Проектно-исследовательская деятельность учащихся – приоритетное направление современного образования

Разделы: Администрирование школы


Цель: формирование системы проектно-исследовательской деятельности в школе, направленной на воспитание социально активной, успешной, всесторонне развитой личности, способной адаптироваться к условиям современного общества.

Задачи:

  • Обеспечить условия для индивидуально-ориентированного (личностного) развития, поддержания благоприятного микроклимата в школе.
  • Сформировать положительную мотивацию педагогических работников к повышению уровня компетентности в области исследовательских технологий и активному участию в исследовательской работе.
  • Развивать исследовательские навыки и творческие способности учащихся через привлечение к проектно-исследовательской деятельности в разнообразных формах.
  • Развивать внешние связи школы, ее включенности в социальное пространство района и республики.

Актуальность проекта

Современная школа, верная старым еще советским традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. В основе метода исследовательских проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод исследовательских проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль преподавателя - помочь детям в этом.

Этапы внедрения проекта

1 этап - подготовительный 2009 год январь-май.

1. Проведение цикла семинаров с элементами тренинга для учителей:

  • Семинар № 1. Что такое учебный проект (январь 2009 года)
  • Семинар № 2. Проектно-исследовательская деятельность и развитие общеучебных умений и навыков. (февраль 2009 года)
  • Семинар № 3. Взаимодействие с учащимися в работе над исследовательским проектом: учет возрастных возможностей, личностных потребностей и индивидуальных особенностей. (март 2009 года)
  • Семинар № 4. Тип проекта и ведущая деятельность учащегося. (март 2009 года)
  • Семинар № 5. Оценивание проектов. (апрель 2009 года)
  • Семинар № 6. Критериальное оценивание в проектно-исследовательской деятельности (апрель 2009 года)
  • Семинар № 7. Подведение итогов цикла семинаров. Отработка полученного опыта. (май 2009 года)

2. Открытие творческих проектно-исследовательских мастерских как формы организации проектно-исследовательской деятельности в гимназии (март 2009 года)

3. Изучение и выпуск документов, регламентирующих проектно-исследовательскую деятельность в школе.

Презентация.

2 этап август-июнь 2009-2010 гг.

Реализуется по годовому плану проектно-исследовательской деятельности в гимназии

Содержание Ожидаемый результат Сроки
Педагогический совет "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Совершенствование организации проектно-исследовательской деятельности учащихся Август
Организация работы ученического научного общества Открытые новых направлений работы НОУ сентябрь
Подготовка перечня тем учебных исследовательских проектов по всем творческим мастерским на предстоящий учебный год Создание условий для выбора учащимися тем проектов Сентябрь
Выбор тем учебных исследовательских проектов Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность Сентябрь-октябрь
Проведение малых научно-практических конференций в ходе предметных недель Оценка хода работы учащихся над проектами выбор лучших работ Декабрь-март
Подведение итогов защиты учебных исследовательских проектов, выдвижение работ на гимназическую научно-практическую конференцию "Шаг в науку". Совершенствование проектной исследовательской деятельности в школе и подготовка к гимназической научно-практической конференции Март
Создание рабочей группы для проведения гимназической научно-практической конференцию "Шаг в науку". Успешное проведение конференции, выявление лучших работ Март-апрель
Гимназическая научно-практическая конференцию "Шаг в науку". Популяризация проектно-исследовательской деятельности, представление лучших работ на конкурсы разных уровней. Апрель
Организация органа печати для публикаций материалов конференций, аннотаций исследовательских работ Появление нового печатного органа научного общества учащихся Май
Анализ работы, план работы на следующий год. Определение перспектив дальнейшей деятельности Июнь

Ожидаемые результаты

  1. Появление школьных проектов на базе творческих мастерских.
  2. Увеличение количества учащихся, занимающихся проектно-исследовательской деятельностью
  3. Рост числа участников и победителей районных и республиканских научно-практических конференций, конкурсов исследовательской и проектной деятельности.
  4. Рост личностных достижений учащихся .
  5. Повышение профессионального мастерства учителей.

"ДРЕВО И УЧИТЕЛЬ ПОЗНАЮТСЯ ПО ПЛОДУ"

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить Земля,
Высшим достоинством Человечества
Станут когда-нибудь Учителя.
Р. Рождественский

Современное общество заинтересовано в хороших школах, воспитывающих молодых людей, способных утвердиться, найти свое место в жизни, быть востребованными, создать семью и нести ответственность за своих близких.

Ключевая роль в воспитании нового поколения людей отводится учителю. Деятельность педагога - это десятки ежедневных контактов, решение возникающих на каждом шагу педагогических задач, требующих немедленных действий. Поэтому от педагога в любой момент его профессиональной деятельности требуется креативность, умение быстро находить выход из нестандартной ситуации.

Школа - вот та ступень, с которой все начинается. Счастье детей, если они попадают в высокопрофессиональный, гуманный педагогический коллектив. Вот такой коллектив и работает в гимназии имени М.М. Вахитова г.Буинска Республики Татарстан.

В настоящее время в гимназии трудятся 44 педагога, 6 учителей высшей квалификационной категории, 28 - первой, 8 - второй.

Педагогическое мастерство учителей отмечено следующими правительственными наградами:

- Отличник просвещения - 1 учитель;

- Заслуженный учитель РТ - 1 учитель

- Заслуженный деятель культуры - 1 учитель

- Нагрудной знак "Почетный работник общего образования РФ"- 3 учителя;

- Почетная грамота министерства Образования РФ - 2 учителя;

- Нагрудной знак "За заслуги в образовании" - 8 учителей;

- Почетная грамота министерства Образования и науки РТ - 7 учителей.

Люди по-разному понимают роль учителя. Одни видят в нём просто преподавателя учебного предмета, другие: Я же вижу педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению личности ученика. Результативность деятельности школы определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное, учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, " только личность может воспитать личность".

Образовательная практика в нашей гимназии наряду с традиционными формами обучения включает и исследовательскую деятельность учащихся. Получение знаний через собственное исследование, опыт, эксперимент всегда наиболее ценно для ребенка, познающего мир. Именно поэтому в гимназии значительное место занимает проектно - исследовательская деятельность. Тематика проектных и исследовательских работ, как и возраст детей - исследователей, не ограничен строгими рамками. Ведь исследовательская деятельность - достояние свободного, независимо мыслящего человека. Пожалуйста, экспериментируй, изучай, то, что кажется интересным, важным. Главное, чтобы в ходе исследовательской деятельности ребенок развил свои творческие способности, смог реализовать себя как личность, самоутвердиться.

"Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственности за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта" - это определение российских учителей.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время входит в план работы каждого предметного методического объединения учителей
Условиями успешной организации проектно-исследовательской деятельности в нашей гимназии являются:

1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива гимназии и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

3. Признание руководством и коллективом гимназии, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.

4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

 Учитель для одаренного ребенка должен выступать как личность, которая продуктивно реагирует на вызов, умеет воспринимать критику.

 Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, не быть директивным;

 Учитель должен верить в собственную компетентность и возможность решать проблемы; быть готовым нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущать себя человеком, заслуживающим доверия, уверенным в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

 Учитель должен считать окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, что им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

 Учитель должен стремиться к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работать над пополнением собственных знаний, быть готовым учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Итак, самое решающее звено любой новации - учитель

Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять его, а стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка, ориентированное на самореализацию личности - вот главный принцип учителя начальных классов Кадыровой Фирдаус Сагитовны. Главным направлением в своей педагогической позиции она считает защиту достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, проявление и развитие способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.

К.Д. Ушинский писал: "Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать". Понять его индивидуальность, интересы и увлеченность, умственное развитие, способности и наклонности. Эти знания будут залогом успеха в развитии личности. Поэтому Фирдаус Сагитовна ведет целенаправленную работу по изучению и развитию своих учащихся, привлечению их к различным видам деятельности. С первого класса все ее ученики изучают общеэстетический цикл в школе искусств, занимаются в школьных кружках, спортивных секциях.

Одна из черт педагогического мастерства учителя - удачное сочетание урочной и внеклассной работы, которое побуждает детей к самостоятельности в поиске новой информации, развивает творческую активность, познавательный интерес.

Мы с уверенностью можем сказать про нее: "Учитель: Мастер своего дела: Интересный человек: Мудрый наставник:". Умение тонко чувствовать индивидуальность и внутренний мир ребенка, постоянный поиск инновационных технологий обучения и воспитания, доброта и, вместе с тем, требовательность строгого учителя и наставника - это далеко не все, чем обладает учитель физики гимназии Бакирова Фирдаус Миннулловна. Глубокие знания физики позволяют ей реализовать в своей деятельности программы разного уровня, совершенствовать методы и приемы изложения трудных вопросов школьного курса, овладевать современными педагогическими технологиями. Фирдаус Миннулловна старается развить у учащихся стремление к научно-исследовательской деятельности. Она учит учащихся самостоятельно добывать знания, работать со справочной и научно-популярной литературой.

В этом учебном году под руководством Фирдаус Миннулловны в гимназии разработан и реализуется проект научного общества учащихся "КВАНТ". Создание научного общества позволило развить и реализовать интеллектуальные и творческие способности учащихся, привлечь их к результативному участию в интеллектуальных мероприятиях разного уровня по физике и математике. Сегодня в его состав входят одаренные, талантливые и пытливые ребята с 5 по 11 класс. Учителю есть чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных городских конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными, есть победители и призеры таких мероприятий.

"Педагог от Бога" - так говорят о прирожденных Учителях, отмеченных большим талантом. Именно педагогический талант, творческое горение, любовь к своему предмету помогли Фирдаус Миннулловне добиться замечательных результатов в ее профессиональной деятельности. Бакирова Ф.М.- Почётный работник общего образования Российской Федерации, лауреат фонда "Династия", победитель в номинации "Учитель, воспитавший ученика", победитель всероссийского конкурса "Лучшие учителя России" в рамках ПНПО, награждена медалью Януша Корчака, Почетными грамотами Министерства Образования РТ в 2006, 2007, 2008 г.г. за подготовку призеров республиканских олимпиад по физике и политехнической олимпиады.

Учительская профессия немыслима без постоянного творческого поиска, саморазвития и самосовершенствования. Ощущение внутренней неудовлетворенности не позволяет останавливаться на достигнутом, побуждает осваивать новые методики и технологии. Учитель татарского языка и литературы Низамиева Рузиня Гадиевна пользуется самыми передовыми методиками, ее учительское кредо можно выразить словами Плутарха: "Ребенок - не пустой сосуд, который можно заполнить, но факел, который нужно зажечь". Свою педагогическую миссию она видит в том, чтобы распознать и развить способности каждого ребенка, заронить в детскую душу искорку творчества.

Чтобы учить детей, разговаривать с ними на одном языке, нужно не прекращать учиться самой. Педагог, который перестает развиваться внутренне, становится неинтересным для учеников. Эту истину Рузиня Гадиевна усвоила давно. Она просматривает горы методической литературы, анализирует новые исследования и инновационные методики, берет на заметку удачные проекты и не боится экспериментировать.

Учитель года - главный ориентир для коллег на много-много лет вперед. Именно таким ориентиром для своих коллег стала Низамиева Р.Г. - победителем районного конкурса "Учитель года -2009". Признана она лучшим учителем татарского языка и литературы и в республиканском туре конкурса.

Большой педагогический опыт, знания, любовь к детям и своему делу, необыкновенное трудолюбие, творческий подход к работе, стремление к самосовершенствованию, готовность помочь советом и делом - вот что характеризует учителя русского языка и литературы Садриеву Эльмиру Фаритовну.

Эльмира Фаритовна - педагог, умеющий проектировать развивающую социально - культурную среду, способная осуществлять личностно-ориентированное обучение ребёнка.

Поиск и творчество, стремление ко всему новому и передовому, умелое использование педагогического опыта предшествующих поколений - это тот фундамент, на котором построено творчество учителя русского языка и литературы Сунгатуллиной Алсу Фаридовны. Она уверена, что роль литературы в воспитании наших учеников несоизмерима с другими предметами и поэтому стремятся превратить литературу как предмет обучения в литературу как предмет воспитания. Продуктивное участие в научно-практических конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровней способствуют формированию творческого потенциала личности учащихся и развитию социально-значимых качеств.

Преподавание любого предмета всегда сложный процесс, особенно, если это касается истории и обществознания. Главным правилом деятельности учителя истории Галятдинова Рифкать Хасановича стали слова Сенека: "Уча других, мы учимся сами".

По мнению педагога, только хорошо образованный    учитель, может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель, являющийся творческой личностью, может заинтересовать детей своим делом. В школе не должно быть места скуке, там, где дети, там должно быть интересно, познавательно и увлекательно. Педагогика сотрудничества составляет основу для совместного решения самых трудных проблем.

Большое место в деятельности учителя отводится исследовательской деятельности, которая развивают у школьников коммуникативную культуру, инициативность, способность иметь и защищать свою точку зрения.

В нашей гимназии работают яркие, талантливые личности, которые стали "звездами" не только нашей школы, но и района, Республики.

Школа личности - это школа, где каждый учитель и ученик реализует свои творческие способности, где каждый - личность. Сегодня наша гимназия соответствует этим требованиям, об этом говорят результаты нашей деятельности.

Участвуя в различных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях учащиеся нашей гимназии также добиваются хороших результатов. Хочется отметить, что за последние два года школа довольно успешно выступает на республиканском уровне.

Убеждёна, что учитель не должен останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно продолжать поиски новых приемов и методов воспитания, и только творчески работающий педагог может сформировать творческую личность, и только, отдавая работе всю душу, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни и радость труда!