Урок МХК по теме "Живописцы Древней Руси, или О том, как жили и работали мастера иконных дел". 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 7


Цели урока:

  1. Сформулировать особенности иконописи (разобрать, чем икона отличается от картины), проанализировать и сравнить достижения великих русских иконописцев 14-15 вв..
  2. Развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: классно-урочная.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Зрительный ряд: презентация.

Источник информации:

  1. Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре: учеб. -хрестоматия для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. А. Солодовников. – М.: Просвещение, 2001.
  2. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Энциклопедия Кирилл и Мефодий.

План урок:

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

  • Иконопись. Отличие иконы от картины.
  • Особенности творчества Ф. Грека, А. Рублева и Дионисия.

3. Закрепление и обобщение. Рефлексия.

И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением и в тишине великой соверши ее.

Архимандрит Пахомий

Ход урока

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу на уроке.

Постановка учебной задачи.

2. Актуализация знаний.

Вопросы к учащимся.

Учитель: Когда произошло крещение Руси?

Ученики: в 988 г.

Учитель: В каком документе мы можем узнать о том, как крестили Древнюю Русь?

Ученики: Повесть временных лет.

Слайд 2.

Учитель: После того как свергнуты были идолы, в Киевскую Русь стали приезжать византийцы. Они привозили с собой греческие книги, образцы церковной утвари, их мастера возводили на Руси первые каменные постройки. Новая вера все более укреплялась. И теперь уже не идолы, а величавые соборы отмечали все наиболее важные события в истории Древней Руси.

Слайд 3.

Учитель: Что можно сказать о русском храмовом зодчестве? Что отличает русской собор от византийского? Назовите характерные черты русского храма.

Ученик: На Руси стали строить многокупольные (многоглавные) храмы, фасады красили в белый цвет.

Слайд 4.

Учитель: Да, многокупольность одна из характерных черт русской храмовой архитектуры. Но еще одной из характерных черт русского храма является наличие иконостаса - алтарной преграды.

Слайд 5.

3. Изучение нового материала.

Иконопись. Отличие иконы от картины.

Беседа с учащимися с постановкой проблемных вопросов (исследование).

Слайд 6.

Учитель:

Успенский собор во Владимире. В этом соборе хранилась одна из самых известных на Руси икон с изображением Богоматери – “Владимирская Богоматерь”. По преданию, этот тип иконы (умиление – поясное изображение Богоматери с ласкающим Младенцем) был написан евангелистом Лукой еще при ее жизни.

Слайд 7.

Слайд 8.

Учитель:

Во внутреннем пространстве соборов и церквей почти нет свободных поверхностей. Со всех сторон на вошедшего направлены взоры пророков, старцев, святых, многократно повторяются лики Богоматери и Христа, сцены из истории Ветхого и Нового Заветов. Все это обилие сюжетов и образов может произвести впечатление беспорядочного калейдоскопа. Но это не так. Каждое изображение внутри подчинено вполне определенной логической схеме. Но прежде чем была разработана богословская классическая схема расположения росписи в пространстве храма, в 8 -10 вв. в Византии разгорелась борьба между почитателями икон и ее противниками, которая стала называться иконоборчеством. 7 вселенский собор осудил иконоборчество, признав за искусством его нравственно-религиозную направленность.

К 11 в. окончательно сформировалась классическая схема расположения росписей в храме, которая вплоть до 17 в. оставалась практически неизменной.

Постановка проблемы. Что же такое икона? Чем же она отличается от картины?

Учитель: Давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофильма.

Слайд 9. Просмотр видео “Иконы Древней Руси”

Учитель: Что же такое икона? Чем же она отличается от картины?

Слайд 10.

Ученики: Изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.

Учитель: Что такое картина?

Ученики: Изображение предметов, людей, событий…

Учитель: Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Или изобразить абстрактно, не реалистично?

Ученики: Да, конечно.

Учитель: Значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ?

Ученики: Да.

Учитель: Какой образ?

Ученики: Икона – это святой образ.

Учитель: Икона не только изображение сюжета, иллюстрация церковных догматов и церковной истории, она сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы.

Учитель: Что такое храм?

Ученики: Дом Бога.

Учитель: Православный храм в его символике, это не только дом Бога, это еще и земной рай, каким его представляют верующие люди.

Учитель: Как вы думаете, рай имеет границы?

Ученики: Наверное, нет.

Учитель: Но ведь храм – это еще и строение, которое имеет границы.

Ученики: Да.

Учитель: Икона продолжает пространство храма. Если мы посмотрим на икону, то кроме святого увидим целый мир, но не реальный мир, а мир духовный. Как вы думаете, каковы границы мира божественного? Они больше и шире реального мира?

Ученики: Наверное, мир духовный больше.

Учитель: Художники пишут картины с помощью перспективы. Где находится точка схода?

Ученики: Точка схода в картине находится на линии горизонта.

Учитель: Посмотрите на икону, где находится точка схода?

Ученики: Точка схода перед иконой.

Учитель: Это называется обратная перспектива. Таким образом, иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором мы живем, совсем не большим.

Учитель: Так же символично и понимание времени в иконе. Время не имеет ни начала, ни конца.

Учитель: И все же главное назначение иконы не в том, чтобы изображать события, заповеди или религиозные догматы. Когда верующий смотрит на икону, только ли он любуется изображением? Для чего нужна икона?

Ученик: Верующий, я думаю, просит о чем то.

Учитель: Для иконы важен элемент предстояния, индивидуальной встречи, и взоры святого всегда направлены на предстоящего перед ним. Это образ беседы, молчаливого диалога, обмен духовным опытом, мысленного наставления и укрепления в вере.

Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится “Бог есть Свет”, свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.

Учитель: Итак, давайте еще раз сформулируем что такое икона и отличие иконы от картины.

Слайд 11. Под запись в тетрадь.

Особенности творчества Ф. Грека, А. Рублева и Дионисия

Лекция учителя с элементами беседы и постановкой проблемных вопросов

Учитель:

Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Потому-то и хранит Церковь имена живописцев в своей памяти, окружая при жизни легендами, а после смерти, как высшую награду, причисляя к лику святых.

Известно, например, что первый иконописец Древней Руси Алимпий творил с помощью Бога, а краски его обладали чудодейственной силой. Однажды он закрасил язвы на лице и теле прокаженного. После молитвы и омовения святой водой язвы сами собой отпали. Когда же, будучи в преклонном возрасте, Алимпий из-за телесной немощи не смог выполнить заказ, к нему пришел ангел написал вместо него икону и установил ее в надлежащем месте храма.

Конец 14 – начало 16 в. называют золотым веком Древней Руси. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Владимира, Новгорода и Пскова. Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. Повсюду основывались монастыри, строились храмы, собирались и переводились древнегреческие и византийские книги. В это благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое происхождение.

Феофан Грек приехал на Русь уже зрелым мастером. Он работал в Константинополе и других византийских городах. Искусство Феофана очень понравилось новгородцам, и у него нашлось немало приверженцев. Из Новгорода Феофан перебрался в Москву, где у него было много заказов. Он расписал соборы Московского Кремля, а оттуда переехал в Нижний Новгород. Говорят, что Феофан Грек был не только живописцем и мастером фрески. Он украшал и рукописные книги. О том, какое впечатление произвела его личность на соотечественников, стало известно из послания его современника – писателя.

Епифаний Премудрый о Феофане Греке. Письмо к Кириллу Тверскому.

Слайд 13, 14, 15.

Учитель: Росписи, так понравившиеся новгородцам, были исполнены Феофаном Греком в церкви Спаса Преображения, что на Ильине улице, в 1378 г. все многочисленные фигуры и композиции, от которых сохранились лишь фрагменты

Учитель: Что можно сказать о манере письма Ф. Грека? Какие цвета он использует?

Ученики: Цвета темные.

Учитель: Какой образ получается?

Ученик: Суровый.

Учитель: Образы Ф.Грека полны экспрессии и трагического пафоса.

Учитель: Как вы думаете, почему такие темные цвета использует Ф.Грек и почему такой суровый образ?

Ученик: Может быть потому, что люди жили в то время очень тяжело, это было время набегов кочевников. Может быть Ф.Греку, который приехал из Византии, где другой климат, весь год цветут растения, зимы в нашем понимании практически не бывает, жизнь на Руси казалась дикой сложной суровой.

Учитель: Очень интересные версии, и каждая из них имеет право на существование. Но ведь Ф.Грек иконописец. И я думаю, что здесь надо посмотреть в другой плоскости на эту проблему. Что такое икона?

Ученик: Икона - это святой образ.

Учитель: Согласна, это своего рода понимание Бога иконописцем. Бог - это судья, учитель, наставник, тот, у которого ищем спасения, помощи, совета, просим прощения и т.д. Для человека верующего Бог может быть одновременно и тем, и другим, в зависимости от ситуации. В какой ипостаси он выступает для Ф. Грека? Как вы думаете?

Ученик: Если судить по тому, что образы, созданные Ф. Греком суровые, то, наверное, для него Бог – это судья.

Учитель: Я тоже так думаю. Своей неповторимой манерой изображения, Ф. Грек, кажется, хочет нам напомнить, чтобы человек не делал, Бог всегда это видит и воздаст каждому по его поступкам на Страшном суде. Человек должен об этом помнить, когда совершает какие -то поступки или ему надо сделать выбор.

Учитель: Все поражало современников в личности Феофана – и масштаб его дарования, и его творческая свобода, и необычная манера письма. Ко времени начала работы в Кремле он уже был признанным мастером своего дела.

Слайд 16. Под запись в тетрадь.

Учитель: Работая над иконостасом Благовещенского собора, Ф. Грек не мог не обратить внимания на присланного ему в помощники молчаливого монаха Андроникова монастыря Андрея Рублева. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного.

Слайд 17, 18, 19, 20.

Учитель: Обратите внимание на манеру письма А. Рублева. Что вы можете отметить?

Ученик: Образы более светлые, цвета яркие, появляются такие цвета как синий, зеленый, голубой, много красного. И даже
Ангелы на Страшном суде не выглядят суровыми, они, как будто светятся, и смотреть на них приятно.

Учитель: Ребята, но ведь А. Рублев практически в одно и то же время работал с Ф. Греком. Почему же его образы такие светлые и красивые?

Ученик: Может быть, для него Бог имеет другое значение.

Учитель: Интересно. Какое?

Ученик: Мне кажется, что для А. Рублева, Бог – это учитель или тот, к кому можно обратиться не боясь.

Слайд 21, 22.

Учитель:

Из всех сохранившихся произведений Андрея Рублева “Троицу” называли самым совершенным и самым прекрасным его творением. Эта икона появилась в тот момент, когда в русском богословии идея Троичности Божественной сущности обсуждалась чрезвычайно широко и основательно. Сергий Радонежский, для которого образ Святой Троицы знаменовал единство и согласие, энергично выступал против княжеских ссор и междоусобиц, против усилившихся еретических учений, и храм Святой Троицы построил для того, чтобы “воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Сюжетное истолкование Троицы восходит еще к Ветхому Завету. Христианство заимствовало это ветхозаветное предание, но углубило религиозное понимание Святой Троицы, считая, что Божественная сущность Бога- Творца не может проявиться в мире иначе, как в трех ипостасях, в трех сущностях: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Именно это толкование и должен был выразить Андрей Рублев в своей иконе. “Триединость” означает: Бог никогда не проявляет свою сущность во всей полноте. Его непознаваемость, недостижимость и невидимость становятся видимыми только в трех лицах Святой Троицы или ангелах. Они существуют совместно и всегда, никогда не превращаясь в отдельных богов. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой. Бог вообще и каждое лицо Святой Троицы, по существу, одно и тоже животворящее начало, которое и было причиной миротворения.

Чтобы показать это, Андрей Рублев размещает всех ангелов на одной иконе, а не на отдельных досках. Ангелы похожи между собой, у них общие черты лица, одни и те же одежды и символы. Над изображением ангелов нет разъесняющих надписей. Определять, кто из них Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, не имеет смысла, так как каждое одновременно и то и другое. В этом, быть может, и состоит гениальность Андрея Рублева, угадавшего эту многозначность, это проявление неопределенности в определенном, сумевшего это передать. Единство трех ангелов выражено в жертвенной чаше, стоящей перед ними. Это символ причащения к божественному, символ мессии и подвига Бога-Сына, воплотившегося в человеческом облике Иисуса Христа.

Предсказанное в Ветхом Завете явление Мессии осуществилось в Новом Завете. Глубина этого события настолько значительна, что оно длится вечно. В нем нет временного начала и нет точного завершения. Ангелы беседуют “молчаливо”, без слов. На иконе, скорее, образ беседы в ее духовном выражении – беседа жестов рук, наклонов головы, беседа взглядов, выражающих полное согласие и понимание.

Все изображения имеют свой символ: светозарные палаты означают Христа-Домостроителя, дуб превращается в древо жизни, а традиционные иконные горки теперь символизируют восхождение души.

Но не только композиция и ее элементы создают ясный, чистый и прозрачный облик иконы. Краски здесь необычно яркие и светоносные. В иконе все пронизано этим цветным преображенным светом. “Бог именуется Светом не по Сущности Своей, но по своей энергии”. Именно такое понимание света и лежит в основе символического языка иконы Андрея Рублева. Золотой – божественная энергия; голубой – воздух, небо, горний мир; темно-вишневый тон неотделим от божественного света, он результат творчества и любви Бога; зеленый цвет – символ животворящего начала всей Святой Троицы.

Учитель: Ребята, как вы думаете, в “Троице” А. Рублев как представил нам Бога?

Ученик: Я думаю, это икона о божественной любви.

Слайд 23. Под запись в тетрадь.

Итак, Андрей Рублев выразил в “Троице” идею божественной любви.

Слайд: 24, 25, 26.

Учитель: Третий выдающийся живописец Древней Руси Дионисий воспел образ Богоматери, ставшей в христианстве символом нежнейшего отношения к Сыну и всему человечеству. Дионисий жил в ином времени, от Андрея Рублева его отделяет почти столетие. Внешняя красота культа – вот что привлекает современников. Творчество Дионисия окрашено, прежде всего, лиризмом и утонченной красотой. Сохранились лишь росписи в храме Рождества Богородицы Ферапонтовом монастыре, выполненные им в начале 16 в., примерно в 1502 г. Работа над ними была завершена за один месяц и два дня.

Расписывая храм Рождества Богородицы, Дионисий творил легко и свободно, подчиняя сюжеты торжественному и в то же время лирическому циклу песнопений в честь Богоматери, которая на Руси почиталась даже больше, чем ее Божественный Сын. Чувства матери, горячо переживающей трагическую смерть поруганного, замученного и казненного сына, ее нежность, перенесенная на всех без исключения обиженных и угнетенных, материнское сострадание и заступничество, возведенное в символ общечеловеческого материнства, были близки и понятны любому человеку Древней Руси.

Учитель: Посмотрите на работы Дионисия, что вы можете сказать о манере иконописца?

Ученик: Цвета яркие красивые, образы светлые.

Учитель: А что можно сказать о пропорциях фигур?

Ученик? Кажется они очень длинные.

Учитель: Согласна, действительно, удлиненные пропорции – это своеобразная манера и характерная черта творчества Дионисия.

Слайд 27. Под запись в тетрадь

Творчество трех крупнейших мастеров Древней Руси показывает, как глубоко и духовно было их искусство. До таких высот русская живопись уже не поднималась никогда.

4. Закрепление и обобщение.

Слайд 28-30.

(Тест, 4 варианта, находится в папке и предназначен для контроля на следующем уроке).

Работа в группах:

Фразы:

Художественный образ

Святой образ

Прямая перспектива

Обратная перспектива

Плоское изображение

Объемное изображение

Наличие тени

Отсутствие тени.

Разобрать фразы согласно данным иллюстрациям (можно 1 ученику работу выполнить на доске).

Домашнее задание: учить записи в тетради.

Творческое задание (на выбор):

  • Мини-сочинение “Мое отношение к русской иконе”.
  • Составить кроссворд по теме “Искусство Древней Руси”.
  • Подготовить сообщение “Великие русские иконописцы”.

Рефлексия.

Ребята, у вас на столах лежат фишки разного цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока (зеленый цвет – урок понравился, настроение позитивное; желтый – затрудняюсь ответить; красный – урок не понравился, настроение плохое).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3