Цели и задачи:
- Расширять кругозор и познакомить учащихся с яркими личностями антифашистского сопротивления.
- Воспитание чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения.
- Формировать выразительное чтение, развивать речевую активность учащихся и их творческое отношение к мероприятию.
Оформление зала: лозунги на трех языках – английском, немецком, русском: FRIENDSHIP, PEACE; МИР, ДРУЖБА; FREUNDSCHAFT, FRIEDEN; детские рисунки на тему “Мы за мир на всей планете”, портреты юных героев, стенгазета об истории возникновения Дня юного героя-антифашиста (Приложение 4).
Ход урока
Ведущий 1
Люди, внимание!
Слушайте, граждане.
Сегодня живые говорят.
Пусть откликается каждое,
Каждое сердце на этот набат!
Ведущий 2
Вечная слава героям!
Вы думаете, павшие молчат?
О, нет! Неверно! Они кричат.
Пока еще стучат сердца живых,
И осязают нервы…
Ведущий 1
Вам, кому еще нет 16,
Вам, кто пока не знает,
Что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…
Учитель: Сегодня, 8 февраля, по сложившейся традиции, мы проводим в нашей школе урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста. Сегодня день памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину, свободу и независимость. Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера.
Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и войны, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети, ваши ровесники. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.
На Кавказе есть святой обычай: между двумя враждующими женщина бросает белый платок, моля о мире.
Не преступай обычая закон –
Ведь женщина тебя о мире просит.
Неужто кровью брызнет на платок,
Который мать между врагами бросит?
Покой и благодать родных сторон –
Меж ними – меч судьбы на нити тонкой,
Но мира голубиное перо
Протягивает детская ручонка.
Ведущий 1. Мы обращаемся сегодня к людям доброй воли во всех странах мира – прислушайтесь к голосу разума, поднимитесь в защиту мира и детства.
Ведущий 2. Сегодня мы вспоминаем всех юных героев, погибших в гражданскую войну, Великую Отечественную; погибших в наше время в Чеченскую войну и от рук террористов в Беслане, Каспийске, Москве, Волгодонске, в Южной Осетии.
Ведущий 1. Вспомним сегодня всех тех, кого обожгло пламя войны на нашей земле и за ее пределами, кто остался вечно молодым, кто остался жить в песнях, стихах и в нашей памяти.
На гранитную плиту
Положи свою конфетку.
Он, как ты, ребенком был
И, как ты, он их любил.
Ведущий 2. Вспомним сегодня юных героев и склоним головы в знак глубокого уважения и сердечной благодарности.
- Шар земной – это тоже
В наши дни баррикады.
Миллионы Гаврошей
С тобою рядом.
Знает Красная Пресня,
Помнит Красная площадь
Баррикадные песни
Об отважном Гавроше. - Когда над страною гроза прогремела,
Когда от пожаров земля пылала,
Рядом с отцами сражались смело
Ровесники наши в галстуках алых. - Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – страшнее нету слова,
В тоске и славе этих лет - Враги накинулись неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово “выстоять”,
Когда и выстоять нельзя.
И есть душа – она все вытерпит,
И есть земля – она одна,
Большая, добрая, сердитая,
Как кровь, тепла и солона. (И.Эренбург)
Ведущий 1. Грянул грозный 41 год, который разрушил все мечты, оборвал детство и бросил юных в страшный водоворот войны.
Ведущий 2. 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Она стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали истребить славянские народы – русских, украинцев, белорусов. На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи юных в пионерских галстуках – наши ровесники.
Ведущий 1. И были они мальчишками и девчонками со своими светлыми мечтами и веселыми, озорными затеями.
- В далекий год, простясь с учителями,
Длину дорог измерив фронтовых,
Они держали главный свой экзамен
И в танковых боях, и в штыковых.
Веселые, отважные, простые
В свой звездный час не дрогнули они
И в память о них по всей России
Горят сегодня вечные огни.
Ведущий 2. Война легла тяжелым бременем на детей. Она лишила их счастливого детства.
Ведущий 1. Да, война – не детское дело. Так не должно быть. Но эта война была особенной… Она и называлась Великой Отечественной, потому что все от мала до велика поднялись на защиту своей Родины. Страна превратилась в единый военный лагерь. Общим лозунгом для всех стали слова: “Все для фронта, все для победы!”
- По всей Руси непобедимой
Сражались юные в бою.
За отчий кров, за край родимый,
За честь солдатскую свою. - Землю жгли смертельные метели.
Небеса и те не знали сна…
В серые солдатские шинели
Наряжала девочек война. - В свои 15 лет
Он встал в солдатский строй.
У всех шинелей серый цвет,
У всех один покрой.
У всех товарищей-солдат
И в роте, и в полку
Противогаз, да автомат, да фляга на боку. - Семнадцать лет, семнадцать раз
Цвели лесные незабудки…
Он надевает – ему как раз –
Его солдатские обутки.
Потухло солнце на штыке,
С головы до пяток промокает…
А паровоз свистит-кричит:
“Так надо, мальчик мой, так надо.”
А товарняк стучит-стучит:
“Так надо, мальчик мой, так надо”. (А.Балин)
Ведущий 2. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку…
- Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщевой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
(М.Вайцман)
Ведущий 1. Тысячи ребят сражались в действующей армии вместе со взрослыми, разделяя все трудности фронтовой жизни.
(В военном пиджаке, присев, пишет письмо.)
- Мама, тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне.
Приятели, книжки, школьные споры –
Все сказка, все в дымке, как снежные горы.
Пусть так. Возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудия, как стадо слонов.
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру,
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай: я не сдамся, пока я дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу.
(Э.Асадов)
Ведущий 2. Война стала общей биографией целого поколения детей. Даже если они находились в тылу, все равно это были военные дети.
- Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями
Ведущий 1. Юные, чья воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. За доблестную отвагу в годы жестоких испытаний тысячи наших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза и удостоены звания Героя Советского Союза.
- Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” – Родина?
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега.
Но – поднимались в рост, звонкие – как победа!
Как продолжение дня, шли тяжело и мощно…
Можно убить меня, нас убить невозможно! (Р.Рождественский)
- Был трудный бой.
- Их смерти не верьте,
Они сейчас с нами в строю,
Идут по великой дороге бессмертия
В истории битв за Отчизну свою. - Посвящается всем убитым на Чеченской войне.
Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал я пятерки и двойки,
Но школу свою я любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной.
И скажите: “Какой был веселый!
И какой он еще молодой!”
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет.
Мне исполнилось лишь 18,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил.
Мне бы бегать на поле футбольном,
Друзей встречать по весне…
Я зимой не вернулся из боя,
Я убит на Чеченской войне.
Побывайте у мамы в квартире,
Навестите родную мою,
Чтобы знала она, что о сыне
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
Принесите цветов полевых,
Чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных. - Посвящается всем детям, погибшим от рук террористов в Москве, Волгодонске, Каспийске, в Беслане и в Южной Осетии.
- Вспомним всех поименно,
ГОРЕМ вспомним своим…
Это нужно не мертвым!
Это надо живым! - ВСПОМНИМ гордо и прямо
ВСЕХ погибших в борьбе…
Есть великое право
Забывать о себе. - Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим. - Я клянусь тебе, мать,
Клятвой сына, бойца
Умножать, возвышать
Дело деда, отца.
И за далью дорог,
Где придется мне быть,
Свою землю родную
Буду свято любить. - Мы с детства верим в наше счастье
И с детских лет убеждены,
Что мы нужны своей Отчизне,
Мы нашей Родине нужны. - Войны не хотим мы нигде, никогда.
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Демонстрация Живой газеты (Приложение 1, Приложение 2)
Ведущий 1. Мы знаем имена этих героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?
Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Их тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Шел бой за улицу.
Огонь врага был страшен.
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,–
И кто его поймет, откуда бьет.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал мальчишка:
– Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
– Да где же, где?.. – А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждет.–
Влезай сюда, дружище! –
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.
Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар.
И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец!-
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой.
Все нынче как спросонку.
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
(А.Твардовский)
Ведущий 2. Свыше 20 млн. людей потеряла наша страна в той войне, и среди них юные, наши ровесники. Язык цифр скуп, но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по 1 минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 млн. минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.
Ведущий 1. Нет еще истории у странной и непонятной Чеченской войны. Но у нее есть тысячи живых свидетелей. Тысячи изломанных судеб, десятки тысяч погибших солдат, мирных жителей, детей.
(Е.Акинфова)
Ведущий 2.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой,
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опускали их в вечный покой.
Ведущий 1. Горько и больно говорить, что в мирное время наша страна переживает потрясения, влекущие за собой большие человеческие жертвы от рук террористов.
Юные погибшие дети,
Юными остались вы для нас.
Мы – напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть – и нету середины.
Память вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий 2. В память обо всех детях, погибших в гражданскую войну, в Великую Отечественную…
Ведущий 1. В память обо всех юных, погибших в горячих точках нашей страны, на Чеченской войне, от рук террористов в Беслане, Каспийске, Москве, Волгодонске, в Южной Осетии объявляется минута молчания.
Слово предоставляется мэру города Доброграда: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги наших сверстников в годы войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными патриотами нашей Родины, нашего героического народа.
Весь под нами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их. (С.Щипачев)
По традиции в нашей школе здесь учащиеся читают стихи о мире и счастье на разных иностранных языках и поют песню “Солнечный круг”. (Приложение 3)
Учитель: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота.
В русском народе живет убеждение, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов своими делами, служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное.
Всем русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли, к своей прекрасной Родине. Эта любовь во все века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
Если эта встреча затронула ваши души и оставила глубокое впечатление, значит не зря прошел урок. Так будьте же достойными гражданами и патриотами своей великой страны России.
Использованная литература:
- В разработке использованы отрывки из стихов Вертинского А., Гамзатова Р., Геттуева М., Ошанина Л., Разумовского Ю., Рождественского Р., Твардовского А., Эренбурга И., Балина А., Вайцмана М., Асадова Э., Акинфовой Е., Щипачева С.