Формирование и развитие духовно-нравственного здоровья школьников средствами культурно-ориентированных предметов

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Чтобы обеспечить условия здоровой и полноценной жизни, необходимо оказание соответствующей помощи со стороны окружающих ребенка взрослых. Важно научить противостоять стрессовым ситуациям, не поддаваться неудачам; воспитывать желание быть бодрым и оптимистичным; развивать волевые качества, способность не бояться трудностей; умение общаться со сверстниками и взрослыми; ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья ребёнка.

В школе существуют различные пути сбережения и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста - это оптимальная организация учебного процесса в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями ребёнка, выбор адекватных методик обучения и воспитания, рациональный режим ведения урока, укрепление физического здоровья, использование технологий сохранения здоровья, воспитания культуры здоровья. В решении данного вопроса актуальным является разработка и внедрение таких технологий использование которых идёт на пользу здоровья учащихся, так как значительную часть своего времени они находятся в школе.

Психологическое здоровье - необходимое условие полноценного функционирования и развития человеком в процессе его жизнедеятельности. Психологическое здоровье связано с духовностью, с ориентацией на абсолютные ценности: Истину, Добро, Красоту. Если у человека нет этой этической базы, то невозможно говорить о его полноценном психологическом здоровье. Ключевыми словами психологического здоровья являются гармония и баланс, которые должны быть между различными сторонами: эмоциональными, интеллектуальными, телесными, психическими, нравственными, духовными; также между самим человеком и окружающими его людьми, природой. Академик В.М.Бехтерев писал, что одной из направленностей здоровой личности является нравственное воспитание: ":как для правильного развития тела необходимо правильное питание, так и для умственного развития личности требуется представление ей пищи духовной". Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания - один из центральных в сфере образования. В совершенствовании нравственных чувств отечественных психолог И.А.Сикорский видел залог нравственного здоровья общества, особую роль отводил содержанию школьных дисциплин.

Духовная музыка - одно из средств, которое способно воздействовать на тот потенциал духовных и творческих способностей, возможностей, заключенных в эмоциональной сфере человека. Содержание такой музыки пробуждает ту устремленность к Добру и Свету, которая заложена в каждой душе ребенка и может стать источником нравственности и гармонии личности. Открытость, искренний интерес детей к религиозному искусству; принятие духовных образов, которые содержат музыкальное и изобразительное искусство; раскрепощенность, свободное самовыражение в исполнении песен с духовным содержанием; чистота, неподдельная искренность детей в своих высказываниях, чувствах. Предмет "Духовная музыка" является важной составной частью предметов человековедческого цикла в школе, цель которых формирование и развитие психологического здоровья.

Духовная музыка помогает снятию скованности и эмоционального напряжения; побуждает к гармоничному общению, основой которого является доброжелательность, искренность; развивает способности к творческому воображению, раскрепощению; формирует эстетические потребностей; настраивает на позитивные чувства, мысли, поступки, желания.

Все темы имеют общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы - Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности, наполняющие истинным смыслом го жизнь. Очень важно воспитать в ребенке способность видеть красоту окружающего мира, ощущать себя в гармонии с этим миром. Темы программы общие для разного возраста детей, но разрабатываются в содержании занятий с учетом их особенностей развития, возможностями конкретного класса. Они углубляются по содержанию, совершенствуются, чтобы раскрыть полнее богатство духовного и образно-чувственного мира ребенка, реализовать его душевно-духовные качества.

Урок для ребенка - это частица его жизни и педагогу надо умело пользоваться голосом, жестами, мимикой, чтобы вместе проживать этот урок. Результат - это отношение детей, интерес, который они проявляют к содержанию предмета. Дети ощущают себя на занятиях комфортно, у них появляется желание поделиться своим состоянием, чувствами, высказать свои мысли, то есть существует личная востребованность в таких занятиях. Учителю дают большую информацию о внутренней жизни детей рисунки, высказывания, составления молитв, которые иногда даже вскрывают серьезные, глубоко скрытые личностные проблемы ребенка.

Практическая значимость программы состоит в том, что она делает педагогический процесс более личностно-ориентированным на уроке, может быть использована в работе с детьми младшего и среднего школьного возраста, с разным уровнем развития, включая соответствующие возрасту способы и приемы обучения и воспитания; сам учитель не является наблюдателем со стороны, он тоже вместе с детьми проходит этапы духовного развития, проявляет свои личностные качества, становится мудрым наставником. Содержание программы ориентирует учителя на освоение современных знаний наук о человеке и их реализацию в духовном развитии детей в предметах музыкально-эстетического цикла.

Как один из видимых результатов - это благодарность детей за урок, желание снова прийти и встретиться с педагогом. Дети приносят книги на библейские сюжеты, детские молитвословы, подаренные им иконы, песни, духовную музыку для слушания (иногда уникальные записи, например, хор монахов Валаамского монастыря). Для детей посещение церкви - всегда серьезное востребованное событие, которого они ждут с нетерпением в начале учебного года, в канун Рожества, в Пасхальную неделю. Трогательная чувствительность, эмоции тихой радости испытывает каждый ребенок при встрече с духовными образами и еще длительное время делится своими впечатлениями, душевными открытиями со сверстниками и родителями. Детей нашей школы служащие церкви выделяют по "особому" поведению, умению вести себя в храме, заинтересованности к его внутреннему содержанию. На выставке иконописного искусства в музее даже первоклассники удивили экскурсовода своей любознательностью, знаниями, дополнениями к ее рассказу. Во время уроков школьники создавали творческие работы на темы: "Моя церковь", "Мой внутренний колокольчик", "Во что я верю", "Что может душа, тело", "Рождественские впечатления" и др. Исходя из учебных возможностей школы, психологического портрета класса занятия проводятся один раз в неделю с учащимися начальных классов. Иногда, следуя запросам классных руководителей, это занятие интегрируется с предметом "Человековедение" и приобретает название "Час духовного развития" и проводится в группах продленного дня.

В ходе занятия отслеживается эмоциональное состояние детей, которое они сами выражают в цвете, графической зарисовке в начале и в конце работы, также используется опросник эмоционального состояния. После занятий дети менее напряжены, эмоционально уравновешены, спокойны и чувствуют себя отдохнувшими, проявляют чувство радости. Общение с духовно-нравственных содержанием искусства входит в эмоционально-чувственную сферу ребенка, гармонизирует его психическое состояние, а значит приносит ему на данном этапе ощущение внутренней радости от того, что душа трудилась, удовлетворение собой. Таким образом, содержание предметов культурно-ориентированной направленности создает условия формирования гармоничного внутреннего мира ребенка, сохранение и развитие духовно-нравственного здоровья, его творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зеньковский В.В. Вопросы христианской антропологии.
  2. Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования.
  3. Розин В. Психологическая практика. Эзотерический опыт.
  4. Штайнер Р. Антропологический путь познания.
  5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека - М., 1998.
  6. Маслоу А. Самоактуализация психология личности - М., 1992.
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2004. - 296 с.
  8. М. М. Безруких Методические рекомендации: здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. - М: Триада - фарм, 2002.
  9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. -384с.