Цели урока:
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: классно-урочная.
Оборудование: ПК, проектор, экран.
Зрительный ряд: презентация.
Источник информации:
- Солодовников Ю. А. Человек в мировой художественной культуре: учеб. -хрестоматия для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. А. Солодовников. – М.: Просвещение, 2001.
- Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1996.
- Энциклопедия Кирилл и Мефодий.
План урок:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
- Иконопись. Отличие иконы от картины.
- Особенности творчества Ф. Грека, А. Рублева и Дионисия.
3. Закрепление и обобщение. Рефлексия.
И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается пищи и с великим радением, бдением и в тишине великой соверши ее.
Архимандрит Пахомий
Ход урока
1. Организационный момент.
Настрой учащихся на работу на уроке.
Постановка учебной задачи.
2. Актуализация знаний.
Вопросы к учащимся.
Учитель: Когда произошло крещение Руси?
Ученики: в 988 г.
Учитель: В каком документе мы можем узнать о том, как крестили Древнюю Русь?
Ученики: Повесть временных лет.
Слайд 2.
Учитель: После того как свергнуты были идолы, в Киевскую Русь стали приезжать византийцы. Они привозили с собой греческие книги, образцы церковной утвари, их мастера возводили на Руси первые каменные постройки. Новая вера все более укреплялась. И теперь уже не идолы, а величавые соборы отмечали все наиболее важные события в истории Древней Руси.
Слайд 3.
Учитель: Что можно сказать о русском храмовом зодчестве? Что отличает русской собор от византийского? Назовите характерные черты русского храма.
Ученик: На Руси стали строить многокупольные (многоглавные) храмы, фасады красили в белый цвет.
Слайд 4.
Учитель: Да, многокупольность одна из характерных черт русской храмовой архитектуры. Но еще одной из характерных черт русского храма является наличие иконостаса - алтарной преграды.
Слайд 5.
3. Изучение нового материала.
Иконопись. Отличие иконы от картины.
Беседа с учащимися с постановкой проблемных вопросов (исследование).
Слайд 6.
Учитель:
Успенский собор во Владимире. В этом соборе хранилась одна из самых известных на Руси икон с изображением Богоматери – “Владимирская Богоматерь”. По преданию, этот тип иконы (умиление – поясное изображение Богоматери с ласкающим Младенцем) был написан евангелистом Лукой еще при ее жизни.
Слайд 7.
Слайд 8.
Учитель:
Во внутреннем пространстве соборов и церквей почти нет свободных поверхностей. Со всех сторон на вошедшего направлены взоры пророков, старцев, святых, многократно повторяются лики Богоматери и Христа, сцены из истории Ветхого и Нового Заветов. Все это обилие сюжетов и образов может произвести впечатление беспорядочного калейдоскопа. Но это не так. Каждое изображение внутри подчинено вполне определенной логической схеме. Но прежде чем была разработана богословская классическая схема расположения росписи в пространстве храма, в 8 -10 вв. в Византии разгорелась борьба между почитателями икон и ее противниками, которая стала называться иконоборчеством. 7 вселенский собор осудил иконоборчество, признав за искусством его нравственно-религиозную направленность.
К 11 в. окончательно сформировалась классическая схема расположения росписей в храме, которая вплоть до 17 в. оставалась практически неизменной.
Постановка проблемы. Что же такое икона? Чем же она отличается от картины?
Учитель: Давайте посмотрим небольшой фрагмент видеофильма.
Слайд 9. Просмотр видео “Иконы Древней Руси”
Учитель: Что же такое икона? Чем же она отличается от картины?
Слайд 10.
Ученики: Изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.
Учитель: Что такое картина?
Ученики: Изображение предметов, людей, событий…
Учитель: Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Или изобразить абстрактно, не реалистично?
Ученики: Да, конечно.
Учитель: Значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ?
Ученики: Да.
Учитель: Какой образ?
Ученики: Икона – это святой образ.
Учитель: Икона не только изображение сюжета, иллюстрация церковных догматов и церковной истории, она сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы.
Учитель: Что такое храм?
Ученики: Дом Бога.
Учитель: Православный храм в его символике, это не только дом Бога, это еще и земной рай, каким его представляют верующие люди.
Учитель: Как вы думаете, рай имеет границы?
Ученики: Наверное, нет.
Учитель: Но ведь храм – это еще и строение, которое имеет границы.
Ученики: Да.
Учитель: Икона продолжает пространство храма. Если мы посмотрим на икону, то кроме святого увидим целый мир, но не реальный мир, а мир духовный. Как вы думаете, каковы границы мира божественного? Они больше и шире реального мира?
Ученики: Наверное, мир духовный больше.
Учитель: Художники пишут картины с помощью перспективы. Где находится точка схода?
Ученики: Точка схода в картине находится на линии горизонта.
Учитель: Посмотрите на икону, где находится точка схода?
Ученики: Точка схода перед иконой.
Учитель: Это называется обратная перспектива. Таким образом, иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором мы живем, совсем не большим.
Учитель: Так же символично и понимание времени в иконе. Время не имеет ни начала, ни конца.
Учитель: И все же главное назначение иконы не в том, чтобы изображать события, заповеди или религиозные догматы. Когда верующий смотрит на икону, только ли он любуется изображением? Для чего нужна икона?
Ученик: Верующий, я думаю, просит о чем то.
Учитель: Для иконы важен элемент предстояния, индивидуальной встречи, и взоры святого всегда направлены на предстоящего перед ним. Это образ беседы, молчаливого диалога, обмен духовным опытом, мысленного наставления и укрепления в вере.
Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится “Бог есть Свет”, свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.
Учитель: Итак, давайте еще раз сформулируем что такое икона и отличие иконы от картины.
Слайд 11. Под запись в тетрадь.
Особенности творчества Ф. Грека, А. Рублева и Дионисия
Лекция учителя с элементами беседы и постановкой проблемных вопросов
Учитель:
Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Потому-то и хранит Церковь имена живописцев в своей памяти, окружая при жизни легендами, а после смерти, как высшую награду, причисляя к лику святых.
Известно, например, что первый иконописец Древней Руси Алимпий творил с помощью Бога, а краски его обладали чудодейственной силой. Однажды он закрасил язвы на лице и теле прокаженного. После молитвы и омовения святой водой язвы сами собой отпали. Когда же, будучи в преклонном возрасте, Алимпий из-за телесной немощи не смог выполнить заказ, к нему пришел ангел написал вместо него икону и установил ее в надлежащем месте храма.
Конец 14 – начало 16 в. называют золотым веком Древней Руси. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Владимира, Новгорода и Пскова. Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. Повсюду основывались монастыри, строились храмы, собирались и переводились древнегреческие и византийские книги. В это благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое происхождение.
Феофан Грек приехал на Русь уже зрелым мастером. Он работал в Константинополе и других византийских городах. Искусство Феофана очень понравилось новгородцам, и у него нашлось немало приверженцев. Из Новгорода Феофан перебрался в Москву, где у него было много заказов. Он расписал соборы Московского Кремля, а оттуда переехал в Нижний Новгород. Говорят, что Феофан Грек был не только живописцем и мастером фрески. Он украшал и рукописные книги. О том, какое впечатление произвела его личность на соотечественников, стало известно из послания его современника – писателя.
Епифаний Премудрый о Феофане Греке. Письмо к Кириллу Тверскому.
Слайд 13, 14, 15.
Учитель: Росписи, так понравившиеся новгородцам, были исполнены Феофаном Греком в церкви Спаса Преображения, что на Ильине улице, в 1378 г. все многочисленные фигуры и композиции, от которых сохранились лишь фрагменты
Учитель: Что можно сказать о манере письма Ф. Грека? Какие цвета он использует?
Ученики: Цвета темные.
Учитель: Какой образ получается?
Ученик: Суровый.
Учитель: Образы Ф.Грека полны экспрессии и трагического пафоса.
Учитель: Как вы думаете, почему такие темные цвета использует Ф.Грек и почему такой суровый образ?
Ученик: Может быть потому, что люди жили в то время очень тяжело, это было время набегов кочевников. Может быть Ф.Греку, который приехал из Византии, где другой климат, весь год цветут растения, зимы в нашем понимании практически не бывает, жизнь на Руси казалась дикой сложной суровой.
Учитель: Очень интересные версии, и каждая из них имеет право на существование. Но ведь Ф.Грек иконописец. И я думаю, что здесь надо посмотреть в другой плоскости на эту проблему. Что такое икона?
Ученик: Икона - это святой образ.
Учитель: Согласна, это своего рода понимание Бога иконописцем. Бог - это судья, учитель, наставник, тот, у которого ищем спасения, помощи, совета, просим прощения и т.д. Для человека верующего Бог может быть одновременно и тем, и другим, в зависимости от ситуации. В какой ипостаси он выступает для Ф. Грека? Как вы думаете?
Ученик: Если судить по тому, что образы, созданные Ф. Греком суровые, то, наверное, для него Бог – это судья.
Учитель: Я тоже так думаю. Своей неповторимой манерой изображения, Ф. Грек, кажется, хочет нам напомнить, чтобы человек не делал, Бог всегда это видит и воздаст каждому по его поступкам на Страшном суде. Человек должен об этом помнить, когда совершает какие -то поступки или ему надо сделать выбор.
Учитель: Все поражало современников в личности Феофана – и масштаб его дарования, и его творческая свобода, и необычная манера письма. Ко времени начала работы в Кремле он уже был признанным мастером своего дела.
Слайд 16. Под запись в тетрадь.
Учитель: Работая над иконостасом Благовещенского собора, Ф. Грек не мог не обратить внимания на присланного ему в помощники молчаливого монаха Андроникова монастыря Андрея Рублева. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного.
Слайд 17, 18, 19, 20.
Учитель: Обратите внимание на манеру письма А. Рублева. Что вы можете отметить?
Ученик: Образы более светлые, цвета яркие,
появляются такие цвета как синий, зеленый,
голубой, много красного. И даже
Ангелы на Страшном суде не выглядят суровыми,
они, как будто светятся, и смотреть на них
приятно.
Учитель: Ребята, но ведь А. Рублев практически в одно и то же время работал с Ф. Греком. Почему же его образы такие светлые и красивые?
Ученик: Может быть, для него Бог имеет другое значение.
Учитель: Интересно. Какое?
Ученик: Мне кажется, что для А. Рублева, Бог – это учитель или тот, к кому можно обратиться не боясь.
Слайд 21, 22.
Учитель:
Из всех сохранившихся произведений Андрея Рублева “Троицу” называли самым совершенным и самым прекрасным его творением. Эта икона появилась в тот момент, когда в русском богословии идея Троичности Божественной сущности обсуждалась чрезвычайно широко и основательно. Сергий Радонежский, для которого образ Святой Троицы знаменовал единство и согласие, энергично выступал против княжеских ссор и междоусобиц, против усилившихся еретических учений, и храм Святой Троицы построил для того, чтобы “воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Сюжетное истолкование Троицы восходит еще к Ветхому Завету. Христианство заимствовало это ветхозаветное предание, но углубило религиозное понимание Святой Троицы, считая, что Божественная сущность Бога- Творца не может проявиться в мире иначе, как в трех ипостасях, в трех сущностях: Бога- Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Именно это толкование и должен был выразить Андрей Рублев в своей иконе. “Триединость” означает: Бог никогда не проявляет свою сущность во всей полноте. Его непознаваемость, недостижимость и невидимость становятся видимыми только в трех лицах Святой Троицы или ангелах. Они существуют совместно и всегда, никогда не превращаясь в отдельных богов. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой. Бог вообще и каждое лицо Святой Троицы, по существу, одно и тоже животворящее начало, которое и было причиной миротворения.
Чтобы показать это, Андрей Рублев размещает всех ангелов на одной иконе, а не на отдельных досках. Ангелы похожи между собой, у них общие черты лица, одни и те же одежды и символы. Над изображением ангелов нет разъесняющих надписей. Определять, кто из них Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух, не имеет смысла, так как каждое одновременно и то и другое. В этом, быть может, и состоит гениальность Андрея Рублева, угадавшего эту многозначность, это проявление неопределенности в определенном, сумевшего это передать. Единство трех ангелов выражено в жертвенной чаше, стоящей перед ними. Это символ причащения к божественному, символ мессии и подвига Бога-Сына, воплотившегося в человеческом облике Иисуса Христа.
Предсказанное в Ветхом Завете явление Мессии осуществилось в Новом Завете. Глубина этого события настолько значительна, что оно длится вечно. В нем нет временного начала и нет точного завершения. Ангелы беседуют “молчаливо”, без слов. На иконе, скорее, образ беседы в ее духовном выражении – беседа жестов рук, наклонов головы, беседа взглядов, выражающих полное согласие и понимание.
Все изображения имеют свой символ: светозарные палаты означают Христа-Домостроителя, дуб превращается в древо жизни, а традиционные иконные горки теперь символизируют восхождение души.
Но не только композиция и ее элементы создают ясный, чистый и прозрачный облик иконы. Краски здесь необычно яркие и светоносные. В иконе все пронизано этим цветным преображенным светом. “Бог именуется Светом не по Сущности Своей, но по своей энергии”. Именно такое понимание света и лежит в основе символического языка иконы Андрея Рублева. Золотой – божественная энергия; голубой – воздух, небо, горний мир; темно-вишневый тон неотделим от божественного света, он результат творчества и любви Бога; зеленый цвет – символ животворящего начала всей Святой Троицы.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в “Троице” А. Рублев как представил нам Бога?
Ученик: Я думаю, это икона о божественной любви.
Слайд 23. Под запись в тетрадь.
Итак, Андрей Рублев выразил в “Троице” идею божественной любви.
Слайд: 24, 25, 26.
Учитель: Третий выдающийся живописец Древней Руси Дионисий воспел образ Богоматери, ставшей в христианстве символом нежнейшего отношения к Сыну и всему человечеству. Дионисий жил в ином времени, от Андрея Рублева его отделяет почти столетие. Внешняя красота культа – вот что привлекает современников. Творчество Дионисия окрашено, прежде всего, лиризмом и утонченной красотой. Сохранились лишь росписи в храме Рождества Богородицы Ферапонтовом монастыре, выполненные им в начале 16 в., примерно в 1502 г. Работа над ними была завершена за один месяц и два дня.
Расписывая храм Рождества Богородицы, Дионисий творил легко и свободно, подчиняя сюжеты торжественному и в то же время лирическому циклу песнопений в честь Богоматери, которая на Руси почиталась даже больше, чем ее Божественный Сын. Чувства матери, горячо переживающей трагическую смерть поруганного, замученного и казненного сына, ее нежность, перенесенная на всех без исключения обиженных и угнетенных, материнское сострадание и заступничество, возведенное в символ общечеловеческого материнства, были близки и понятны любому человеку Древней Руси.
Учитель: Посмотрите на работы Дионисия, что вы можете сказать о манере иконописца?
Ученик: Цвета яркие красивые, образы светлые.
Учитель: А что можно сказать о пропорциях фигур?
Ученик? Кажется они очень длинные.
Учитель: Согласна, действительно, удлиненные пропорции – это своеобразная манера и характерная черта творчества Дионисия.
Слайд 27. Под запись в тетрадь
Творчество трех крупнейших мастеров Древней Руси показывает, как глубоко и духовно было их искусство. До таких высот русская живопись уже не поднималась никогда.
4. Закрепление и обобщение.
Слайд 28-30.
(Тест, 4 варианта, находится в папке и предназначен для контроля на следующем уроке).
Работа в группах:
Фразы:
Художественный образ
Святой образ
Прямая перспектива
Обратная перспектива
Плоское изображение
Объемное изображение
Наличие тени
Отсутствие тени.
Разобрать фразы согласно данным иллюстрациям (можно 1 ученику работу выполнить на доске).
Домашнее задание: учить записи в тетради.
Творческое задание (на выбор):
- Мини-сочинение “Мое отношение к русской иконе”.
- Составить кроссворд по теме “Искусство Древней Руси”.
- Подготовить сообщение “Великие русские иконописцы”.
Рефлексия.
Ребята, у вас на столах лежат фишки разного цвета. Поднимите ту, которая соответствует вашему настроению в конце урока (зеленый цвет – урок понравился, настроение позитивное; желтый – затрудняюсь ответить; красный – урок не понравился, настроение плохое).