Цели занятия.
Оборудование: мультимедийная установка и Internet.
План урока
1. Вступительное слово учителя.
Гражданская война в России, возникшая в ходе развития революционных событий 1917 г. - одна из сложных и противоречивых страниц отечественной истории. Сегодня эта тема до сих пор вызывает массу научных дискуссий, в ходе которых происходит попытка найти истину, раскрываются новые страницы этого периода истории.
На нашем уроке мы попытаемся подобрать материал по основным проблемам гражданской войны, который можно использовать как в научной, так и в школьно-урочной работе:
- гражданская войны как социально-политическое явление;
- научные подходы в определении начала и причин гражданской войны;
- интервенция как военно-политическое явление;
- начало интервенции и ее цели;
- гражданская война в лицах;
- причины побед и поражений в гражданской войне.
2. Задания учащимся даются дифференцированно, в зависимости от поставленной перед каждым учеником проблемы. (10 мин.) и даются на карточках:
а) подобрать в Internete научную литературу, документы по проблемам гражданской войны;
б) найти и проанализировать различные подходы к проблеме начала гражданской войны, причин ее возникновения;
в) найти и проанализировать вопросы начала военной интервенции;
г) выявить цели интервенции и определить очаги ее возникновения;
д) определить цели и лозунги белого движения.
После выполнения работы каждый учащийся должен будет дать отчёт о проделанной работе по плану (по 3 мин.):
- какой поисковой системой и как ею пользовался;
- какой материал смог подобрать;
- кому (автор или книга, документ) принадлежит информация;
- дать ответ на поставленную дидактическую задачу.
В итоге при помощи мультимедийной установке на мониторе составляется план-схема по задачам б), в) и г) с пояснениями. (10 мин.)
Пояснение: данный материал, составленный учащимися, учитель в дальнейшем может использовать на традиционных формах урока.
3. Пока идет работа с написанием схем, другие ученики выполняют следующий этап работы - поиск материала:
а) о любом деятеле красного и белого движения, а так же о тех, кто находился между красными и белыми;
б) причины побед и поражений в гражданской войне. (10-15 мин.)
В конце работы отечет по предложенной раннее схеме (по 3 мин.).
4. На завершающем этапе демонстрируется показ мультимедийных слайдов, подготовленный учащимися по теме “Гражданская война в России. 1917-1922 гг”. (Приложение № 1)
5. В конце занятия учащимися делаются выводы непосредственно по учебному материалу и возможностям использования информационных технологий в научно-поисковой работе.
6. Оценка работы учителем.
Предполагаемый результат работы.
1. Глубокое понимание учащимися обозначенных проблем, умение анализировать и интерпретировать в контексте историко-политического развития России и современных научно-исторических подходов к проблеме.
2. Преобразование полученной информации в конкретную научную работу учащихся с учетом предъявляемых требований к письменным работам.
3. Выход на межшкольные мероприятия.