Урок истории по теме "Использование современных информационных технологий в научно-поисковой работе учащихся (на примере темы школьной программы "Гражданская война в России. 1917–1922 гг.")". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели занятия.

  1. Формировать потребность учащихся к расширению объема и качества знаний по предмету.
  2. Способствовать выработке умений поиска научно-исторической информации в Internete.
  3. Развивать навыки научной и аналитической работы с Internet-текстами.
  4. Формировать навыки обработки информации на электронных носителях.
  5. Развивать познавательный интерес к отечественный истории при помощи Internet-технологий.

Оборудование: мультимедийная установка и Internet.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

Гражданская война в России, возникшая в ходе развития революционных событий 1917 г. - одна из сложных и противоречивых страниц отечественной истории. Сегодня эта тема до сих пор вызывает массу научных дискуссий, в ходе которых происходит попытка найти истину, раскрываются новые страницы этого периода истории.

На нашем уроке мы попытаемся подобрать материал по основным проблемам гражданской войны, который можно использовать как в научной, так и в школьно-урочной работе:

- гражданская войны как социально-политическое явление;

- научные подходы в определении начала и причин гражданской войны;

- интервенция как военно-политическое явление;

- начало интервенции и ее цели;

- гражданская война в лицах;

- причины побед и поражений в гражданской войне.

2. Задания учащимся даются дифференцированно, в зависимости от поставленной перед каждым учеником проблемы. (10 мин.) и даются на карточках:

а) подобрать в Internete научную литературу, документы по проблемам гражданской войны;

б) найти и проанализировать различные подходы к проблеме начала гражданской войны, причин ее возникновения;

в) найти и проанализировать вопросы начала военной интервенции;

г) выявить цели интервенции и определить очаги ее возникновения;

д) определить цели и лозунги белого движения.

После выполнения работы каждый учащийся должен будет дать отчёт о проделанной работе по плану (по 3 мин.):

- какой поисковой системой и как ею пользовался;

- какой материал смог подобрать;

- кому (автор или книга, документ) принадлежит информация;

- дать ответ на поставленную дидактическую задачу.

В итоге при помощи мультимедийной установке на мониторе составляется план-схема по задачам б), в) и г) с пояснениями. (10 мин.)

Пояснение: данный материал, составленный учащимися, учитель в дальнейшем может использовать на традиционных формах урока.

3. Пока идет работа с написанием схем, другие ученики выполняют следующий этап работы - поиск материала:

а) о любом деятеле красного и белого движения, а так же о тех, кто находился между красными и белыми;

б) причины побед и поражений в гражданской войне. (10-15 мин.)

В конце работы отечет по предложенной раннее схеме (по 3 мин.).

4. На завершающем этапе демонстрируется показ мультимедийных слайдов, подготовленный учащимися по теме “Гражданская война в России. 1917-1922 гг”. (Приложение № 1)

5. В конце занятия учащимися делаются выводы непосредственно по учебному материалу и возможностям использования информационных технологий в научно-поисковой работе.

6. Оценка работы учителем.

Предполагаемый результат работы.

1. Глубокое понимание учащимися обозначенных проблем, умение анализировать и интерпретировать в контексте историко-политического развития России и современных научно-исторических подходов к проблеме.

2. Преобразование полученной информации в конкретную научную работу учащихся с учетом предъявляемых требований к письменным работам.

3. Выход на межшкольные мероприятия.