Урок химии по теме "Комплексные соединения". 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цели.

  1. Познакомить с особым видом соединений – комплексными соединениями; рассмотреть их значение, применение, номенклатуру.
  2. Расширить представления о химической связи и многообразии химических соединений.
  3. Закрепить навыки работы с ПС, составления химических уравнений, выполнения практических опытов.
  4. Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, монологическую речь.
  5. Воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, доброжелатель ность, аккуратность, целеустремленность.

Оборудование: карточки; штатив с пробирками, нож, вата.

Реактивы: растворы AlCl3, NaOH, FeSO4, FeCl3, K3[Fe(CN)6], K4[Fe(CN)6], KCNS, KF.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

1. Психологический настрой.

“Все познается в сравнении” - наиболее рациональный прием изучения нового – перенос знаний ранее изученного (известного) на новый изучаемый объект (на неизвестное).

2. Актуализация знаний.

Приступая к изучению новой темы, вспомним электронное строение атома азота и молекулы аммиака.

Электронная формула атома азота – 7N 1s22s22p3.

Электронно-графическая формула:

Напишите уравнение реакции взаимодействия аммиака с хлороводородом.

Каков механизм образования молекулы хлорида аммония?

)

3. Изучение нового материала.

Соединения, имеющие в своем составе комплексные ионы, относят к комплексным соединениям.

Комплекс – совокупность предметов, составляющих одно целое.

Определение к.с. дал Альфред Вернер (швейцарец) – основоположник координационной теории (1839 год).

Положения координационной теории.

  1. В комплексных соединениях один из ионов или атомов считается центральным – комплексообразователь.
  2. Вокруг него располагаются нейтральные частицы или ионы – лиганды.
  3. Число этих частиц – координационное число, чаще всего принимает значения 2, 4, 6, 8.
  4. Центральный ион (атом) с лигандами – внутренняя координационная сфера или комплексный ион. Заряд комплексного иона – сумма зарядов комплексообразователя и лигандов.
  5. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от центрального иона (атома) – внешняя координационная сфера.

Структура комплексного соединения – строение грецкого ореха.

Демонстрации:

1. AlCl3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH)3
Al(OH)3 + NaOH = Na[Al(OH)4]

2. “Заживление раны”. Протереть нож раствором FeCl3 (сказать, что дезинфекция раствором йода). Руку пациента помазать ваткой с раствором KCNS, тупым краем ножа провести по руке. Образуется “рана”. Ватку обмакнуть в раствор фторида калия и заживить рану.

FeCl3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl
Fe(CNS)3 + 6KF = K3[FeF6] + 3KCNS

Номенклатура комплексных соединений.

Формула комплексного соединения читается справа налево. Ионы лигандов-ионов внутренней сферы приобретают суффикс “о”:

Cl- - хлоро

NO2- - нитро

CN- - циано

ОН- - гидроксо

I- - иодо

Для лигандов-молекул: Н2О – аква; NH3 – амин.

Если комплексный ион является анионом, то его название имеет окончание “ат”.

Примеры: (назвать комплексные соединения полученные в демонстрационных опытах) и

(NH4)2[PtCl4] – тетрахлороплатинат (II) аммония.

[Co(NH3)6]Cl3 – хлорид гексаамминкобальтата (III).

Формулы к.с. написать структурно, расставить заряды ионов.

Связь между внешней и внутренней сферой – ионная, следовательно, комплексные соединения – электролиты.

[Сu(NH3)4]SO4 —> [Cu(NH3)4]2+ + SO42-

Практическое применение комплексных соединений.

Прочитайте текст учебника “Основы общей химии” Фельдман, Рудзитис на стр. 38, сделайте записи в тетради.

3. Лабораторная работа (стр. 43 опыт №3).

Уравнения химических реакций написать в ионном виде, комплексные соединения назвать по систематической номенклатуре и написать структурные формулы красной и желтой кровяной соли.

4. Самостоятельная работа.

Проверьте предложенные названия комплексных соединений. Если название неправильное, дайте верный вариант.

[Al(H2O)6]Cl3 - хлорид гексаакваалюминия;

K2[PCl6] - гексахлоридплатинат (IV) калия;

Na2[Zn(OH)4] - тетрагидроксоцинкат натрия;

[Cu(NH3)4](OH)2 - гидроксидтетрааммиакат меди.

Взаимопроверка (правильное написание названий на скрытой доске).

5. Домашнее задание: записи в тетради; назвать к.с., записать молекулярные формулы структурно, написать уравнения диссоциации для данных соединений - [Cd(NH3)4] (OH)2; K[BiI4].