Цели.
Оборудование: карточки; штатив с пробирками, нож, вата.
Реактивы: растворы AlCl3, NaOH, FeSO4, FeCl3, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KCNS, KF.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть урока.
1. Психологический настрой.
“Все познается в сравнении” - наиболее рациональный прием изучения нового – перенос знаний ранее изученного (известного) на новый изучаемый объект (на неизвестное).
2. Актуализация знаний.
Приступая к изучению новой темы, вспомним электронное строение атома азота и молекулы аммиака.
Электронная формула атома азота – 7N 1s22s22p3.
Электронно-графическая формула:
Напишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с хлороводородом.
Каков механизм образования молекулы хлорида аммония?
3. Изучение нового материала.
Соединения, имеющие в своем составе комплексные ионы, относят к комплексным соединениям.
Комплекс – совокупность предметов, составляющих одно целое.
Определение к.с. дал Альфред Вернер (швейцарец) – основоположник координационной теории (1839 год).
Положения координационной теории.
- В комплексных соединениях один из ионов или атомов считается центральным – комплексообразователь.
- Вокруг него располагаются нейтральные частицы или ионы – лиганды.
- Число этих частиц – координационное число, чаще всего принимает значения 2, 4, 6, 8.
- Центральный ион (атом) с лигандами – внутренняя координационная сфера или комплексный ион. Заряд комплексного иона – сумма зарядов комплексообразователя и лигандов.
- Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от центрального иона (атома) – внешняя координационная сфера.
Структура комплексного соединения – строение грецкого ореха.
Демонстрации:
1. AlCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH)3
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]
2. “Заживление раны”. Протереть нож раствором FeCl3 (сказать, что дезинфекция раствором йода). Руку пациента помазать ваткой с раствором KCNS, тупым краем ножа провести по руке. Образуется “рана”. Ватку обмакнуть в раствор фторида калия и заживить рану.
FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl
Fe(CNS)3 + 6KF = K3[FeF6] + 3KCNS
Номенклатура комплексных соединений.
Формула комплексного соединения читается справа налево. Ионы лигандов-ионов внутренней сферы приобретают суффикс “о”:
Cl- - хлоро
NO2- - нитро
CN- - циано
ОН- - гидроксо
I- - иодо
Для лигандов-молекул: Н2О – аква; NH3 – амин.
Если комплексный ион является анионом, то его название имеет окончание “ат”.
Примеры: (назвать комплексные соединения полученные в демонстрационных опытах) и
(NH4)2[PtCl4] – тетрахлороплатинат (II) аммония.
[Co(NH3)6]Cl3 – хлорид гексаамминкобальтата (III).
Формулы к.с. написать структурно, расставить заряды ионов.
Связь между внешней и внутренней сферой – ионная, следовательно, комплексные соединения – электролиты.
[Сu(NH3)4]SO4 —> [Cu(NH3)4]2+ + SO42-
Практическое применение комплексных соединений.
Прочитайте текст учебника “Основы общей химии” Фельдман, Рудзитис на стр. 38, сделайте записи в тетради.
3. Лабораторная работа (стр. 43 опыт №3).
Уравнения химических реакций написать в ионном виде, комплексные соединения назвать по систематической номенклатуре и написать структурные формулы красной и желтой кровяной соли.
4. Самостоятельная работа.
Проверьте предложенные названия комплексных соединений. Если название неправильное, дайте верный вариант.
[Al(H2O)6]Cl3 - хлорид гексаакваалюминия;
K2[PCl6] - гексахлоридплатинат (IV) калия;
Na2[Zn(OH)4] - тетрагидроксоцинкат натрия;
[Cu(NH3)4](OH)2 - гидроксидтетрааммиакат меди.
Взаимопроверка (правильное написание названий на скрытой доске).
5. Домашнее задание: записи в тетради; назвать к.с., записать молекулярные формулы структурно, написать уравнения диссоциации для данных соединений - [Cd(NH3)4] (OH)2; K[BiI4].