Форма урока: урок-лекция.
Жанр урока: урок-презентация, урок-интервью.
Цели урока:
- расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес их к изучению экранного искусства;
- представить учащимся разнообразный, удивительный мир кино;
- развивать речь учащихся, совершенствуя, ее образность и выразительность, пополняя их лексикон новыми терминами;
- учить составлять тексты искусствоведческого характера;
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
Обучающая – понимание языка кинематографии, азами синтетического вида искусства.
Развивающая
– введение ребят в мир пространственно-временного искусства, эмоционально связанного с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.Воспитательная
– формирование нравственного отношения к культурным ценностям. Пробуждение творческой активности, осознание связей различных видов искусств между собой и с жизнью.Оборудование:
- Проектор
- Экран
Программное обеспечение: Microsoft Office (Microsoft Word, Power Point).
Схема урока:
- Общая характеристика синтетического искусства “Кино”.
- Из истории кино. Презентация.
- Первый киносеанс.
- Маленькие трагедии немого кино.
- ““Синема” в России”.
- Крупным планом.
- Интервью.
- Обобщение темы и подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Примечание. Урок проводится совместно с учащимися, знатоками истоков кинематографа. Знатоки заранее подготовили презентацию. Во время показа они рассказывают много интересного о работах изобретателей, мастеров немого кино, технологиях кинематографии. Презентация записана на диск и прилагается к конспекту урока. Все учащиеся предупреждены, что в конце урока можно задавать вопросы знатокам (взять у них интервью).
Ход урока
Слайд 1. Эпиграф:
“Открытие никогда не является импровизацией и творчеством одного лица, оно есть последнее звено в цепи, начало которого с трудом поддаётся определению”.
Виктор Янсенн
I. Общая характеристика синтетического искусства “Кино”.Учитель: Ни одно из великих открытий не возникало “вдруг”, на пустом месте. И для того, чтобы искусство экрана стало для нас привычным, были нужны открытия многих людей в течение многих лет… Лет? А может, даже веков?
Кино – это изображение в движении, живущее не только в на плоскости, в пространстве, но и во времени, поэтому кино– пространственно-временное искусство. Кино – синтез слова, звука, игры актёров, музыки, но прежде всего изображение.
Слайд 2.
Сегодня мы совершим путешествие в мир кино. Узнаем об изменяющемся и неизменном в кинематографии от братьев Люмьеров до наших дней. О немых, чёрно– белых и цветных фильмах, рекламе и телевизионных клипах. Войдём в мир актёрского искусства, откроем многообразие аспектов режиссерской профессии. Вот те моменты, которые будут освещены на нашем уроке знатоками киноискусства.
II. Из истории кино. Презентация – Приложение 1.
(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток творчества Т.Эдисона).
Слайд 3.
Ученик: Американский учёный Т.Эдисон был первым, кто изобрёл аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп с горизонтальной протяжкой плёнки и индивидуальным объективом для просмотра.
Слайд 4.
В 1891 году Эдисон впервые продемонстрировал его в своей лаборатории. Только через два года Томас Эдисон получил патент на своё изобретение, но теперь это целый комплекс устройств – камера для съёмки и механизм просмотра изображения. К этому времени завершено и строительство специальной студии “Чёрная Мария”. Помещение было оббито тёмными щитами, свет проникал только сверху, этого требовала технология съёмки. Изображение на плёнке получалось величиной с почтовую марку.
Первый “фильм” – ролик в этой студии был снят ассистентом Эдисона Кеннеди Лори Диксоном под названием “Фред Отто чихает”. Конструкция кинескопа позволяла склеивать плёнку в кольцо – и любопытный зритель мог сколько угодно наблюдать живую картинку столь интересного действа.
Слайд 5.
Ещё через год в Нью-Йорке был открыт первый зал для просмотра фильмов с помощью кинескопа. Просторное помещение было заполнено большими тёмными ящиками с небольшим окуляром наверху. Люди платили деньги, заходили и смотрели один или несколько роликов, переходя от одного аппарата к другому. Кинескоп был рассчитан на одного зрителя, плёнка в нем двигалось непрерывно, и из-за этого изображение получалось нечётким, слегка смазанным. Не было и проекции на экран – источник света просто помещался над плёнкой.
Кинескоп Эдисона оставался забавной технической игрушкой, однако изучение его конструкции вело других энтузиастов к новым техническим поискам. В 1895 году возникла целая карусель открытий новых конструкций в Германии, Англии, Франции. В Соединённых Штатах Америки 27 декабря 1895 года уже была зарегистрирована кинокомпания “Американ Мьютоскоп компании”!
Первые кинокомпании возникали до официальной даты рождения кино! События сыпались как из рога изобилия. Безымянное пока искусство словно торопило своих создателей. Устройство за устройством, изобретение за изобретением.
Слайд 6.
III. Первый киносеанс.
(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток жизни творчества братьев Люмьер).
Братья Огюст и Луи Люмьер были наследниками владельца фабрики фотобумаги и пластинок в Лионе. Они не только хорошо разбирались в технике, но и были неплохими фотографами. Именно они изобрели лёгкий и компактный аппарат. Испытывая его, братья сняли несколько роликов, и, подобрав программу, устроили первые публичный киносеанс в Гран Кафе на бульваре Капуцинок.
Слайд 7.
Отныне “оптическая иллюзия” стала достоянием многих зрителей. Один и тотже фильм могли просмотреть десятки, сотни, тысячи людей.
Можно было заснять любую “сценку жизни” и показать её на экране. Как видим, эта традиция жива до сих пор – многие из сюжетов телепрограммы “Сам себе режиссер” напоминают открытие, что мир под зорким глазом видеокамеры начинает жить особой жизнью, сохраняя для вечности неповторимые для нас – забавные и просто памятные моменты. Один из первых фильмов назывался “Садовник или Политый поливальщик”. Сюжет, специально разыгранный перед объективом комедии таков: садовник поливает клумбу из шланга. Озорной мальчишка, подкравшись наступает на шланг; человек, не понимая, в чём дело, обеспокоено вертит шланг в руках, заглядывает в него… и тут в лицо ему ударяет струя воды– мальчик убрал ногу, и “политый поливальщик” бросается следом за тем, кто над ним пошутил. Поскольку камера не может сдвинуться с места, садовник заставляет пойманного им парня вернуться на выгодное для съёмки место и старательно изображает “справедливое наказание”. Мальчишка отшлёпан, всё в порядке, можно снова заниматься своим делом.
Киносеансы проходили под аккомпанемент пианино или саксофона. Первая программа братьев Люмьер, показанная в Париже: Выход рабочих с фабрики Люмьер”, “Ловля красной рыбки”, “Прибытие в Лион участников Конгресса по фотографии”, “Завтрак ребёнка”, “Вольтижировка” (искусство верховой езды), “Кузнецы”, “Садовник”, “Прыжки на одеяле”, Площадь Корделье в Лионе”, “Море”.
Слайд 8.
Изобретение братьев быстро распространялось по Франции и Европе. И вскоре братья Люмьер уже не могли конкурировать с пришедшими в кинематограф новыми художниками. Сняв в 1898 году фильм “Страсти Иисусовы”, Луи Люмьер заявил, что снимать кино – больше не его дело.
Слайд 9.
Вклад Луи Люмьера в развитие кинематографии был оценён. И в 1919 году Луи был избран членом Французской академии наук. В 1946 году, за два года до смерти, он передал Французской синематеке около 1800 лент, снятых им вместе с братом. Ещё в период расцвета творчества братьев Люмьер кино разделилось на два вида: фильмы документальные и игровые.
Слайд 10.
IV. Маленькие трагедии немого кино.
(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток творчества актёра, сценариста и режисёра Чарли Чаплина).
Слайд 11.
Чарли Чаплин в статье “Будущее немого кино” писал:”Кажется, какой-то французский философ сказал, что шутка – это не что иное, как трагедия, выпавшая на долю других людей” И игра Чарли Чаплина в самом деле такова – маленькие трагедии, которые смешны потому, что узнаваемы и злободневны.
Слайд 12.
Настоящую школу кинокомедии Ч.Чаплин прошёл у Марка Сеннета, проработав с такими популярными комиками, как Форд Стерлинг и Роско Арбекль. Но его герои с самого начала отличались от других комических персонажей. Он делал ставку на каскад трюков, который не даёт зрителю задуматься, а заставляет его корчиться в кресле от смеха; персонаж Чаплина был комичен сочетанием серьёзного и смешного. Манеры и внешность обедневшего аристократа – и пинок в зад как последний способ решения всех проблем.
Слайд 13.
Ч.Чаплин приучил зрителя к одним и тем же комическим персонажам, они механически переносились из одной киноленты в другую, не изменяясь – неуклюжий полицейский, громадный хулиган, чопорная дама, неловкий франт, пьяница, разносчик. На следующий день этот калейдоскоп персонажей поворачивался – и возникал новый сюжет: все без устали гоняылись друг за другом, падали, бегали, били друг друга молотками, дубинками, швыряли тортами, потом снова погоня… И вдруг посреди всего этого мельтешения возник герой, который мог позволить себе остановиться, разыграть лирическую сцену. Фарс на глазах превращался в трагедию; набор комедийных трюков –гэгов -преображался в связный комедийный сюжет.
Слайд 14.
Вскоре Чаплин стал постановщиком своих фильмов. Сюжеты возникли один за другим. Переходил из фирмы в фирму в поисках условий творчества. Бродяга в котелке с утиной походкой был известен во всём мире. Он был смешон и величественен одновременно, этот герой, который отстаивал своё человеческое достоинство, спасал от голодной смерти ребёнка, искал золото на Клондайке, помогал прозреть слепой девушке – продавщице цветов, боролся за выживание в эпоху экономических кризисов. Его героями были униженные и оскорблённые, отвергнутые обществом люди; он позволял себе осмеивать совсем не смешные вещи – и они вызывали у публики гомерический хохот. Это уже не бездумный смех погонь и тортов с кремом – в этом юморе рядом в комическом уживается и трагическое. Смех и слёзы рядом, и среди безумия жизни Чарли остаётся единственным достойным человеком, верным рыцарем прекрасных дам, которые встресаются на его пути, защитником детей и собак, а в финале каждого фильма снова и снова уходит куда-то вдаль по бесконечной дороге – к новым приключениям?..Чаплин был одним из немногих комиков, которым удалось перешагнуть пресловутый барьер звукового кино. Он не заговорил – запел в фильме “Новые времена”.
Слайд 15.
V. “”Синема” в России”.
(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток первых шагов кинематографа в России).
В мае 1896 года один из французских корреспондентов получил специальное разрешение министра императорского двора на призводство моментальных фотографических снимков во время торжеств Священного Коронования Их Императорских Величеств”. Это был оператор фирмы братьев Люмьер Кэмил де ля Серф. Сенсация нового века – синематограф – наконец достигла России. В этом же месяце состоялись первые киносеансы. Публичный сеанс был устроен 4 мая в театре “Аквариум” в Петербурге, а 6 мая в Москве. В тот день город встречал Николая II, вечером праздновали день рождения государя. Прибытие в Россию “заморской диковинки” почти не заметили. И только в конце мая, когда сеансы “аттракциона движущейся фотографии” в летних театрах привлекли общее внимание.
Слайд 16.
“Московским Люмьером был назван известный в те годы комедийный актёр Владимир Александрович Сашин, который купил аппарат системы “Витаграф” и знакомил публику с кинолентами “Конно-железная дорога в Москве”, “Игра в мяч”, “В саду” и т.д. Его друзья посвятили ему забавную эпиграмму:
Я изумлён, я ошарашен.. |
Поступок сделал он отличный |
Роль синематографа в культурной жизни горожан понемногу росла. С 1905 года кинотеатры открываются один за другим. Желая подчеркнуть своё отличие от презренной “киношки”, хозяева респектабельных залов называли свои заведения “театрами”. Театр был уважаемым, респектабельным искусством; но молодой кинематограф боролся за место под солнцем. Уже через десять лет в 1915 году в Москве было уже около девяноста залов и передвижных кабинетов для демонстрации кинолент. Тогда же появились здания театров “Колизей” и “Форум”
Слайд 17.
В России мало – помалу складывалась система кинопроката. Киноленты в основном поставлялись иностранными фирмами, которые открывали свои представительства в России. Кинематограф превращался постепенно в промышленность.
Слайд 18.
Открылись первые российские киностудии. В 1907 году было основано киноателье Алескандра Осиповича Дранкова. Он вошёл в историю как создатель сенсационных хроник. День восьмидесятилетия Л.Н.Толстого, кадры прогулок писателя А.М.Горького на острове Капри – эти съёмки принесли ему успех и известность. Он обладал незаурядным операторским талантом.
Слайд 19.
В его киноателье был снят первый русский фильм “Понизовая вольница”, или “Стенька Разин”, где в кадре появились настоящее небо, искрящаяся река, но игра актёров была ещё театральной. Камера стояла на одном месте, неподвижно, поэтому изображение прерывалось кадрами с текстом, в котором пояснялось следующее действие. В те годы, когда в кадре появлялся крупный план, зрители могли свистеть или топать, если в кадре не было видно человека целиком, с ног до головы. “Сапожник! Куда ноги отрезал! Я за целых людей плачу!”– возмущался зрительный зал. Бороться с таким настроением зрителей оказалось куда сложней, чем организовать съёмку русских фильмов. Для этого нужны были годы и творческие открытия десятков людей.
Слайд 20.
VI. Крупным планом.
(Рассказывает и показывает заранее подготовленный ученик, знаток творчества Эльдара Рязанова).
Известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии “Мосфильм” И. А. Пырьев в своё время заставил Эльдара Рязанова, выпускника ВГИКа, взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутьё: фильм “Карнавальная ночь” (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей — бюрократа Огурцова, а молодые актёры Людмила Гурченко и Юрий Белов стали кинозвёздами. Песни композитора А. Лепина напевала вся страна.
Слайд 21.
В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию “Девушка без адреса” (1957), героическую комедию “Гусарская баллада” (1962), бытовую комедию “Дайте жалобную книгу” (1964), эксцентрическую комедию “Невероятные приключения итальянцев в России” (1974). А в 1961 году сделал две сатирические ленты: “Как создавался Робинзон” (по одноимённому рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе “Совершенно серьёзно”) и “Человек ниоткуда” (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета).
Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э. А. Рязанова — “Берегись автомобиля” (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нём точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей создали великолепные актёры Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Галина Волчек и др. Всё это, а ещё — замечательная музыка Андрея Петрова сделали фильм поистине нестареющим.
Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре “городской сказки”.
Невероятный или экстравагантный сюжет постановщик погружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссёрского почерка Э. А. Рязанова относится переплетение смешного и грустного, весёлого и печального. Его любимый жанр — трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и стихами.
Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал “путёвку в жизнь” многим молодым актёрам, по-новому открыл актёров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как писатель, и как драматург.
В 1979—1985 годах Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи “Кинопанорама”. Кроме того, им создано более 200 авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы “Восемь девок, один я”, “Белоснежка и семь гномов”, “Разговоры на свежем воздухе”, “Поговорим о странностях любви” (цикл передач о выдающихся людях), “Парижские тайны Эльдара Рязанова (ОРТ)” (в этом цикле вышло, в частности, интервью Рязанова с Жаном Маре). В 1993 году брал интервью у первого Президента России Бориса Ельцина. Был членом жюри на финальной игре Высшей лиги КВН 1987 года. В 1991 году участвовал в телеигре капитал-шоу “Поле Чудес” с Владиславом Листьевым на Первом канале Российского телевидения.
Слайд 22.
В 2002 году Э. А. Рязанов стал президентом Российской академии кинематографических искусств “НИКА”.
23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Эльдара Александровича, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходят творческие встречи, концерты. В 2010 году стал одним из учредителей КиноСоюза
VII.
Интервью.В процессе нашей работы у вас, возможно, возникли вопросы по истории возникновения, развития киноиндустрии, творчеству режиссеров стоявших у истоков развития кино в России и наших современников. И сейчас вы можете взять интервью у наших знатоков.
VIII. Обобщение темы и подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание.
Подготовить информацию по творчеству любимого актёра, режиссера, деятеля киноиндустрии. По желанию подготовить презентационный материал.
Литература
- Дмитриева Н.А. Краткая история киноискусства. Очерки.– 5-е изд., стереотип.– М.: Искусство, 1985.
- Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника/ Сост. Воротников А.А.; Минск, ТОО “Харвест”, 1996.
- Рязанов Э.А. Чем я живу и жив. М. Эксмо-Пресс 2007.