель: – Посмотрите, как красивы русские берёзы!

(Слайд 13)

(Входит девочка в костюме матрёшки.)

Матрёшка тоже является неофициальным символом России. Это символ её загадочной для всех русской души. Выточенная из липы на токарном станке, матрёшка – сложное изделие. Расписывают её прямо по дереву.

Учитель: – Вот мы с вами поговорили о символах нашей страны. Я думаю, что Элизабет тоже узнала много нового для себя.

– Ребята, давайте теперь расскажем нашей гостье о нашей малой Родине, о том крае, где мы с вами живём. Как называется наша область? (Волгоградская.)

(Слайд 14)

Областным центром является город-герой Волгоград. Посмотрите на его достопримечательности. (Слайды 15, 16)

– Как называется наш район? (Фроловский.) (Слайд 17)

Верно, посмотрите и назовите достопримечательности г.Фролово. (Слайд 18)

– И наконец, мы подошли к самому родному – хутору, где мы с вами живём.

Посмотрите, как он красив. Это красивый, утопающий в зелени посёлок, с красивыми домами, памятниками, с раскинувшимися вокруг широкими полями. Среди вот таких полей раскинулись наши сёла.

(Слайд 19)

Ученики:

Утром солнышко встаёт,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!

– Ребята, а что вы знаете об истории названия нашего хутора?

(Сообщение ученика об истории создания хутора.)

“Я живу в хуторе Шуруповском. Наш хутор был основан очень давно помещиком Шуруповым. У него были свои поля, быки, лошади, своя лавка. Всю работу выполняли на его поместье бедные крестьяне. В революцию помещик бежал, а всё добро бросил. Люди, которые на него работали, остались здесь. Хутор стал расти и развиваться.
После Великой Отечественной войны открыли карьер известкового камня. Приезжали люди на работу в карьер со всей страны. Ехали они в добротных шубах, поэтому карьерский посёлок называют Шубари. Позже открыли железнодорожный карьер и начали строить посёлок Щебзавод. А ещё позже построили комплекс по откорму крупного рогатого скота и цех по переработке семян подсолнечника.
Сейчас в нашем хуторе есть красивые школа и детский сад, магазины, почта, медпункт, клуб.
Я очень люблю свою малую Родину – хутор Шуруповский.”

Учитель: – Итак, ребята, о чём мы с вами сегодня поговорили?

(О Родине большой и малой.)

– Я надеюсь, что вы будете расти достойными гражданами нашего общества, будете бережно относиться к своей Родине. Помните слова: “Родина любимая, что мать родимая!” Мы должны беречь её, гордиться ею, посвящать ей свой труд, свои достижения. (Слайд 20)

– Наш народ очень любит Родину, и сочинил о ней много пословиц и поговорок. Какие пословицы вы знаете? Посмотрите, у вас на столах лежат листочки с пословицами. Вы должны выбрать те, которые относятся к теме Родина. (Приложение 1) Эти пословицы я предлагаю поместить в нашу книгу “Пословицы и поговорки о Родине".

(Дети работают по группам.)

– А теперь ещё одно задание. Сейчас проверим, как вы запомнили символы нашего государства. Из предложенных символов вы должны выбрать флаг и герб Российской Федерации.

(Работа в группах.)

Учитель: – И закончить нашу встречу мне хочется словами А. Прокофьева:

Нет на свете Родины дороже.
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

– Я предлагаю вам оформить альбом “Моя Родина”. Каждый из вас оформит свою страничку. Нарисовать можно всё, что касается темы нашего занятия.

Приложение.