Цели:
- Выявить уровень развития детей, умение говорить связно, использовать в речи антонимы.
- Определить уровень сформированности математических представлений, знаний числового ряда и развития логического мышления.
- Актуализировать знания детей об окружающем нас мире.
- Воспитывать культуру поведения, доброжелательность, умение слушать и слышать ответы товарищей.
Оборудование: числовой ряд; карточки с примерами; картотека логических задач; картотека “антонимы”; д. / игра “Назови лишнее”; Картотека загадок; картины “Времена года”; игрушка Петрушка; атрибуты к сюжетно – ролевой игре “Почта”; костюм – старуха Шапокляк.
Ход занятия
Стук в дверь. Входит почтальон, приносит извещение на получение посылки.
I. Математика:
Воспитатель: – Ребята, давайте собираться на почту за посылкой. Строимся.
1. Построение. (У детей на руках бирки с цифрами.)
– Назовите, какая у вас цифра? (Называют цифру на своей бирке.)
– Встаньте по порядку. (Счет в прямом и обратном порядке.)
2. “Назови соседей”
3. “Назови число больше (меньше) данного”.
Воспитатель: – Ну, что построились, а теперь отправляемся на автобусную остановку. А как нужно вести себя на остановке и в автобусе? (Повторение правил поведения в общественном транспорте.)
– Что нужно сделать, когда вошёл в автобус? Правильно, приобрести билеты. Вот и мы сейчас приобретём билеты. Только у нас билеты не простые, чтобы пройти в автобус вам нужно решить пример записанный на билете.
4. Решение примеров:
1 + 2
= 3 + 4 = 5 – 1 = 2 + 4 = 6 + 1 = |
7 + 2
= 8 – 4 = 5 + 5 = 10 – 5 = 6 – 3 = |
Воспитатель: – Вот мы и сели в автобус, завели мотор и поехали.
5. Речевая разминка “Мотор” (на одном вдохе произносим звук Р).
Воспитатель: – Вот мы и приехали.
На почте дети видят Шапокляк, удивляются.
Воспитатель: – Здравствуй, Шапокляк, мы за посылкой приехали.
Шапокляк: – Подумаешь за посылкой. А мне никто посылки не шлёт. У меня не только посылки есть, но ещё и письма имеются. Я их сама пишу, хотите, прочитаю? Вот слушайте.
6. Логические задачи.
- В нашем уголке природы растут красивые комнатные растения. Наташа и
Валера дежурные. Наташа полила фиалку, огонёк, хлорофитум. Валера вытер пыль
с бегонии, а с кактуса вытирать не стал. Испугался…. Чего испугался Валера?
Сколько растений в уголке природы?
- В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая… (лиса).
Длинноухий, короткохвостый, трусливый… (заяц).
Круглый, колючий, кусачий… (ёж).
Серый, зубастый, злющий… (волк).
Неуклюжий, толстый, ворчливый… (медведь).
Сколько всего зверюшек жили в избушке?
- – Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
– Я самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают небо и море.
– Нет, я самый главный, – сказал красный карандаш. – Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
– Ну, нет, уж это я самый главный, – сказал зелёный карандаш. Моим цветом раскрашивают траву и листья на деревьях.
– Спорьте, спорьте, – думал про себя жёлтый карандаш. – Уж я-то знаю, что самый главный – это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.
Сколько всего карандашей было в коробке?
Шапокляк: – Ну, знаете вы ответы и что… (Берёт конфету и жует, произнося какие – то фразы.)
Воспитатель: – Что она говорит? Ничего не понятно. Надо бы научить её правильно говорить.
II. Развитие речи:
1. Разучивание скороговорки.
“Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок”.
2. Словарная работа.
Воспитатель: – Как вы понимаете слово морока?
Морока – нечто путаное, непонятное, в чём трудно разобраться.
Шапокляк: – Я тоже вас могу кое-чему научить. Кусаться, драться, в общем плохому и делать всё наоборот, даже говорить.
3. Игра “Антонимы”.
Толстый – тонкий, узкий – широкий,
злой – добрый, хороший – плохой,
тихо – громко, говорить – молчать,
смеяться – плакать, начало – конец,
ночь – день, небо – земля.
II. Разминка.
Русская народная игра “Гори, гори – ясно”.
IV. Познавательное.
Раздаётся смех.
Воспитатель: – Кто там так весело смеётся?
Петрушка: – Да, это же я смеюсь! Я смеюсь так громко!
Воспитатель: – Петрушка! А почему ты так громко смеёшься?
Петрушка: – А это я сам над собой смеюсь! Просто у меня сегодня хорошее настроение. Потому что я самый красивый, самый умный, самый весёлый, вот!
Воспитатель: – Петрушка! Да разве можно хвалиться? Надо быть скромным!
Петрушка: – Ребята! А, правда, я самый красивый? Посмотрите, какая у меня шапочка! А штанишки, какие красивые, ни у кого из вас таких нет! А ещё я самый умный! Я всё на свете знаю! Что ни спроси – отвечу!
Воспитатель: – Раз так, мы тебя проверим.
1. “Назови лишнее”.
– Корова, собака, жираф, свинья.
– Берёза, пальма, дуб, рябина.
– Подберёзовик, лисичка, земляника, опята.
– Медведь, белка, курица, волк.
– Капуста, морковь, клубника, слива.
(Первое отвечает, остальные затрудняется.)
Воспитатель: – Ребята, давайте поможем (дети отвечают).
Воспитатель: – Вот видишь, что значит хвалиться раньше времени.
Петрушка: – Я больше не буду хвалиться! Ой! Ребята, какие вы умные! Всё знаете!
Воспитатель: – Петрушка, а давай ребятам загадки загадаем, проверим их.
2. Загадки:
- Он не лётчик, не пилот,
Он не водит самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите это? (Космонавт.)
- Есть на свете чудесная лопата на колёсах,
Крива и горбата,
Но копать начинает она –
Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор.)
- Вместе с лётчиком, пилотом
Она летает в самолётах.
Поднебесная принцесса.
Кто же это… (Стюардесса.)
- Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками! (Троллейбус.)
Петрушка: – Молодцы! Какие вы умные!
Воспитатель: – Подожди, Петрушка, задания ещё не кончились:
– Как называют того, кто учит детей?
– Кто сочиняет стихи?
– Как называется профессия врача, который лечит зубы?
– Как называют человека, который добывает уголь?
– Как называют человека, который управляет, областью, краем?
– Как называется профессия человека, который управляет страной?
Петрушка: – Хорошо мне тут с вами, но мне пора идти! Хотите, я к вам ещё зайду? До свидания!
Шапокляк: – Молодцы и с этим заданием справились. Ну, про посылочку не забыли?
Воспитатель: – Нет, теперь мы можем её забрать?
Шапокляк: – Ох, какие шустрые!
Воспитатель: – Ребята, а давайте покажем Шапокляк, что мы ещё и читать умеем. Может тогда она нам и отдаст посылку!
3. Чтение слов за столом.
(Мак, мама, мода, папа, кот, ток, гном, оса, сыр, нос, шар.)
Воспитатель: – Ну, как?
Шапокляк: – Молодцы! Вот вам хорошо, вы и в детский сад ходите, и на улице гуляете в любое время года. А я вот сижу здесь только и мечтаю. От скуки картины писать начала. Вот посмотрите:… (на мольберт выставляются картины с изображением разных времён года, Необходимо внимательно их рассмотреть и найти ошибки, которые допустил художник.)
Шапокляк: – Ладно, так и быть, забирайте свою посылку!
Воспитатель: – Ребята, давайте поблагодарим Шапокляк. Ну, а теперь, возвращаемся в группу.
Дети отправляются в группу, где раскрыв посылку, находят угощения.